Готовность Армении вступить в Таможенный союз (ТС) и в дальнейшем двигаться в сторону формирования Евразийского экономического союза стала неприятным сюрпризом для ЕС. Не секрет, что политические силы Армении все же надеялись, что называется «усидеть на двух стульях», считая возможным подписание Договора об ассоциации с ЕС без экономического блока. Но Брюссель уже отказался от своей инициативы подписывать договор в прежнем виде, сославшись на то, что условия изменились.
Но так ли выгодно для Армении предложение ЕС? Практические положения предложенного договора до сих пор не раскрываются, даются лишь обтекаемые избитые формулировки: борьба с коррупцией и монополией, зона свободной торговли и прочее. Но настрой ЕС относительно республик бывшего СССР показывает, что такие страны, как Армения, нужны ЕС лишь в виде плацдарма для черной трудоемкой работы, и рассчитывать на то, что вдруг в Армению польются рекой инвестиции или появится реальный промышленный сектор производства, не приходится.
По сути ЕС притягивает Армению только самим «брендом». Если бы у Брюсселя было что предложить – пункты договора не просто бы назывались, они бы афишировались как супервыгодные условия. Очевидно, в Брюсселе побоялись раскрыть карты раньше времени, и не могли предположить такого поворота событий.
Заявление президента Саргсяна о присоединении к ТС сочли неожиданным даже российские эксперты. Все же последние четыре года официальный Ереван прокладывал совсем иной путь. Предполагалась, что парафирование Договора об ассоциированном членстве означает одной ногой уже быть в ЕС. Однако Армения хотела остаться при своем: продолжить весь спектр военного сотрудничества с Россией, получать выгодные кредиты, покупать газ по самой низкой цене и многое другое. Такое положение дел, пожалуй, не устраивало бы и Россию, и ЕС.
Но неожиданно Армения сделала другой выбор – в пользу России, и с ним по данным президента Ассоциации политологов Армении Андраника Ованнисяна согласны более 80% населения. Это объясняется не только экономическими показателями: вступление в пусть еще молодой, но уже зарекомендовавший себя как перспективный, ТС для Армении довольно органичен в контексте дружеских многовековых отношений с Россией.
Не имея общих границ, они имеют общие страницы истории, культурного, межнационального и религиозного общения. Влиятельная часть армянской диаспоры сделала свой капитал именно в России. В ней нашли приют и десятки тысяч трудовых мигрантов. Только за прошлый год трансферты армян из России составили 64,5% бюджета Армении, тем самым внеся значительный вклад в поддержание экономической стабильности в стране. В этой связи вопрос армянских экономистов об утраченной выгоде армянской казны в виде налоговых обложений от импортируемых товаров - на чаше весов выглядит невесомым.
В Армении все еще нет рынка и рыночных отношений – сегодня все экономическое пространство страны существует по феодальной модели. Во многом это связано с блокадным геополитическим положением страны, рядом Азербайджан и Турция – давние неприятели. Чаяния армянской стороны об открытии железнодорожного сообщения с Россией через Грузию и Абхазию могут быть реализованы в контексте вступления в ТС. Россия уже заявила о готовности вложить около 15 млрд. в развитие железнодорожного полотна, а для Армении это значит окно в большой мир, в реальный рынок.
Сотрудничество с Россией «по земле» в разы удешевит и разнообразит товары и услуги внутри республики. Невыгодно это может быть лишь армянским монополистам. В этой связи вступление в ТС - это реальный шанс разбить клановую систему внутри рынка, разнообразить число игроков и дать возможность выйти на рынок новым компаниям. ТС – это не только беспошлинная торговля, но и зона конкуренции. А конкуренция, как известно, выгодна всем, и более всего – потребителям.
Если социально-экономическая ситуация улучшится, у Армении есть шанс сдержать эмигрантские настроения внутри страны, а они достаточно высоки. По данным Ассоциации социологов Армении почти половина ереванцев (46%) хотят покинуть страну. Республику покидают не только неквалифицированные рабочие, огромный отток профессиональных кадров: врачей, учителей, программистов. Многие из них ориентированы в первую очередь, на Америку и Европу, а затем в Россию. Вопрос может решить грамотный экономический курс страны: развитие производства и промышленности, создание новых рабочих мест, активное сотрудничество в рамках Таможенного союза со всеми странами-участниками, поощрение конкуренции. Необходимо создание наукоемких производств, у Армении большие перспективы развития IT-сферы. При благоприятных условиях, есть надежда, что некоторая часть граждан может даже вернуться.
Но дело не только в финансово-экономической составляющей. Учитывая международную обстановку и «сирийский фактор», вступление Армении в ТС видится также шагом в сторону наращивания военно-технического сотрудничества между Россией и Арменией. И это, несомненно, на руку обеим сторонам: Россия укрепляет свои позиции в Закавказье, а Армения получает дополнительную защиту. Хотя Армения входит в состав ОДКБ, вступление в ТС дает больше вариативных возможностей к сотрудничеству.
И если после Сирии огонь перекинется на Иран, маленькой Армения останется рассчитывать лишь на «большого брата».
Екатерина Воскресенская (Тбилиси)
Комментарии читателей (45):
Пощечина Путина армянской криминальной олигархии
("Lragir", Армения)
в АРМЕНИИ остались еще честные люди но их меньшинство
BORIS а ты всегда на стороне большинства так выгодно
Фиговый листок на позоре Армении
Наира Айрумян
Общество - Суббота, 07 Сентября 2013, 10:57
- See more at: http://www.lragir.am/index/rus
Цель московской пропаганды – пролить кровь в Армении
Игорь Мурадян
Комментарии - Воскресенье, 22 Сентября 2013, 17:41
- See more at: http://www.lragir.am/index/rus/0/comments/view/324
На самом деле дело обстоит не так: в ООН те резолюции, которые не прошли на прошлой сессии, автоматически переносятся на следующую и так до бесконечности. Тем более такого рода резолюции, которые при голосовании поддержат только мусульманские страны. Следует напомнить, что Азербайджан является непостоянным членом СБ ООН, хотя ничем примечательным на этом посту не отметился, разве что пустыми разговорами и отсутствием внятной политики в вопросе израильско-палестинских отношений и Сирии. И именно поэтому считает, что может предлагать Генассамблее какие-угодно резолюции, в том числе и самые абсурдные. Подчас кажется, что кроме карабахского конфликта, внешнеполитическое ведомство этой страны ничего не интересует. Да, иногда азербайджанская делегация голосует за ту или иную резолюцию. Причем голосует не исходя из декларированных ей же приоритетов, а так, как скажут представители исламского мира. Пример с поддержкой Палестины более чем примечателен. Закупать вооружение у Израиля можно, но вот поддерживать в ООН – нет.
Вернемся к резолюциям. Сами по себе они ничего не решают и даже не тешат больное самолюбие азербайджанского МИД. Ему явно сподручнее с
Участь резолюций, о которых так гордо говорит Баку, незавидна – они снова будут положены под сукно до следующего года. Но скорее всего, даже если будет голосование, страны – сопредседатели – США, Франция и Россия, проголосуют против, как это уже было в 2008 году. Тогда сопредседатели МГ ОБСЕ посчитали представленную Азербайджаном резолюцию односторонней.
«Азербайджан оставил без внимания предложение сопредседателей по подготовке полностью сбалансированной резолюции. По причине такого выборочного подхода три страны-сопредседателя МГ ОБСЕ должны были выступить против данного одностороннего проекта резолюции, которая угрожает подорвать мирный процесс урегулирования карабахского конфликта», — говорилось в заявлении МГ ОБСЕ.