Украинские униаты расширяют своё присутствие на постсоветском пространстве. Спустя месяц после освящения в Киеве патриаршего собора Воскресения Христова, в воскресенье, 15 сентября, в Астане прошло освящение украинского греко-католического храма святого Иосифа Обручника.
Церемонию возглавил глава Пастырско-миграционного отдела УГКЦ епископ Иосиф Милян. Ему сослужили префект Конгрегации для восточных церквей Римско-католической церкви кардинал Леонардо Сандри, заместитель председателя Агентства по делам религий Республики Казахстан Марат Азильханов, апостольский нунций архиепископ Мигель Маури Буэндиа, католический архиепископ-митрополит Архиепархии Пресвятой Девы Марии в Астане Томаш Пета. Присутствовали представители власти и дипломатического корпуса Украины, США, Грузии. «Освящение в Астане храма Святого Иосифа Обручника – это ещё одно свидетельство религиозной толерантности и доброжелательности народа Казахстана. Это событие будет способствовать росту духовности, укреплению мира и межконфессионального согласия в казахстанском обществе», - резюмировала «Казахстанская правда».
Влиятельный ватиканский сановник, кардинал Сандри оказался в этот день в Астане не случайно. В Казахстане он пребывал с визитом с 13 по 17 сентября. В интервью Radio Vaticana префект Конгрегации для восточных церквей рассказал, что он встречался с латинской общиной католического кафедрального собора Астаны, посетил новый латинский собор Караганды, общался с местными мусульманскими лидерами и представителями Русской православной церкви. Но основной целью поездки кардинала Сандри стала инспекция греко-католических общин и участие в освящении храма Святого Иосифа Обручника. Что явилось, по замечанию католического епископа Карагандинского Януша Калеты, «огромной поддержкой для всех нас, значимым событием для небольшой католической общины, проживающей среди мусульманского большинства, и особенно важным для греко-католиков».В понедельник, 16 сентября, епископ Милян и кардинал Сандри пересеклись в Караганде. Глава Пастырско-миграционного отдела отслужил в местном греко-католическом приходе божественную литургию. После обеда в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Караганде с верующими встретился уже префект Конгрегации для восточных церквей. Приветствуя гостя из Ватикана, настоятель храма отец Василий Говерла отметил, что казахская земля является особой для наследия УГКЦ, поскольку здесь пролили свою кровь за Христа много «украинских мучеников и исповедников веры». Он также представил кардиналу «достаточно молодую общину верных, среди которых много детей и молодёжи, указав при этом, что сообщество украинских греко-католиков в Казахстане смотрит с большой верой в будущее», передает пресс-служба УГКЦ.
Сама по себе встреча униатского епископа Миляна и католического кардинала Сандри в Астане на освящении нового храма УГКЦ, возможно, так и была бы расценена как рядовое событие. Однако ряд событий на Украине заставляет задуматься, нет ли в этом чего-то большего. Так, на днях глава Украинской греко-католической церкви Святослав Шевчук обратился к председателю Верховной рады Украины Владимиру Рыбаку, лидерам фракций Партии регионов, «Батькивщины», «УДАРа» и «Свобода» с просьбой не поддерживать законопроекты 2993, 3194 и 3007, целью которых является «передача знаковых христианских святынь одной конфессии», сообщает портал «Религия на Украине».
Речь идёт о комплексе сооружений Киево-Печерской лавры, Почаевской лавры, киевской церкви Богородицы (Десятинная). По мнению Святослава Шевчука, украинское государство должно сохранять эти святыни в своей собственности до тех пор, пока в Украине не будет возобновлено «церковное единство времён Владимирова крещения». И только тогда «указанные сакральные объекты надлежит передать патриарху Украинской церкви».Таким образом, Украинская греко-католическая церковь после триумфального возвращения в Киев открытым текстом заявила о своих претензиях на лидерство в деле создания на Украине единой Поместной церкви.
Это вызвало критику со стороны православных конфессий. Даже непризнанная Украинская православная церковь Киевского патриархата в лице своего представителя, доктора исторических наук и протоиерея УПЦ КП Юрия Мицика заметила: «Украинские православные действительно всегда смотрели на Киев как на свой духовный сакральный центр, считали его своим «вторым Иерусалимом». Среди греко-католиков такая традиция сакрализации Киева как духовного центра неизвестна. У них, по крайней мере, до сих пор, сакрализовался другой центр - Рим, чужой для Украины так же, как и Москва».
Позиция руководства УГКЦ вызывает критику и среди самих униатов. Доктор богословия, греко-католик по вероисповеданию Николай Крокош считает провозглашённый владыкой Святославом Шевчуком курс на «евангелизацию Востока» большой ошибкой. По мнению эксперта, лозунг УГКЦ по отношению к Восточной Украине «Мы сюда не пришли, а вернулись» является не только исторически необоснованным, потому что униатские митрополиты никогда не сидели в самом Киеве, но демонстрирует реваншистское мышление. «Фактически УГКЦ вернулась на путь униатства, что является попыткой реакционной ревизии экуменического курса Римско-католической Церкви, - утверждает Николай Крокош. - Нам нужно не возрождение униатства в форме попыток возродить униатскую Киевскую митрополию в её прежних объёмах на территории Речи Посполитой, а действительное решение конкретных проблем в отношениях УГКЦ с православными Церквами».
Почему же УГКЦ так решительно двинулась на Восток? Складывается впечатление, что униаты выступают в роли своего рода «оператора» проведения чьих-то интересов в регионе. Вряд ли эта работа светской украинской власти. Остаётся Ватикан. На заре Брестской унии интеллектуальными разработками стратегии проникновения Рима на православное пространство занимались иезуиты. Не исключено, что сегодня вновь становятся актуальными нюансы иезуитских операций конца XVI – начала XVII веков, когда униатство активно поддерживали папы Римские, даже вопрекиm недоумениям местного католического епископата.
Комментарии читателей (0):