13 сентября газета азербайджанской традиционной оппозиции «Ени Мусават» опубликовала статью З. Сафароглу «Вопрос границы может вернуться в повестку дня». Автор пишет, что «присоединение Армении к Таможенному союзу, сформированному под патронажем России, должно быть оценено как безусловное дипломатическое поражение Запада в геополитической конкуренции за Южный Кавказ. Западные официальные лица также искренно признают это. В связи с этим событием прогнозируется стимулирование ужесточения региональной политики Кремля. Разумеется, после Армении давление будет направлено против Украины и Азербайджана». Исходя из этого, автор предполагает, что цель России на близкую перспективу ясна: «максимальным образом собирать бывшие советские республики под кремлевским зонтиком, не дать им расходиться». По его мнению, этот поступок Армении доказал, что «Москва достаточно сильна в регионе Южного Кавказа». В этом смысле «известные Цюрихские протоколы преследовали цель уменьшить зависимость Армении от России, и подвести ее под зависимость от Турции – проводницы интересов Запада в регионе». Отсюда и вывод автора: «после вступления Армении в ТС значение Цюрихских протоколов возрастает».
Случайно совпадение или нет, но именно в этот же день ряд бакинских СМИ со ссылкой на турецкие источники обнародовал детали секретного соглашения, подписанного Анкарой и Вашингтоном более десяти лет назад. Подпись под двухстраничным документом из 9 пунктов поставили 13 июля 2003 года главы МИД двух стран того периода - Колин Пауэлл и Абдулла Гюль. Как сообщает 1news.az, небезынтересен последний пункт соглашения, согласно которому Турция обязалась пойти на ряд уступок в отношении Армении. Анкара, в частности, обязалась открыть воздушный коридор с Арменией, создать условия для нелегальной работы 70 тысяч граждан Армении в Турции, нормализовать и улучшить отношения с Ереваном, создать для армян благоприятные условия приграничной торговли, а также снять ограничения на посещение ряда регионов Турции.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 17.11.13 О чем будут говорить Алиев с Саргсяном на саммите в Вене / Станислав Тарасов
- 26.09.13 Большой Ближний Восток: начало новой «игры» - эпицентр потрясений перемещается в Иран и на Кавказ / Станислав Тарасов
- 22.09.13 Алиев как символ коррупции и Брежнев на пути к 100%: предвыборная агитация в Азербайджане
- 13.09.13 Азербайджан мучительно ищет хозяина и образец: США, Прибалтика, Турция / Фахраддин Абосзода
Одновременно haqqin.az со ссылкой на армянские источники распространил информацию о том, что 12 сентября в городе Сур турецкой провинции Диярбекир состоялась официальная церемония возведения Памятника общей совести (Monument of Common Conscience), посвященного жертвам геноцида армян в Османской империи. В информации приводятся слова мэра города Сур Абдуллы Демирбаша из его речи на церемонии: «Мы приносим извинения за Геноцид армян и ассирийцев в 1915 году. Мы продолжим нашу борьбу за обеспечение компенсации им». Мэр города призвал власти Турции принести извинения и предпринять все необходимое для компенсации за геноцид. «Мы призываем их предпринять шаги в этом направлении», - подчеркнул он. На памятник нанесена надпись на шести языках, включая армянский, которая гласит: «Мы разделяем боль, чтобы она больше не повторилась». «Памятник посвящен всем народам и религиозным группам, которые были подвергнуты геноциду на этой земле. Памятник возведен в знак памяти о жертвах геноцидов, которые происходили, начиная с 1915 года», - заявил мэр. Демирбаш отметил, что памятник посвящен армянам, ассирийцам, евреям, езидам и алевитам, которые были подвергнуты геноциду, а также суннитам, которые «выступили против системы».
На фоне обнародования секретных планов «братской» Азербайджану Турции в отношении Армении и установления памятника геноциду армян в одном из турецких городов, несомненный интерес вызывает призыв Рауфа Миркадырова – одного из яро протурецких и прозападных аналитиков газеты «Зеркало», - одновременно к руководствам Азербайджана и Армении «больше думать о ломе, бороться против которого можно с помощью другого лома», имея при этом в виду «российские рычаги давления», нейтрализовать которые, по его мнению, «можно только появлением в регионе равнозначной по силе военно-политической силы». Он предлагает «определиться совместно с Грузией с международно-правовыми и военно-политическими гарантиями по поводу обеспечения собственной безопасности. Это сверхзадача, реализации которой необходимо добиться любой ценой». Но при этом он предупреждает: «на официальный Баку будет оказано давление, чтобы вовлечь Азербайджан в путинские интеграционные проекты на постсоветском пространстве. Информационная атака на официальный Баку уже идет полным ходом». Миркадыров уверен в том, что «Россия не имеет серьезных экономических рычагов влияния на Азербайджан. С экономической точки зрения Азербайджан в целом является самодостаточной страной. Тут проблем нет». «Но существуют серьезные геополитические рычаги давления на Азербайджан, - пишет Миркадыров, имея в виду карабахскую проблему. При этом он уверен, что «участие Армении в ТС не решает стратегическую задачу, стоящую перед российской внешней политикой на Южном Кавказе». Эта задача, по его мнению, комично игнорирующему прямую связь России с Ираном по Каспию, «заключается в создании сквозного коридора через Южный Кавказ в Иран, притом полностью подконтрольного России. Это геостратегическая задача». Отсюда он делает вывод о том, что «участие Армении в ТС – это просто создание видимости победы на внешнеполитическом фронте для внутреннего потребителя. Этот шаг официального Еревана всего лишь сохраняет Армению в качестве плацдарма России на Южном Кавказе, не более. Но существование этого плацдарма, может, и мешает, но не может предотвратить реализацию геостратегических задач США на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Для того чтобы справиться с задачей, России необходимо «разобраться» с Азербайджаном и Грузией».
Поэтому он не исключает, что «в ближайшее время, а точнее, сразу после президентских выборов [в Азербайджане], Россия начнет шантажировать официальный Баку тем же, что и Армению. Все очень просто. Азербайджан за изменение существующего статус-кво в карабахском урегулировании, но не в пользу Армении». При этом автор видит проблему в том, что, «имея военно-политическое присутствие на Южном Кавказе, именно Россия может сама изменить или же позволить другим изменить существующий статус-кво в карабахском конфликте». Плюс к этому, согласно его предположению, «ирано-российский тандем может ударить по Азербайджану на Каспии». «Естественно, это возможно предотвратить, притом очень просто. Хотя ради справедливости надо признать, что сформулировать легче, чем реализовать на деле. Но необходимо начинать с максимально прозрачных и конструктивных предложений по урегулированию карабахского конфликта. Это тот случай, когда надо играть не на внутреннего (чем, по его мнению, «грешат как в Баку, так и в Ереване»), а на внешнего потребителя, в том числе и на армянское общество».
Наконец, еще одну панацею Миркадыров видит в демократизации: «Для того чтобы получить гарантии безопасности, необходимо хотя бы частично соответствовать общепринятым нормам в этой сфере. В путинских интеграционных проектах такой угрозы нет. Это тот случай, когда интересы правящей элиты по бесконечному воспроизводству собственной власти посредством самой этой власти ну никак не соответствуют национально-государственным интересам. Но это то «неизбежное зло», с существованием которого необходимо «смириться» ради принятия в семью цивилизованных государств и получения гарантий безопасности. Другого пути нет. Трудный выбор, но необходимый, к которому, как наглядно показывают процессы, представители нашей правящей элиты все еще не готовы».
Продолжая тему, заместитель директора Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Гюльшан Пашаева в своих комментариях на 1news.az указывает, что «в силу исторических условий, вовлеченность (в отличие от вмешательства) России в дела какой-либо постсоветской страны носит объективный характер». В то же время «эта «вовлеченность» вряд ли должна исходить из того, что постсоветские страны без покровительства или союза с Россией просто попадут под контроль других региональных и мировых держав». По ее словам, такой взгляд практически игнорирует субъектность бывших советских республик, априори подразумевает, что эти страны являются некими пассивными объектами, а их элиты должны смириться с такой незавидной ролью. «Ситуация осложняется тем, - пишет она, - что, если раньше на протяжении столетий Москва служила для национальных окраин естественным объектом восхищения, лучшим образцом для подражания и единственным каналом выхода во внешний мир, то сегодня у бывших союзных республик, находящихся на стадии осознания собственных геополитических интересов и активного строительства национальных государств, появилась возможность поиска альтернативных союзников и партнеров». Вступление стран в различные союзы - обычное явление в человеческой истории. «Но можно ли в современных условиях стать равноправным членом какого-либо союза, если в общественном сознании все еще проявляются рецидивы постсоветского мышления, воспринимающего собственную страну фактически в качестве объекта международных отношений»? Отсюда вывод: «Периодически возникающее у сильных акторов желание «подтолкнуть» ту или иную постсоветскую страну к выбору геополитических приоритетов вполне объяснимо. Однако Азербайджан и Армения обречены на самостоятельный поиск рациональных моделей сосуществования, и чем меньше будет в таких моделях элементов «геополитического патернализма», тем лучше для обеих стран».
Еще одной активно обсуждаемой в бакинских СМИ темой остается Сирия. По мнению главы аналитического центра «Атлас» Э. Шахиноглу, которое приводит газета «Media forum», Путин своим известным дипломатическим ходом поставил Обаму в положение временного пата. Это означает, что в сирийском вопросе инициатива перешла к Путину.
По мнению Аналитической службы Turan, нельзя однозначно утверждать, что США и Россия противостоят друг другу в Сирийском конфликте. Последние события или развязка сюжета наоборот показывают сотрудничество двух стран по демонтажу асадовского режима. Бесспорно, каждая из сторон имеет интересы, связанные с Сирией. И эти интересы находятся как в самой Сирии, так и лежат за ее пределами, например на рынке оружия или энергоресурсов в Евразии, где страны конкурируют друг с другом. И Сирия здесь становится всего лишь разменной монетой. Авторы доклада Turan уверены, что в этой большой политике роль таких стран региона, как Армения и Азербайджан незначительна или вообще не существует. А вот влияние сирийского кризиса на закавказские страны ощущается. И оно находится в двух плоскостях – власти и гражданского общества. Власти в Армении и Азербайджане болезненно воспринимают ситуацию в силу того, что в Сирии гибнет очередной авторитарный режим, родственный по политическому духу Еревану и Баку. И поражение Асада режимы в этих странах воспринимают как собственные неудачи, как ускорение приближения конца авторитаризма в целом. Далее авторы пишут, что отдельные ожидания, что Азербайджан и Армения могут быть втянуты в конфликт в Сирии, не имеют под собой почву. «Но сирийский кризис в качестве звена продолжения цепочки «арабской весны», несомненно, косвенно оказывает влияние на оба южно-кавказских государства. Это факт, что революционные веяния Востока неумолимо подбираются к границам Кавказа, и они охватят регион, как только перешагнут Иран на очередном витке революционной смены авторитарных режимов», - уверены авторы (minval.az).
На этом фоне некоторые бакинские аналитики размышляют на тему вероятности возможного вступления Азербайджана в горячую фазу сирийского кризиса и власть считает для себя обязательным успокоить эти надежды. «Азербайджан ведет свою независимую политику как в отношении Турции, Ирана, России, США, так и Сирии. Наша страна приняла на сегодняшний день такую позицию, что никогда не станет влезать в антисирийский союз. Наше государство не будет участвовать в войне против Сирии. Одним словом, Азербайджан не пойдет против режима Башара Асада, так как это для нас совершенно не выгодно», - заявил газете «Эхо» рупор администрации Алиева, глава Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ) Мубариз Ахмедоглу. Его мнение поддерживат оппозиционный политолог Зардушт Ализаде: «азербайджанские власти не станут лезть в военную авантюру США против Сирии. Наша страна политически поддерживает США, но участвовать в военной операции не станет, учитывая, что Иран имеет возможность жестоко покарать всех противников Башара Асада».
Комментарии читателей (0):