На днях в средствах массовой информации появилось заявление Совета безопасности Армении о том, что Грузия согласилась на открытие абхазского участка железной дороги. “Россия, а также грузинская и абхазская стороны согласны на открытие абхазского участка железной дороги, – заявил в Ереване секретарь Совета безопасности Армении Артур Багдасарян. – Грузинская сторона дала своё согласие, российская и абхазская стороны – также. Но это процесс, и мы должны понимать, что есть конфликтующие стороны. Однако главное, что есть политическая воля к открытию этой железной дороги, и, в целом, развитию железнодорожных коммуникаций, что зафиксировано в совместном заявлении (президентов)” – заявляет Багдасарян.
Однако министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе опровергла это заявление и утверждает, что никакого согласия на открытие железной дороги на участке Абхазии Грузия не давала, хотя эта тема активно обсуждается в Грузии как экономически выгодный вариант для страны.
Заявление секретаря Совбеза Армении опровергает и премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили, который в ходе своего визита в Ереван в январе 2013 года, по утверждению армянской стороны, заявил о возможности восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию, прерванного в результате грузино-абхазского вооружённого конфликта 1992-1993 годов, после урегулирования ряда спорных вопросов с Россией.
Гига Бокерия, бывший секретарь Совета безопасности Грузии при режиме Саакашвили, также считает, что восстановление железной дороги на участке Абхазии является для Грузии экономически выгодным шагом, но об этом может идти речь только после деоккупации этой территории Россией. При этом, как отметил Бокерия, это никоим образом не должно отразиться на осуществлении проекта железной дороги “Карс – Ахалкалаки”. Этот проект, как заявляет бывший секретарь Совбеза Грузии, должен быть беспрепятственно завершён и только после этого можно говорить о других планах.
С этой позицией, вероятнее всего, будет согласно большинство населения Грузии, независимо от того, кто его выражает. Каков “ряд спорных вопросов с Россией” по мнению премьера Грузии, пока ни он сам, ни кто-либо другой из его соратников, не уточнял. Да и вряд ли имеет какое-либо значение, что сам Бидзина Иванишвили думает по этому поводу, во-первых, потому что он в ближайшем будущем собирается уходить из политики, а, во вторых, премьер-министр и до этого очень часто делал те или иные заявления, а потом сам же от них отказывался.
Что касается мнения грузинского народа по этому поводу, то на данном этапе можно говорить только в общих чертах, так как сама тема восстановления железной дороги в Абхазии пока не очень активно обсуждается в грузинских СМИ.
Другое дело – урегулирование отношений с Россией – абсолютное большинство грузинского населения считает необходимым и жизненно важным как с экономической, так и с политической точки зрения. Проблемы, связанные с Абхазией и с Южной Осетией, до сих пор являются самыми приоритетными для населения и исходя из этого, любая тема, касающаяся этих территорий, воспринимается крайне болезненно, особенно после августовских событий в Южной Осетии, когда по милости режима Саакашвили, и без того сложная ситуация зашла в тупик. Опасность того, что Грузия может окончательно потерять эти территории, действительно велика. США, которые рассматривают Грузию, как военный полигон в нужное время, разумеется, желают видеть эту территорию стабильной, безо всяких намёков на какие-то стремления, связанные с проблемой территориальной целостности страны – первый капкан был задействован именно в августе 2008 года, к сожалению, удачно.
Не исключено, что теперь, уже при “новых” властях, которые пока ещё пользуются доверием (во всяком случае, больше, чем предыдущие), США захотят в той или иной форме заполучить от грузинского правительства юридическое признание независимости этих республик, чем уже окончательно поставят точку на любых, в том числе, и мирных (единственно допустимый путь) попытках восстановления территориальной целостности страны.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что если власти учтут создавшуюся ситуацию, и, что ещё важнее, общественное мнение внутри страны, то перед окончательным решением задачи восстановления железнодорожных сообщений в Абхазии, главным вопросом будет возвращение беженцев и определение статуса Абхазии. При этом, будем надеяться, что грузинский народ адекватно оценит тот факт, что для окончательного решения открытия железной дороги в Абхазии требуется согласие грузинской стороны. Более конкретно и точно можно будет обсуждать эту тему, предположительно, лишь после завершения президентских выборов в Грузии.
Комментарии читателей (0):