В минувшие выходные, 31 августа, в доме Святой Марты, где ныне проживает папа Римский Франциск, прошли специальные слушания.
Помимо самого понтифика, в них приняли участие уходящий в отставку госсекретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне, префект Конгрегации по делам Восточных церквей кардинал Леонардо Сандри, секретарь по отношениям с государствами Государственного секретариата Святого престола монсеньор Доминик Мамберти и его заместитель монсеньор Антуан Камиллери, помощник заместителя Госсекретаря по общим делам монсеньор Питер Уэллс, сотрудник Государственного секретариата монсеньор Альберто Ортега Мартин.
На встрече обсуждались вопросы текущей ситуации на Ближнем Востоке, особенно в Сирии. Были рассмотрены возможные инициативы в этом отношении Святого Престола, передает Radio Vaticanа.
Накануне, 29 августа, папа Римский Франциск принял короля Иордании Абдаллу Хусейна с супругой и членов иорданской делегации, с которым позже встретились кардинал Тарчизио Бертоне и архиепископ Домиником Мамберти. Официальная газета Ватикана L`Osservatore Romano проинформировала, что особое внимание в разговоре понтифика и короля было уделено «трагической ситуации, в которой оказалась Сирия». В связи с этим, пишет издание, было подтверждено, что путь диалога и переговоров между всеми членами сирийского общества при поддержке международного сообщества является единственным вариантом, чтобы положить конец конфликту и насилию. Была также выражена признательность за участие иорданского монарха в межрелигиозном диалоге и за его инициативу созыва в начале сентября конференции в Аммане, где будут обсуждаться проблемы, с которыми христиане на Ближнем Востоке столкнулись «в этот период социально-политических преобразований».
В ответном слове Абдалла Хусейн заявил, что он постоянно трудится, продвигая идеи терпимости и мирного сосуществования между последователями ислама и христианства в целях расширения диалога, сообщило иорданское информационное агентство Petra. Умеренность и терпимость, по словам короля, являются основными ценностями для кампании, запущенной в 2004 году Амманом «для уточнения истинного образа ислама». Комментируя для Radio Vaticana итоги визита короля, генеральный викарий Иордании Латинского патриархата Иерусалима архиепископ Марун Лахам отметил, что «несмотря на то, что Иордания – маленькая страна, она играет важную роль в восстановлении мира в Сирии… Мы надеемся, что большие страны заключат мир вместо войны и найдут мирное решение, мы надеемся, что Иордания сможет сыграть положительную роль, присоединившись к позиции Святого Престола».
Между тем, по утверждению британского портала Catholic Herald, встреча короля с папой Римским Франциском «была организована поспешно», а понтифик был вынужден прервать свой отпуск для встречи с монархом. Если это так, можно ли говорить, что в переговорах по сирийскому вопросу между Адбаллой Хусейном и Франциском шла импровизация? Думается, это не совсем верно. В том числе потому, что в тот же день, 29 августа, председатель Комитета по международным вопросам правосудия и мира при Конференции католических епископов США епископ Ричард Пате направил в адрес госсекретаря США Джона Керри письмо. Ссылаясь на проведенные переговоры в Ватикане между папой Римским Франциском и королем Абдаллой Хусейном, епископ призывал «Соединенные Штаты начать работу с другими правительствами, чтобы стимулировать построение инклюзивного общества в Сирии, которая защищает права всех своих граждан, в том числе, христиан и других меньшинств». Учитывая, что подобные письма экспромтом не готовятся, вряд ли упоминание встречи понтифика и иорданского монарха было вставлено лишь для актуализации обращения к госсекретарю. Тогда в чем дело?
В минувшую субботу, 31 августа, в интервью журналу итальянских иезуитов Popoli ближневосточный священник-иезуит отец Виктор Ассуад с большим скептицизмом оценил перспективы иностранной интервенции в Сирию. И добавил: «Я знаю, все это звучит очень идеалистически, но почему организовать вооруженное нападение должно быть легче, чем мирную конференцию?». Это намек на запланированную на сентябрь международную конференцию по Сирии «Женева-2». Инициаторами ее проведения выступали Россия и США. С учетом активизации за последние дни дипломатической деятельности Святого престола, возникает вопрос – не готовит ли Ватикан свой «политический план» урегулирования в Сирии?
В этой связи интерес представляют слова патриарха Мелькитской греко-католической церкви Григория III Лахама, который отметил, что присутствие христиан в Сирии «есть необходимое условие для умеренного ислама, который существует благодаря христианам. Если мы уйдем, не может быть никакой демократии в Сирии». Не исключено, что в таком случае «политический план» Ватикана может предполагать создание на Ближнем Востоке ситуации, когда «водораздел» между «овцами» и «козлами» пройдет по линии союза христиан и умеренных исламистов против союза светских и религиозных экстремистов, куда логично вписываются и террористические группировки типа «Аль-Каиды». Учитывая, по замечанию The Huffington Post, опасения Ватикана, что революции «арабской весны» подпитывают «исламистские движения, которые угрожают выживанию насчитывающих много веков христианских общин в регионе».
Тем временем папа Римский Франциск объявил о проведении 7 сентября на площади Святого Петра молитвенного стояния с 19.00 до 24.00 с просьбой и мире для Сирии. Понтифик призвал к общей молитве с ним всех христиан. Инициативу главы Римско-католической церкви поддержал верховный муфтий Сирии Ахмад Бадреддин Хассун. Он предложил сирийским мусульманам в мечетях Дамаска и по всей стране молиться вместе с папой Римским Франциском. Готовятся к соборной молитве 7 сентября и христиане Египта. После чего, по данным информационного агентства Fides, коптский католический патриарх Ибрагим Исаак Сидрак с 20 сентября по 15 октября посетит Швейцарию, Францию, Австрию и Германию с целью проинформировать власти и общественность этих стран о положении христиан в Египте.
Комментарии читателей (3):
После молитв 7 сентября, у членов конгрессa есть 2 дня на обдумывания этого вопроса.
Американцы, вообще, и члены конгресса, в частности, очень богобоязны. Молитва паствы произведёт глубокое впечатление на конгресс.
Очень большая вероятность, что конгресс непроголосует так, как хочет нобелевский лауреат за мир.
PS: Грош цена нобелевскому комитету, кроме всего прочего.
WIKIPEDIA: «Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia») святого Игнатия, представляют собой сочетание испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Ф.А. БРОКГАУЗА И И.А. ЕФРОНА: "Иезуитский орден учрежден в 1534 г. Игнатием Лойолой (отсюда другое название И. — Игнатианцы), назвавшим его обществом Иисуса (Societas Jesus) и обрекшим его на борьбу против "адских чудовищ и порождений сатаны", на служение Богу, на совершение подвигов ad majorem Dei gloriam."
Вот Вы предполагаете, что описанное Вами - это свидетельство наличия у римского первосященника некоего "своего" плана по Сирии. Но сами же Вы обращаете внимание на то, как быстротечно вдруг активизировался римский престол - отзыв папы из отпуска, кратчайшие сроки на проведение мероприятий ...
Ну так почему не предположить, что всё это вовсе не некая инициатива Ватикана, а выполнение просьбы?
Предлагаю гипотезу:
администрация Обамы пошла на резкое обострение ситуации, но дела стали развиваться не совсем так, как хотелось, некоторые союзнички начали вилять задом и отползать в сторону, пропагандистская кампания по хим-атаке не дала желаемых результатов. Т.о. возникает ситуация, когда Вашингтон, возможно, хотел бы отыграть пару ходов назад. Т.е. хотел бы, может быть временно, но отказаться от агрессии. Но при этом возникает задача "сохранения лица". Как отказаться от своих угроз, не нарываясь на насмешки?
И вот тут, как раз, очень и очень может помочь папа. Предположим, его попросили выступить вот именно с такими "пацифистскими" инициативами. Тогда те, кому положено, будут молиться за мир, далее штатовский презик сможет сказать "ну, хорошо, раз папаша так просит, я подожду - всё-таки, наместник св.Петра, - но это в последний раз".
При таком развитии событий и волки сыты и овцы целы. Вернее, и ход назад отыграли, и в пустобрёхи не попали.
Почему не так?
А пуркуа бы и не па?