Портал Delo.UA задается главным вопросом – кто даст денег Украине, если не МВФ? Государственный бюджет Украины по-прежнему нуждается в значительных денежных вливаниях. Кроме того, сохраняются риски нестабильности финансового счета платежного баланса, отмечает издание. Однако выполнение требований МВФ грозит значительными политическими рисками. Поэтому эксперты обсуждают иные возможности пополнения бюджета. Самый простой из них — выпуск еврооблигаций. Эти деньги будут «дороже» чем от МВФ, но дадут возможность стабилизировать экономическую ситуацию как минимум до выборов в 2015 году.
Российский вариант в свете последних событий мало реален. Тогда, может быть, Пекин? Китай — важный торговый партнер, но параллельно с финансовой помощью Украина может получить экспансию китайских дешевых товаров, поэтому в данном случае требуется осторожность, говорит Александр Савченко, экс-зампредседатель Нацбанка и ректор Международного института бизнеса. «Рассчитывать на Китай не стоит. Кроме того, в этом году есть такой нюанс, что часть нашего рекордного урожая уже была оплачена на 1,5 млрд долларов еще в 2012 году кредитом от Экспортно-импортного банка Китая. В 2013 году Украина должна отгрузить товар на эту сумму без поступлений валюты в страну», — отмечает Александр Паращий из Concorde Capital.
Обозреватель еженедельника «Зеркало недели» Татьяна Силина тщательно исследовала вопрос, откроют ли союзники Украины «второй фронт» в так называемой «торговой войне». Ответы неутешительны. Хотя чиновники Евросоюза и ряда стран Европы, среди которых журналист особо выделяет Германию, вроде бы на словах показали свою озабоченность действиями Москвы, на деле заступаться за Киев им не очень хочется. «О своем бизнесе пекутся все (кроме Украины — здесь его еще и обвиняют в неготовности к российским действиям), — пишет Татьяна Силина. — По нашей информации, во вторник <20 августа> в представительстве Еврокомиссии в Киеве собирались торговые представители из посольств государств ЕС, дабы обсудить украино-российские «таможенные» проблемы и обменяться информацией о том, коснулись ли действия россиян и европейских товаропроизводителей. Выяснили: не коснулись (вопреки утверждению Медведчука, что нормативы российской таможни «действуют относительно всех»). (К слову, по информации ZN.UA, после начала блокады украинского экспорта отечественные госорганы также зафиксировали: товары из третьих стран, ввозимые украинскими перевозчиками на территорию России, оформляются в штатном режиме, без задержек.) Но если российские таможенные ограничения не коснулись европейских экспортеров, решили торгпреды ЕС, к чему кипишевать? Постановили ждать и наблюдать: может, это и впрямь, никакая не «торговая война», а банальное двустороннее выяснение отношений, с кем не бывает? К тому же, украинское Миндоходов и сборов уже отрапортовало: ФТС России вернулась к штатному растаможиванию украинских товаров. Вот и еврокомиссар Фюле из Твиттера радуется: «Счастлив увидеть, что ситуация успокаивается». Вот и ладушки, вот и хорошо. Даже от сочувствующих и переживающих за Украину европейцев приходится слышать: не преувеличивайте, это не торговая и, тем более, не широкомасштабная война, это лишь «психическая атака», Москва «берет на испуг» украинскую власть и олигархов, дабы не допустить подписания Соглашения, на «войну» Россия не решится, во всяком случае, пока; «война» ей может и не понадобится, поскольку ваше руководство достаточно «талантливо», чтобы и самому провалить Вильнюсский саммит».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 23.10.13 Евросоюз заговорил с Киевом на «традиционном путинском новоязе»
- 21.10.13 Раньше сядут – раньше выйдут. Москве не стоит мешать контактам стран Восточного Партнёрства с ЕС / Григорий Трофимчук
- 17.10.13 Для русского населения Крыма вхождение в ЕС могло бы создать лучшие возможности: Михаэль Дорфман
- 17.10.13 Сила через заключение - это модель взаимоотношений Януковича с ЕС / Юрий Романенко
ЕС, утверждает «Зеркало недели», никогда не испытывал желания погружаться в политику украино-российских отношений. А слова «геополитика» вообще старается избегать. Когда его произносит Украина, ее зачастую подозревают в шантаже и желании получить желаемое, на данном этапе — Соглашение об ассоциации — без приложения собственных усилий, без выполнения выдвинутых Евросоюзом требований и соответствия озвученным им критериям. ЕС не любит, когда Украина говорит о российском давлении, о возможности иного геополитического выбора. Это раздражает, это отвлекает, это заставляет смотреть не под ноги, а в завтрашний день. У ЕС самого масса нерешенных проблем, зачем ему еще чьи-то? Лучше рассматривать разногласия Киева и Москвы на двустороннем уровне — украино-российском, разумеется. Так Европе проще, так удобнее.
Еще труднее — со странами южными. «Здесь мы традиционно никому не интересны, — констатирует журналист. — Россия, напротив, в почете и уважении. Здесь многие после тщательной и щедро профинансированной разъяснительной работы россиян уверены, что Таможенный союз работает по правилам ВТО, и искренне недоумевают, почему он так не нравится Украине. А в руководстве профильных ведомств, когда интересуются у украинских дипломатов и чиновников возможной реакцией России на подписание Соглашения об ассоциации, пекутся не об Украине, а, опасаясь гневной реакции Москвы, пытаются спрогнозировать возможные последствия для своего бизнеса».
Так что, похоже, единственные верные союзники Украины во внешнем мире – это зарубежные украинцы. На этой неделе они приехали во Львов, где проходил X Всемирный конгресс украинцев. В интервью газете «День» известный львовский журналист Остап Дроздов сделал следующий для себя вывод: «Фактически сейчас, в эти дни, в Львове проходит кастинг на единого кандидата в президенты от оппозиции». При этом зарубежные украинцы, по мнению эксперта, считают единство оппозиции бутафорным и наигранным, то есть их - не обмануть. Они четко понимают, что внутреннее противостояние между оппозиционной троицей есть, они видят, как украинские оппозиционные лидеры соревнуются за «благосклонность мирового украинства (причем соревнуются совершенно неконкурентным способом)». Поэтому представители диаспоры поедут из Украины с осознанием, что у Украины нет единого кандидата от оппозиции. Также призрачны шансы, что он будет согласованным.
Иное дело, украинские олигархи, они свой выбор делают уже сейчас. В беседе с «Днем» первый заместитель председателя правления Проминвестбанка Вячеслав Юткин назвал реального оппонента Виктору Януковичу на президентских выборах 2015 года – Виталия Кличко. Он пользуется большим авторитетом, как человек не скомпрометировавший себя в политике, известный за рубежом, набирающий силы, отмечает банкир. На нем нет того отрицательного груза эмоций, которые уже собрала и оппозиция, и практически все ее лидеры в разное время и по разным причинам. Кличко – новый политик, и большинство избирателей, которых Вячеслав Юткин оценивает в 35-40%, которые по каким-то причинам не хотели бы голосовать за действующую власть или оппозицию, отдадут свои голоса в пользу Кличко. Если он, конечно, захочет быть кандидатом в президенты.
Однако для победы оппозиции следует объединится с русскоязычными демократами, заявил Delo.UA лидер общественного движения «Третья республика» Юрий Луценко. По его мнению, агрессивное насаждение украинского языка только помогает внешним силам раскалывать украинское общество. На Украине 80% людей хотят демократической процветающей Украины, 20% — «совки» и криминалитет («совки» ненавидят Украину, хотя участвуют в голосовании, а криминалитет считает смыслом своей жизни грабеж других), утверждает оппозиционный политик. Нужно объединить эти 80%. «На данный момент мы разрешаем себя разъединить. До тех пор, пока мы отказываем русскоязычным гражданам в праве на украинский патриотизм, у нас есть проблемы. Я уверен, что мы начнем побеждать, когда объединимся с русскоязычными демократами, к примеру, из Харькова, Одессы и Днепропетровска. Для этого нужно выйти с навязанного нам пути противостояния и найти объединяющие мотивы», — заявил Юрий Луценко.
Комментарии читателей (0):