Украина в торговом противостоянии с Россией cослалась на нормы и правила действующей с 2012 года Зоны свободной торговли СНГ. Данные соглашения предусматривают (за исключением крайне небольшого списка изъятий) свободный доступ украинских товаров на рынки России и других членов Таможенного союза ЕврАзЭс - Белоруссии и Казахстана.
Почему Россия вновь оказалась в крайне невыгодном положении в своих спорах с соседями по СНГ?
Чуть ранее советник президента России Сергей Глазьев, который всегда весьма скептически относился к перспективам ЗСТ в Содружестве, заявил, что Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (ТС) в случае подписания Киевом соглашения об ассоциации и Зоне свободной торговли с ЕС будет вынужден ужесточить таможенный режим с Украиной, а также может выйти из Зоны свободной торговли с ней. Он добавил, что изучением этого вопроса уже занимается Евразийская экономическая комиссия.
Официальная реакция Киева не заставила себя долго ждать. По словам правительственного уполномоченного по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ, ЕврАзЭс и другими региональными объединениями Валерия Мунтияна, решение о выходе государств-участников ТС из договора о свободной торговле должно приниматься на уровне президентов этих государств, но никак не на уровне Евразийской экономической комиссии. "Возникает логичный вопрос: а зачем Украине выходить из выгодного для нее в торгово-экономической сфере договора, тем более в условиях мирового финансово-экономического кризиса? Украина будет защищать свои экономические интересы и дальше отстаивать зону свободной торговли без изъятий и ограничений", - добавил он.
До этого украинский премьер Николай Азаров также подчеркнул, что Киев в торговых спорах с Москвой будет апеллировать к нормам ВТО и Зоны свободной торговли в СНГ.
Москва оказалась в непростом положении: чтобы не допустить создания на Украине после весьма возможного подписания соглашения об ассоциации с ЕС огромной реэкспортной территории (ведь пока действует Соглашение об ЗСТ в СНГ, российско-украинская граница открыта для практически беспошлинного движения товаров), Россия придется идти на фактическую денонсацию соглашения о ЗСТ в СНГ.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Нетрудно предсказать, что после такого шага авторитет России на постсоветском пространстве и отношение к ее интеграционным инициативам упадет ниже критического уровня.
При этом Киев устами Мунтияна уже заявил, что выход России из ЗСТ СНГ не будет легким и быстрым. По словам украинского правительственного уполномоченного, "прекращение действия договора для любой из его сторон возможно лишь только при направлении такой стороной депозитарию Исполкома СНГ письменного уведомления о таком своем намерении не позднее чем за 12 месяцев до выхода".
То есть Украина настаивает на том, что и после возможного выхода России из данного соглашения украинские товары еще минимум год могут беспошлинно поставлять на рынки России.
Как же получилось, что Москва сама резко ослабила свои переговорные позиции на постсоветском пространстве? Как известно, ЗСТ в Содружестве была создана еще в 1994 году, но соглашение о ее создании не было ратифицировано странами-подписантами.
Тем не менее, Россия могла достаточно гибко регулировать доступ украинской продукции на российский рынок (существовало порядка 130 изъятий) и предлагать беспошлинный доступ украинской продукции на российский рынок только в рамках ТС.
Возможность беспошлинно и бесквотно поставлять свои товары на критически важный российский рынок (как это сейчас делает Беларусь) была чуть ли не решающим мотивом Украины для присоединения к Таможенному союзу.
Однако Исполком СНГ и его руководитель Сергей Лебедев решили сломать сложившуюся схему и создать Зону свободной торговли в СНГ (тем самым серьезно девальвировав привлекательность ТС). Совершенно серьезно утверждалось, что подписание Киевом соглашения о ЗСТ в СНГ - большая победа российской политики на постсоветском пространстве, поскольку якобы делает невозможным подписания соглашения об ассоциации и ЗСТ между Украиной и ЕС.
Однако Киев рассматривал свою подпись под соглашением о создании ЗСТ СНГ как определенного "троянского коня". Практически сразу после начала действия этого соглашения (что означало серьезное облегчение для доступа украинских товаров на российский рынок) Киев заявил, что создание ЗСТ в СНГ и ЗСТ между Украиной и ЕС никоим образом не противоречат друг другу и должны взаимно дополнять друг друга.
В Брюсселе практически сразу также завили, что членство Украины в ЗСТ СНГ никак не скажется на перспективах ассоциации между Украиной и ЕС (при этом особо было подчеркнуто, что членство Киева в ТС поставит крест на его движение в сторону ЕС). Брюссель увидел для себя прекрасную возможность увеличить беспошлинные поставки европейских товаров на рынки ТС через "троянского коня" - членство Украины в ЗСТ СНГ.
В Государственной думе РФ роль основного лоббиста соглашения о создании ЗСТ в СНГ взял на себя нынешний председатель парламента Сергей Нарышкин. Он не только обеспечил быстрое прохождение ратификации соглашения в Госдуме , но и всячески лоббировал это соглашение и в Верховной Раде Украины (ВРУ долго делала вид, что сомневается в нужности этого соглашения для Украины).
Сейчас ситуация осложняется тем, что уже и Еврокомиссия оказывает давление на Москву для того, чтобы не допустить закрытия рынка России (рынка ТС) для реэкспортных товаров из Украины после возможного подписания в ноябре соглашения о создании ЗСТ между Украиной и ЕС.
Ситуация вокруг ЗСТ СНГ очень ярко демонстрирует, что в России полностью отсутствует прогнозирование политики на постсоветском пространстве и важнейшие решения принимаются исходя из личных мнений и предпочтений отдельных чиновников.
Комментарии читателей (7):
Но всё-таки, однако!
Не что иное, как вобще -
вот вам и пожалуйста.
Нет, конечно, спору нет. По части политического планирования в РФ не густо. И рассевшиеся по чинам бояре умничают почем зря. Однако я совершенно не согласен с утверждением Адясова о том, что
"Нетрудно предсказать, что после такого шага (денонсации) авторитет России на постсоветском пространстве и отношение к ее интеграционным инициативам упадет ниже критического уровня"
Этот авторитет уже давно упал. И упал не потому, что РФ нарушает или не нарушает свои обязательства, а потому, что НИ РАЗУ не наступила на хвост хитрецам. Вот это в значительно большей мере подрывает "авторитет". Вот все, кому не лень и шантажируют Россию "европейским выбором".
Защита собственной таможенной территории - законное право любого суверенного государства. В том числе и РФ. И если "новые" соглашения какого-либо "партнера" ставят под вопрос эту защиту, то никакие "старые" соглашения учитываться не должны - форс-мажор.
Понятно, что всякие там ВТО и "Шведские арбитражи" могут такой подход и не поддержать - им это НЕ выгодно, а они вовсе не так объективны, как говорят об этом. Их послушать - они и не такое расскажут. С речью у них все в порядке. Но ВТО заинтересовано в РФ не меньше, чем, РФ в нем. Не признание юрисдикции ИХ "судов" и "арбитражей" - суверенное право РФ. Экономические санкции?
Если бы они могли заместить русские поставки нефти и газа "своими" - давно бы уже сделали это и без нэньки.
Что еще? Метал? Зерно? А много его? А много его ЭУропа и Штаты покупают? А себе не нужнее?
Может онЕ счета в американских банках заарестуют? Так это казус бели.
Поэтому я считаю, что одномоментная (!) и односторонняя (!) денонсация это НЕ ПОТЕРЯ авторитета, а его ПРИОБРЕТЕНИЕ. Потому и не уважают, что неуважение НЕ наказывается. И не надо боятся денонсации "Большого договора". Есть такой прецедент - Гуантанамо. Пусть попробуют силой отобрать.
Жульничество и двуручность позиции украинского правительства очевидны. Соглашением с ЭУропой онЕ впрямую нарушают если не букву, то дух предыдущих соглашений с РФ. Они без согласия правительства РФ прорывают таможенную границу России. А если ЭУропе так хочется беспошлинно через нЭньку в Россию забраться - нехай снимает квоты, таможенные и "стандартные" ограничения на российские товары на своих границах и умерят свои "антимонопольные" аппетиты. Причем все это документально. Пора прекращать верить этим, мягко говоря, пройдохам на слово. Причем все это в прямых переговорах с правительством России.
Не надо бояться конфронтации.
Пусть они боятся.
Покричат и заткнутся.
Они уважают только силу. Именно они сформулировали принцип поведения "пьяного ковбоя".
Это жизненно важные вопросы. Это подрыв экономики. Это вам не судьба какого-то там Бута, и не право на гей-парад.
Киев и ЭУропа, совместно, пытаются провести невиданную экономическую диверсию против РФ и ее союзнков. В нарушение всех мыслимых правил и обычаев. Только колониально зависимая территория, а не суверенное государство, обязана соблюдать невыгодные для нее "договоры" и "соглашения". Если хотят - пусть доказывают права своей метрополии силой.
А там - как бог даст...
Теперь конкретно, о предвидимом Адясовым реэкспорте с территории проходного двора, которую старательно создает украинское правительство.
Самое интересное здесь это то, что никакой катастрофы в этом узком вопросе, по-моему, нет. Кричать и спекулировать надо так, как я об этом распинался до сих пор. А на практике надо всего лишь сделать меры таможенного контроля на границе с Украиной 100%-но сплошными и скрупулезно следить за соблюдением. Что и было предпринято неделю назад.
Вы все были свидетелями того, какой вой о "принуждении" и о "войне" был поднят практически всеми "СМИ" Украины. Но это тот случай, когда знает кошка, чье мясо съела. Не случайно на заседании правительства Азаров прямо заявил, что "отчасти виноваты сами украинские экспортеры" "несерьезно отнесшиеся" к предупреждениям русской таможни, делавшимся на протяжении более полутора месяцев.
И не надо, как тут у нас проскользнуло, "возвращаться" в штатный режим. Наоборот, за нарушение таможенного режима конкретные фирмы-нарушители должны жестко наказываться. В идеале - отлучением от российского рынка. И не думаю, что такая практика не используется на границах Штатов и ЕЭС. Вон - за малейшие нарушения условий люди на годы или навсегда лишаются "шенгенской" визы и это никак, вроде бы не мешает "свободному обмену людьми".
Именно так, совершенно зеркально, должна себя вести и РФ.
И ясно, как божий день, что там есть, что дискредитировать.
Зато вой со стороны ЭУропы был бы достойно парирован тезисом о том, что она (ЭУропа) вместо "имплементации правил честной торговли на Украине" поощряет серый и черный экспорт, и, видимо, сама в нем участвует, т.к. патронирует нарушителя.
Так что, господин Адясов, не надо "впадать в отчаяние" - может быть оно деланое. Надо просто очень жестко себя вести. И с авторитетом все будет в порядке. Хотя, коненчно, прозападные шавки будут лаять. Но они будут лаять в любом случае - работа такая, заработок.
Там, говоря о прецедентах, я назвал аннексию Гуантанамо - 117 кв.км территории Кубы плюс акватория залива. Но в спешке забыл привести и другие примеры - Гибралтар, Акротири, да и Мальдивские острова с Диего-Гарсией.