Анкара вновь всех очень удивила. Как заявил глава МИД Турции Ахмет Давутоглу, за 10 дней до начала военного переворота в Каире, турецкая разведка вела переговоры с президентом Египта Мухаммедом Мурси, чтобы «убедить египетские власти в нежелательности введения чрезвычайного положения». При этом Давутоглу уточнил: «мы видели критичность ситуации и провели оценку уровня безопасности в Египте».
Имел ли возможность Мурси, введя чрезвычайное положение в стране, изменить ход событий в Египте и предотвратить выступление военных, сказать сложно. Но фактом является то, что в египетские события оказалась активно вовлеченной турецкая разведка. Неслучайно позже премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил в парламенте, что «за событиями в Египте стоит Израиль, и существуют доказательства такого утверждения». Правда, после этого он нарвался на реплику представителя Белого дома Джоша Эрнеста: «Мы осуждаем высказывания Эрдогана. Предполагать, что Израиль причастен к последним событиям в Египте, оскорбительно, неконструктивно и неправильно».
Если это неправильно, то что тогда правильно? Реконструируя египетские события по косвенным признакам, невольно приходишь к выводу, что военный переворот в Каире не являлся политическим сюрпризом для США. Что касается Израиля, то, как полагает директор Центра партнёрства цивилизаций Института международных исследований МГИМО (У) МИД России Вениамин Попов, влияние этой страны на события в Египте всё же имело место. По его словам, «израильтяне очень активно лоббировали в США поддержку военного переворота в Египте». Причины очевидны: события в Египте напрямую затрагивают национальные интересы Израиля, прежде всего, в сфере безопасности. Отметим и то, что Эрдоган одним из первых потребовал специального созыва заседания СБ ООН, чтобы интернационализировать египетский кризис». Не получилось. Что же тогда получилось?
Вернемся к другой части заявления главы МИД Турции Давутоглу. Он также сообщил, что Анкара «и по сей день осуществляет тайную дипломатию с Мурси». «Я впервые об этом сообщаю, и это наносит вред данной работе, - отметил Давутоглу. - Мы не можем вести активную внешнюю политику, ведя переговоры с властями, не встретившись с Мурси. Это уже не активная внешняя политика, а признание законности военного переворота».
Дело в том, что сообщения о так называемой «тайной дипломатии» Турции на египетском направлении совпали с дипломатией Эр-Риада. Король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз выступил с «дорожной картой» по египетскому урегулированию. Он заявил о поддержке египетской армии, «ведущей борьбу с терроризмом», и потребовал от иностранных государств прекратить вмешательство во внутренние дела Египта. В свою очередь шеф саудовской дипломатии принц Сауд аль-Фейсал добился согласия президента Франции Франсу Олланда «дать шанс временному правительству Египта восстановить безопасность в стране, реализовать «дорожную карту» переходного периода и провести выборы.
В итоге события в Египте раскололи страны Ближнего Востока на две противоборствующие группировки. На стороне Египта теперь вместе выступают Саудовская Аравия, Иордания, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн. Сейчас они готовится к проведению экстренного совещания Лиги арабских государств в поддержку Египта и с целью не допущения интернационализации кризиса в этой стране. В другом лагере - Катар и Турция, с примкнувшем к ним афганского движения «Талибан», которые продолжают считать законным главой Египта Мохаммеда Мурси. Отметим и то, что о поддержке египетских «Братьев-мусульман» заявила и «Аль-Каида».
Что дальше? «Братья-мусульмане», имеющие широкую региональную сеть, но потеряв Египет, потенциально могут нанести удар по Саудовской Аравии, ОАЭ, Марокко, Тунису, Ливии, обострить ситуацию в Сирии. Это, как предполагают многие российские эксперты, качественно меняет геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке и севере Африки. По словам директора Института востоковедения РАН Виталия Наумкина, произошел «неожиданный разворот в региональном балансе сил, когда все переворачивается с ног на голову». Саудовская Аравия, которая считалась главным проводником интересов исламистских сил в регионе, поддержала военных в Египте. Турция, которая находится с Ираном по разные стороны баррикад в Сирии, теперь вместе с Ираном осуждает новые власти Египта и фактически противостоит Саудовской Аравии, и оказывается в одной стратегической упряжке с» Талибаном» и с «Аль-Каидой».
Это, пожалуй, и является пока самым главным политическим сюрпризом «арабской весны».
Комментарии читателей (0):