Глава Эрзрумского регионального отделения Железных дорог Турции Юнус Ешлиюрт выступил с важным заявлением.
Он сообщил, что работы по реконструкции железной дороги на востоке Турции достигли Карса, а до конца года завершится ремонт ветки до границы с Арменией. Так сбываются прогнозы многих армянских политологов, которые в последнее время стали часто выступать с заявлениями о том, что «Ереван должен готовиться к изменению контекста армяно-турецких отношений». Правда, этот контекст меняется не так, как они предлагают: вернуться к условиям Севрского договора, подготовить и отметить столетнюю годовщину Геноцида армян - 24 апреля 2015 года – требованиями о возврате территорий, определить размеры возмещения ущерба и перевести «армян из образа жертвы и категории молящих в категорию требующих».
Ничего такого в принципе не намечается. Вряд ли осуществится и то, о чем недавно сообщал один из армянских информационных порталов: «Турция, делая заявления о «территориальной целостности» Азербайджана, на деле готовится к новому раунду нормализации отношений с Арменией. А если быть точнее, Турция готовится к открытию региона Южного Кавказа, понимая, что блокада границ изолирует не столько Армению, сколько проекты Турции и Азербайджана». (См.: www.lragir.am/index/rus/0/politics/view/31833 ).
Увы, налицо обычная «дипломатическая проза». Сразу бросается в глаза то, что названные турецкой стороной сроки завершения ремонта железной дороги Карс-Гюмри почти совпадают с началом работы в Вильнюсе саммита ЕС, на котором Армения должна войти в европейскую зону свободной торговли без Нагорного Карабаха. Так комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле заявил, что «Евросоюз использует все возможности, чтобы добиться от Турции нормализации отношений с соседями, в частности с Арменией». По его же словам, «когда идут переговоры с третьей стороной относительно Договора о создании зоны свободной торговли, то есть определенные процедуры, которым должны следовать вовлеченные стороны, в частности Турция». Кстати, об этом размышляет и президент Армении Серж Саргсян, оговаривая ассоциацию своей страны с ЕС открытием турецко-армянских границ.
В этой связи интригующе звучит вопрос армянского тюрколога Артак Шакаряна: «Турция в любой момент может открыть границу, и что мы тогда можем ответить – не хотим?». Теоретически такое возможно. Но Анкара предпочитает действовать более методично: и в Закавказье в целом, и в отношении Армении и Азербайджана из-за карабахской проблемы. В конце прошлого года Турция предложила Минской группе ОБСЕ «Дорожную карту» по Карабаху: Армения возвращает Азербайджану семь прилегающих к Нагорному Карабаху районов, после этого её присоединяют к проекту железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, открываются также железная дорога Карс-Гюмри и автомобильное сообщение между Турцией и Арменией. Позже, в июне, когда стали появляться первые сообщения о ремонте со стороны Турции 112-километрового участка железной дороги Карс-Гюмри, директор бакинского Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу заметил, что «Армения, разрушив железную дорогу на Мегри, как зеницу ока бережет дорогу Карс- Гюмри». Напомним, что мегринская железная дорога связывала Армению через Азербайджан с Россией, а дорога Карс-Гюмри может соединить Грузию и Армению через Турцию с Европой. Российский вариант через Грузию и Абхазию пока закрыт. По мнению Ахмедоглу, Баку тогда предполагал следующую такую схему в действиях Армении: она выступает сторонником интеграции с Западом при условии сохранения под своим контролем Карабаха. Но она отвергает интеграцию с Россией при условии возвращения Карабаха Азербайджану.
Поэтому, когда турецкая сторона сообщила о ремонте ветки железной дороги Карс-Гюмри на своей территории, возник вопрос о стимулах, подтолкнувших ее к таким действиям, поскольку ранее они обуславливались политическими мотивами. По ходу недавнего протестного движения в Турции, ЕС блокировал переговорный процесс с этой страной о членстве в ЕС, что сбило ее «дипломатический ритм» в направлении Закавказья. В ситуации, когда Азербайджан стал выстраивать свои отношения с ЕС в ином формате, точно так же, как и Турция, он может сделать политический реверанс в отношении Армении, не заостряя внимания на железной дороге Карс-Гюмри. Если турки завершение ремонта своего участка железной дороги Карс-Гюмри преподнесут к саммиту ЕС в Вильнюсе, это будет означать выполнение условия ЕС по открытию границ с Арменией, а последняя лишится возможности отыграть все назад.
Далее просматриваются некоторые новые геополитические горизонты. Россия укрепляет позиции в качестве важного внешнего актора в Нагорно-Карабахском конфликте, что позволяет ей напрямую решать эту проблему уже только с Азербайджаном, без Армении. Не исключено участие Азербайджана в Таможенном союзе, а Турции в Евразийском экономическом союзе, что повышает значимость железных дорог в Закавказье. Турция в обоих случаях выступает в роли «разводящей»: укрепляя отношения с Азербайджаном и Россией, она в то же время выводит Армению по железной дороге Карс-Гюмри к портам Черного моря и в ЕС. Сделать это может и Грузия, но Армения не считает перспективным для себя такой сценарий. Так что все идет к тому, что Закавказье после бурного 20-летия нового независимого развития оказывается в геополитической схеме 20-х годов прошлого века, которую, как известно, удачно разыграли кремлевские большевики вместе с кемалистами.
Комментарии читателей (24):
-------------
Да что вы мистер!!!??? Это будет возможно только если Армения откажется от Ассоциации с ЕС. Тогда да, Россия получит этот пряник ибо ЕС ограничиться Грузей, а Армения безвозвратно превратиться в абсолютную губернию России. С чего вы решили, что Армения без Арцаха войдёт в западную зону? У вас нет ничего, что подтверждало бы ваши утверждения. Арцах это то, что нужно России для затаскивания АР в Азиопу, других пряников у вас нет. АР по другому вам в Азиопу не затащить. А кто вам даст Арцах? Россия не единственный игрок на ЮК и славa богу.
lragir.am