Памяти отца Павла Адельгейма: Слово и праведник

6 августа 2013  20:00 Отправить по email
Печать

Страшная новость пришла из Пскова: в своем доме убит клирик Псковской епархии протоиерей Павел Адельгейм.

Трагедия для всех тех, кто лично знал священника – родных, друзей, паствы – но не только для них. Отец Павел был личностью неординарной. Конечно, одному Богу известны все его дела и помышления. Однако среди слышавших о протоирее Адельгейме, читавших его выступления, проповеди и книги, в целом, сформировался консенсус – отца Павла считали праведником, на котором держится город. Есть такие люди-столпы, за ради которых, по распространенному мнению, подкрепленному библейскими примерами, Бог терпит то или иное общество.

В блоге, который он вел, протоирей Адельгейм написал о себе просто: «Родился я 1 августа 1938 года. После того как мать арестовали, жил в детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане, позднее был послушником в Киево-Печерской лавре. Оттуда в 1956 г. поступил в Киевскую Духовную семинарию. Исключен игуменом Филаретом Денисенко по политическим мотивам в 1959 году и рукоположен архиепископом Ермогеном Голубевым во дьякона для Ташкентского кафедрального собора. Закончил Московскую Духовную академию, назначен в г. Каган Узбекской ССР священником в 1964 году. В 1969 году построил новый храм, арестован, осужден по ст. 190` (клевета на Советскую власть), приговорен к трем годам лишения свободы. В 1971 году в связи с волнениями в ИТУ п. Кызыл-Тепа потерял правую ногу. Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. Служил в Фергане и Красноводске. С 1976 года служу в Псковской епархии. Женат, трое детей, шесть внуков».

Только этих мытарств уже достаточно для признания авторитета среди паствы, хотя они не стали последними испытаниями в жизни отца Павла. Были понятные черно-белые времена, когда верующих преследовала за убеждения советская власть – и протоиерей Адельгейм, как многие клирики РПЦ, прошел их достойно. Однако большие искушения пришли от своих, когда Церковь перестала быть гонимой. Поминая отца Павла, известный церковный публицист протодиакон Андрей Кураев сказал о нем: «Убит последний свободный священник Московской Патриархии. Кто из священников, да еще семейных и штатных, теперь сможет публично сказать: «Владыка, вы неправы!»? Он не был диссидентом. То есть, он не искал специально поводов для критики и конфликта. У него не было аксиомы предустановленной неправоты церковной власти. У него была одна тема - тема удушения общинно-приходской жизни. И в этом он был вполне каноничен. Сатана душил его через псковского митрополита (да-да, страсти и капризы могут быть и у архиерея). А минувшей ночью перешел к более решительным действиям».

Последние два десятка лет протоиерей Павел Адельгейм публично проповедовал о том, какой должна быть Церковь. Проще простого было бы ему скатиться в примитивное обличительство по второстепенным стилистическим проколам торжествующего ныне церковного начальства. Батюшка, если и обращал внимание на это, то мимоходом, даже когда его специально провоцировали на разговоры о «часах патриарха Кирилла» или «девочек из Pussy Riot». Телеканал «Дождь» снял о нем тридцатиминутный репортаж, в котором отец Павел сказал главные слова: «За что я стою? За церковную соборность. Вот мы исповедуем: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». И соборность – это чрезвычайно важный момент церковной жизни, без нее Церкви нет, в Церкви не может быть вертикали власти».

Значение имеет не только то, что говорил протоиерей Адельгейм, но и как он это делал. Дух его был мирен, страсти, которая зачастую отравляет самые чистые помыслы и намерения, не было. Почему это так важно? Потому, что Евангелие стоит на Слове и словах. В начале было Слово, а от слов своих мы оправдаемся или осудимся на последнем Суде. Что всегда знал отец Павел. Священник Филипп Парфенов вспоминает его выступление в сентябре 2009 года на международной богословской конференции от Свято-Филаретовского Института и Преображенского содружества малых православных братств: «Вопрос из зала: «Что делать с крепостным правом в РПЦ и как защитить своих священников прихожанам»? Ответ о. Павла: «Опять нужно общение. Заговорить, поставить проблему публично, обсуждать. Слово на самом деле имеет немалую силу». Кажется, самое время воспользоваться советом праведника.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть