На сайте президента России Владимира Путина появилось сообщение, что по инициативе турецкой стороны состоялся телефонный разговор Владимира Путина с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
В свою очередь турецкие СМИ дополняют, что разговор длился 50 минут. Стороны обсуждали актуальные вопросы международной повестки дня, в частности сирийский конфликт и ситуация в Египте. При этом была подчёркнута важность скоординированных действий мирового сообщества с целью предотвращения дальнейшей эскалации кризисных явлений в ближневосточном регионе. Причем глава России и глава турецкого правительства договорились осенью 2013 года провести в Москве очередное заседание Совета сотрудничества высшего уровня между Россией и Турцией, а также продолжить общение на саммите «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге. Другие детали состоявшегося разговора неизвестны.
Напомним, что предыдущий звонок в Кремль Эрдогана прозвучал в конце июня. По сообщениям турецких СМИ, это произошло сразу после заседания Совета национальной безопасности Турции, на котором обсуждались вопросы отхода с территории страны боевиков Рабочей партии Курдистана, последствия теракта в Рейханлы, ситуация на Ближнем Востоке - в целом, и в Палестине, Сирии, Ираке – в частности. Это наводит на мысль, что в телефонном разговоре с Путиным Эрдоган обсуждал какие-то новые конкретные детали и обозначал характер предпринимаемых турецкой стороной шагов на указанных направлениях.
Эрдоган находится в сложной ситуации и балансирует на грани международной изоляции. Это понимают закулисные акторы протестного движения, которые пытаются держать правительство в постоянном напряжении. В то же время Запад пытается все сильнее прилепить к Эрдогану ярлык «диктатора». Помимо этого, у него разваливаются все региональные комбинации, которые он вместе со своим ближайшим соратником главой МИД Ахметом Давутоглу выстраивал в эйфории от «арабской весны». Последний пример: новые власти Египта отказали ему в праве посетить сектор Газа и дают понять, что далее процесс ближневосточного урегулирования будет проходить без участия Турции.
Непросто обстоят дела и в экономике. Правительство сообщило, что готовит новую программу развития страны, в рамках которой в течение пяти следующих лет безработица в Турции сократится до 7,8 процента, а инфляция в стране составит 4,5 процента. Но это будет завтра. Сегодня необходимо предпринимать конструктивные шаги иного характера, направленные как на стабилизацию ситуации в регионе, так и в самой Турции. В таких условиях сохранение уровня стратегического партнерства с Россией приобретает для Турции принципиальное значение. Да и Россия далеко не безразлична к тому, что происходит в этой стране и вокруг нее, учитывая, что Турция находится в непосредственной близости от ее границ.
Россия занимает 2-ое место среди торговых партнёров Турции. В свою очередь Турция удерживает 7-е место в кругу внешнеторговых партнеров России — на её долю приходится 4,7% внешнеторгового оборота России. Поставлена задача вывода в ближайшие годы двустороннего товарооборота на уровень 100-150 миллиардов долларов США. Полным ходом идёт реализация и такого крупного инвестиционного проекта России в Турции, как строительство АЭС на площадке «Аккую», осуществляется реализация и другого стратегического проекта — газопровода «Южный поток». Стороны ведут поиск новых форм сотрудничества в высокотехнологичных областях, включая спутниковую связь и космос.
В то же время в российско-турецких отношениях стали выявляться важные особенности. Речь идет о том, что осуществление заявленных совместных грандиозных проектов возможно только в условиях политической стабильности, как в Турции, так и во всем регионе. Тут не всё однозначно, поскольку Россия и Турцией по-разному оценивают сложнейшие процессы, происходящие на Ближнем Востоке. Причём сбываются прогнозы Москвы о том, что сирийский кризис оказался не локальным явлением, что его развитие серьёзно сказывается на сохранении и без того хрупкой системы региональной безопасности.
Турция вместе с членами Совета Безопасности ООН подписала известный женевский меморандум по мирному политико-дипломатическому урегулированию сирийского кризиса. Но затем она отступила от этой позиции, стала инициировать создание различных механизмов, призванных решить проблему Сирии в обход Совета Безопасности ООН. Сейчас в подвешенном состоянии находится и перспектива международной конференции по Сирии «Женева-2». Хотя Анкара официально заявила об отказе от силового решения сирийского кризиса, наступает все же момент от слов переходить к делу. Как не крути, но «очаги нестабильности» существуют у ее границ. Поэтому если события в регионе будут продолжать развиваться по негативному сценарию, то формула, озвученная когда-то министром энергетики Турции Танером Йылдызом - «экономика - отдельно, политика - отдельно» - может начать давать сбои. Неслучайно многие российские эксперты считают, что Россия и Турция уже достигли объективного максимума в развитии своих экономических отношений, в дальнейший их прорыв невозможен без активизации уже политического диалога между двумя странами с выходом на конкретные решения. Тем более что в условиях дестабилизации в регионе, перехода его, как как-то выразился глава МИД Турции Ахмет Давутоглу, в «состояние хаоса» , выстраивать эффективный диалог исключительно в сфере экономики - значит руководствоваться ограниченными оптимистическими прогнозами. Поэтому наступает момент, когда Москва и Анкара должны от этапа доверительных политических консультаций как можно быстрее переходить к периоду общих решений и международных инициатив.
Комментарии читателей (10):
09.08.13 10:32 - Сообщение отредактированно модератором
************************
09.08.13 10:34 - Сообщение отредактированно модератором