В Турции завершились заседания Высшего военного совета. Его решения опубликованы на сайте Генерального штаба страны.
Произведены очередные назначения и отставки среди турецких генералов. Но, как отмечает газета Zaman, « самым большим сюрпризом стала отставка командующего жандармерией генерала Бекира Кальонджу». До сих пор он считался одним из доверенных людей премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в военном руководстве страны. В 2011 году Кальонджу получил назначение даже несмотря на то, что вместе с бывшим начальником Генштаба Турции генералом Яшаром Бююканытом вызывался в суд для дачи свидетельских показаний по делу о подготовке государственного переворота.
Речь идет о плане государственного переворота «Бальоз» ("Молот"), который якобы был раскрыт зимой 2010 года. В то же время стало известно, что сценарий «Бальоз» рассматривался еще в 2003 году на закрытом семинаре с участием 162 действующих представителей вооруженных сил. Затем, если верить заявлениям руководителей Генштаба, после четырех лет нахождения в секретном хранилище, все записи об этом семинаре были уничтожены. Если бы турецкие генералы действительно готовили очередной военный переворот, как это сейчас утверждают власти, то имея немалый опыт на этом направлении, они вряд ли действовали столь опрометчиво, привлекая к готовящейся операции огромное количество свидетелей.
Когда летом 2011 года власти арестовали командующего 4-й («Эгейской») полевой армией генерала Хусейна Нусрета Ташделера, глава турецкого Генштаба Ышык Кошанер приводил именно эти факты, пытаясь переубедить политическое руководство страны. Однако к его мнению никто не прислушался. Тогда в знак протеста в отставку подало практически все военное руководство: со своих постов ушли начальник генштаба генерал Ышык Кошанер, командующий сухопутными войсками генерал Эрдал Джейланоглу, командующий ВВС генерал Хасан Аксай и главком ВМС адмирал Эшреф Угур Йигит. Эрдоган принял их отставки, но не тронул генерала Кальонджу. И вот неожиданно и он отправлен в отставку. В чем же дело?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Турецкий информационный портал ODATV выступил с интригующей версией, связывая отставку Кальонджу с обострившейся в стране проблемой саббатианства. Выясняется, что семья Кальонджу имеет еврейское происхождение. В 1924 году она в числе многочисленных иммигрантов перебралась из Салоник в Стамбул. По всем признакам, отмечает ODATV, Бекиру Кальонджу не светила бы в Турции военная карьера, если бы он не принял ислам. Так он стал дёнме (dönme, буквально — «обращенные»). При этом были отысканы даже могилы родственников генерала на еврейских кладбищах в Салониках и в Стамбуле в районе Бюльбюльдере, где на мусульманском кладбище дёнме хоронили отдельно, в другой ее части.
Ну и что, тем более, что из рода Кальонджу вышло немало общественных деятелей Турции? Тем более, как пишут многие турецкие историки, и ранее, в Османской империи, из общины саббатиан-дёнме часто выходили многие видные государственные и общественные деятели страны. В отличие от тех евреев или армян, что не принимали ислам, саббатиане были мусульманами, что позволяло им занимать любые должности в правительстве, в армии, находиться на дипломатической службе. Причем со временем многие дёнме, как и генерал Кальонджу, стали обычными турками и абсолютно лояльными к Турции гражданами. К тому же отношение еврейской общины Турции к дёнме было всегда настороженным: они считались отступниками, порвавшими связь с иудаизмом.
Но в последние годы проблема дёнме стала приобретать иной характер. Появилась мифология о дёнме в образе «внешнего агента» внутри страны, который инициировал реформы Ататюрка, в результате которых Турция стала «единственным мусульманским светским государством», а сейчас принимает участие в так называемом «глубинном правительстве». Неслучайно среди политологов Турции прижился термин, введенный публицистом Сонером Ялчыном, который приписал часть ныне правящего класса в стране к так называемым «белым туркам», дёнме, «которые отстаивают идеи Ататюрка, ведут борьбу с теми, кто защищает истинные национальные интересы страны».
Вот почему отставка генерала Кальонджу, обставляемая контекстом дёнме, вызывает повышенное внимание. Если раскручиваемая в Турции дёнмефобия будет набирать обороты , это будет означать укрепление курса правительства на дискредитацию секулярной республики и усиление политики исламизации. А вопрос причастности или непричастности генерала к каким-либо заговорам быстро отойдет на второй план.
Комментарии читателей (2):