Разочарование и недовольство в Эстонии и России вызвало распоряжение Правительства РФ N 978-р от 14 июня 2013 года. Его подписал Дмитрий Медведев. Документ одобряет представленный Министерством образования и науки РФ и согласованный с МИД РФ, проработанный вместе с эстонской стороной проект Соглашения между правительствами РФ и ЭР о сотрудничестве в области высшего образования.
На первый взгляд, договор как договор, хотя его проект, впрочем, уж чересчур «рамочно», касается только высшего образования. Но главное: статья 10! Она прекращает действие другого Соглашения между правительствами двух стран о сотрудничестве в области образования, подписанного в Москве еще 21 октября 1994 года (БМД 95-8).
Именно это вызвало бурную реакцию ряда российских и эстонских СМИ, так как все эти годы договор обязывал и Москву, и Таллин оказывать всестороннюю помощь в сохранении соответственно русскоязычных школ в Эстонии и эстоноязычных – в России.
За что в Таллине «кукушка хвалит петуха»?
То, что эта помощь была нужна, нужна и впредь, для сохранения полноценного образования на русском языке в Эстонии ни у кого сомнений не вызывает. Без поддержки России защитники русской школы в самой Эстонии не способны отстоять свое законное право (даже по эстонским законам!) обучаться на родном языке в детсадах, основной школе (1-9 классы) и гимназиях (10-12 классы). Это показала многолетняя практика – на грамотные действия в правовом поле активистами НКО «Русская Школа Эстонии» (РШЭ) власть отвечала игнорированием, а то и нарушением собственной Конституции и законов. Евросоюз к этому безразличен. И потому воспрепятствовать правовому беспределу Эстонского государства (а он касается всего русского и русскоязычного населения страны, 1/3 которых – граждане РФ!) можно было бы принудив эстонские власти выполнять Соглашение, которое Эстония подписала с Россией в 1994 году!
Но, что-то ослаб голос НКО «Русская школа Эстонии», решившей три года назад защитить образование на русском языке. К сожалению, и действующий при российском посольстве в Таллине очередной «ручной» Координационный совет российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ) сподобился (да и то не сразу, а только на днях) на то, чтобы с оглядкой, комплиментарно, да и противоречиво заявить: «Действующее Соглашение о сотрудничестве в области образования от 1994 г. на момент его подписания, безусловно, являлось прогрессивным документом и шагом вперед в российско-эстонских отношениях. При этом, к сожалению, Соглашение носило несистемный и фрагментарный характер. Оно не могло предусмотреть сегодняшнюю ситуацию с русской школой».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
С такой оценкой никак нельзя согласиться. Главное: очевидна трусливая попытка оправдать равнодушие России к соотечественникам в течение почти 20 лет существования этого, действующего пока еще Соглашения 1994 года. Ведь российская сторона ни разу (ни разу!) не проявила воли реализовать его положения для противодействия Таллину в эстонизации образования на русском языке.
Спасет ли Россия русскую школу за рубежом?
Потому радует решительность политолога и общественного деятеля, действительного государственного советника РФ I класса Модеста Колерова, который считает, что «если мы все в прежние годы проспали саму возможность требовать от Эстонии исполнения её обязательств, то ныне должны решать проблему уже принципиально... Не важно, как – в государственном, муниципальном или общественном порядке – Россия обязана взять на себя содержание русской школы в Эстонии. А затем – русской школы, сверху донизу, от детских садов и школ до университетов, везде в мире вне России».
Такая позиция чрезвычайно важна, так как согласно статье 16 Соглашения 1994 года оно может быть расторгнуто сторонами в одностороннем порядке, для чего достаточно заявить об этом за полгода. Уже есть неофициальная информация о том, что Эстония заявила-таки о расторжении этого Соглашения. Если так, то тем более не понять, зачем Россия предусматривает в новом договоре его аннулирование?
В целом возникает ощущение того, что протесты, вызванные распоряжением Дмитрия Медведева расторгнуть Соглашения 1994 года, это – голос вопиющего в пустыне!
Сдается, что такое происходит и потому, что нет пока ответа на два простых вопроса: существует ли в России контроль исполнения межправительственных соглашений и кто в России ответит за игнорирование этого Соглашения с Эстонией? Ведь хочется верить в искренность заверений на высшем уровне о реальном содействии развитию русской школы за рубежами России.
Иначе не остается ничего другого, как расценить попытку премьер-министра Дмитрия Медведева денонсировать Соглашение 1994 года, как попытку уйти от ответственности за многолетнюю бездеятельность и, возможно, вполне осознанную? И ведь именно сегодня, когда борьба за русскую школу в Эстонии стала критической, когда ей уже реально угрожает ликвидация (а значит и ассимиляция русских и русскоязычных жителей),
Но такое безразличие равнозначно нежеланию постоять за интересы российских соотечественников в Эстонии, которые не без оснований считают происходящее их предательством, но также и национальных интересов самой России.
Имитации борьбы научили дипломаты России
Складывается впечатление, что в нынешнем высшем российском руководстве окопалось не мало пристроенных в ячейках власти чиновников-карьеристов и коллаборационистов, вольно или невольно предающих своей вопиющей некомпетентностью (достаточно послушать московских гостей «страновых» конференций соотечественников в Прибалтике), а порой и алчностью, интересы «Русского мира». На них равняются чиновники среднего и низшего звена.
А на них в свою очередь – российские соотечественники за рубежами России. То, что КСРСЭ действует при посольстве – нормально. Но маловыразительна, невнятна сама соотечественная политика, реализуемая этим Советом под эгидой МИД РФ.
Вот почему этот Совет набрался храбрости выразить всего лишь «озабоченность относительно возможности реализации права русскоязычного населения на получение образования на родном языке». Да, какая тут еще озабоченность?! Речь, ни мало, ни много, не только о русском образовании, языке, культуре, а сохранении русскости 350-тысячной общины (каждый четвертый житель Эстонии – русский)!
Причем эту предательски «дипломатичную» позицию «карманного» КСРСЭ афиширует и теряющий популярность Интернет-портал Baltija.eu, который помпезно позиционирует себя рупором всей Русской общины Эстонии. Ее собственник и руководитель Александр Корнилов сам – член КСРСЭ и правления РШЭ, которое и по его инициативе изгнала из своих рядов несколько радикально настроенных членов Совета. А на портале Baltija.eu негласно введена политическая цензура критикующих КСРСЭ, посольство и МИД РФ. Неудивительно: весной РШЭ заявило об отказе от радикализации борьбы за образование на русском языке. И потому нет реакции на призывы, превратить защиту русской школы в массовое движение. Или, продекларировав свою аполитичность, РШЭ только что заявила о намерении ее членов стать кандидатами в депутаты на предстоящих осенью местных выборах. При этом отметив: неважно, по спискам каких партий(?!)
«Двуликий Янус» соотечественной политики
Все эти перемены обусловлены формированием под эгидой советника посольства РФ в ЭР Василия Попова нового состава КСРСЭ, который, как и прежний, смотрит в рот своему наставнику, боясь быть принципиальным, отстаивать интересы соотечественников.
«Русская школа Эстонии» превращается в объект политических интересов, а его лидеры используют «святое дело» и ради своих амбиций или укрепления своих материально-финансовых позиций.
Стоит повторить, что такое положение – во многом следствие «никакой» позиции России, увы, реально имитирующей поддержку русского образования в Эстонии. А потому правы те, кто видит спасение ситуации только в решительном и реальном вмешательстве Российского государства. Не будет этого, не будет в Эстонии и русской школы. Если такое неизбежно, тогда об этом так и надо сказать, а не обнадеживать русское население.
Оценивая сегодняшний уровень поддержки Россией русскоязычного образования в Эстонии, задаешься вопросом, а знаком ли вообще глава российского правительства Дмитрий Медведев с предвыборным тезисом Президента РФ Владимира Путина: «Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире – и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский»? Деньги на это выделяются огромные, но где отдача и на что они идут?
Даже в маленькой Эстонии вызывает недоумение, почему все больше подтверждений того, что получающие приличные оклады российские чиновники работают на соотечественном направлении, пусть невольно, но в интересах Запада, в ущерб России.
Таллин, 2 августа 2013 года.
Димитрий Кленский - член правления НКО «Евразийский клуб» (Эстония)
Комментарии читателей (0):