Молчание генералов: что ждёт Турцию?

«Коллективный Запад» вновь любит военных
1 августа 2013  18:02 Отправить по email
Печать

В Турции начал свою работу Высший военный совет с участием президента и премьер-министра Турции. Он собирается раз в два года и принимает решения о назначениях в Вооруженных силах.

Накануне два высокопоставленных командира турецких вооруженных сил - начальник штаба ВВС генерал-лейтенант Незих Дамчи и начальник командования боевой подготовки ВВС генерал-майор Зия Джемаль Кадиоглу - подали в отставку. Ситуацию усугубило и то, что в 20-х числах июня в турецкой провинции Хаккари был обстрелян вертолет с командующим жандармским корпусом общественной безопасности, командующим Третьей пехотной дивизией, а также другими старшими офицерами. Возможно, это - чистая случайность, когда боевики (традиционно их приписывают к членам Курдской рабочей партии) открыли огонь на поражение из стрелкового оружия по летящей мишени. Но возможно и другое: так проявляют себя «третьи силы», которые дают понять власти, что имеют доступ к специальной информации, позволяющей планировать более масштабные террористические акции. Это вызывает нервозность как в армии, так и во власти. Похоже, что это должно было и в дальнейшем спровоцировать серию других отставок в высших военных кругах. Но, как сообщает газета Hürriyet, в этот процесс вмешался начальник Генерального штаба ВС Турции генерал Недждет Озел.

В этой связи эксперты британского The Economist констатируют, что вторая по численности армия в НАТО введена в фазу деморализации. Сегодня сотни турецких генералов и других старших офицеров находятся в тюрьмах. Их обвиняют в заговоре против правящей партии «Справедливость и развитие». Как считает The Economist , «такие действия можно было бы посчитать победой турецкой демократии, если бы доказательства по различным делам не были сфабрикованы». Турецкие СМИ и политики много шумят, к примеру, по делам «Эргенекон» или «Бальоз» («Кувалда»), по которым отдаются под суд турецкие офицеры. Но власти до сих пор не придали гласности заключительные судебные документы, а те, что попадает в СМИ, выглядит всего лишь как одна из интригующих версий. В этой связи вспоминается инцидент с бывшим начальником Генерального штаба Турции Илкером Башбугом. Он был задержан в рамках дела «Эргенекон» и потребовал привлечения в качестве свидетелей в судебное разбирательство 11 высокопоставленных должностных лиц Турции. В их числе были названы президент Турции Абдулла Гюль, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, спикер парламента Джемиль Чичек, госминистр Турции по вопросам ЕС Эгемен Багыш и другие высокопоставленные чиновники. «Я никогда в своей жизни не предпринимал незаконных действий. Обвинения в мой адрес безосновательны, и впредь я не буду отвечать ни на один вопрос. Единственно, что меня беспокоит, это то, что некоторые пытаются развалить нашу страну, расколоть ее», - заявил Башбуг. То есть он дал понять, что внутри правящего эшелона страны существуют свои «окопы» и «блиндажи», доступ к которым мог бы многое разъяснить в современной политике Анкары.

Действительно, кто может ответить на вопрос, почему в условиях резкого осложнения обстановки на Ближнем Востоке, при наличии факта серьезного кризиса в соседней Сирии, когда на сцену реально стала выходить проблема становления курдской государственности, в Турции продолжается процесс подрыва обороноспособности армии? Правда, в послевоенной истории турецкая армия по-настоящему нигде не воевала. Но она трижды - в 1960, 1971 и 1980 годах - совершала перевороты. Во второй половине 1990 года под ее давлением был отстранен премьер-министр Неджеттин Эрбакан. Позже Генштаб выражал опасения относительно политики исламизации Турции, осуществляемой нынешним правительством Тайипа Эрдогана.

Так турецкие генералы обозначили две принципиальные опасности, которые, по их мнению, угрожают стране: исламизация и возможность развала страны. Более того, если раньше правящая партия в Турции сознательно сокращала влияние армии на политику под предлогом демократизации, и это находило широкую поддержку в ЕС, то в связи с протестным движением в брюссельской «табели о рангах» Турция при правительстве Эрдогана оказалась быстро занесенной в разряд «недемократических государств». К тому же после военного переворота в Египте и отстранения от власти «Братьев-мусульман», в ЕС стали реанимировать историческую роль военных на Ближнем Востоке. Так недавно германская газета Die Welt напомнила, что было бы неправильным считать военных в Египте и в Турции только «защитниками светских представлений и просвещения по западному образцу». «Кемаль Ататюрк спас Турцию после Первой мировой войны из руин Османской империи. Гамаль Абдель Насер освободил Египет от опеки англичан, - констатирует Die Welt. - То, что удалось обоим офицерам, является результатом борьбы, которая наблюдалась в истории исламского мира с начала XIX века. Вкратце это можно выразить следующим образом – исламская ортодоксальность против западной современности. Решающим средством в этом противостоянии была армия». Поэтому возникает проблема способности гражданских властей в некоторых странах Ближнего Востока осуществлять курс модернизации без конфессиональной архаики.

Парадокс именно в том, что с одной стороны военные, скажем, в Турции и в Египте, всегда выступают в роли гаранта территориальной целостности, с другой - они имеют образ коллаборационистов, противопоставляя себя укоренению мусульманских традиций. Применительно конкретно к Турции военные там позиционируют себя в качестве главного союзника Запада, прежде всего, США. Но после прихода к власти Эрдогана Турция стала выбиваться из сферы «коллективного Запада», пытаясь на некоторых направлениях проводить самостоятельную, но специфическую политику. По ходу «арабской весны», она, внешне вписываясь в имидж защитницы «демократических интересов Запада», пыталась на его плечах укрепить свое особое положении в регионе. Но чем больше она ослабляла роль своей армии, тем быстрее рос запрос у Запада на местные вооруженные силы. Поддержанный им военный переворот в Египте обозначил смену вектора в политике на Ближнем Востоке. К тому же и правящая партия в Турции стала терять имидж главного «демократического реформатора» и выглядит уже чуть ли не как филиал «Братьев- мусульман».

Поэтому нынешнее заседание Высшего военного совета Турции проходит в качественно новых внутриполитических и геополитических реалиях. Нельзя исключать, что на сей раз высшее военное руководство - в первую очередь начальник Генерального штаба – попытается оказывать давление на процесс принятия политиками решений по важнейшим внешне- и внутриполитическим проблемам. Турецкие генералы могут начать процесс отказа от «таинственного молчания» и вступить в борьбу, исхода которой способен во многом определить дальнейшую судьбу как Турции, так всего Ближнего Востока. Египет уже вступил на этот путь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть