Статья «Виктор Алкснис и геноцид русских в Чечне» с моим комментарием о посещении следственного отдела по г. Рузе ГСУ СК РФ по Московской области в связи с запросом следственного управления по Чеченской республике о моих заявлениях в связи с геноцидом русского и русскоязычного населения Чечено-Ингушской АССР в 1991-1994 гг. вызвала несколько неожиданный для меня ажиотаж.
Во-первых, сразу хочу заявить, что этот запрос из Чечни меня ничуть не напугал и я не отказываюсь от своей позиции по поводу геноцида русского и русскоязычного населения на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР в 1991-1994 гг. Да, я утверждаю, что геноцид в форме бессудных расправ над мирными жителями русской национальности, включая женщин, стариков и детей, а также насильственного изгнания (этнических чисток) нечеченского населения на территории Чечни и Ингушетии был. В ходе этого геноцида было уничтожено более 30 тысяч мирных русских людей и насильственно изгнано с территории бывшей ЧИАССР более двухсот тысяч русских и русскоязычных граждан.
Во-вторых, правовой оценки этого преступления против человечности руководством Российской Федерации, следственными и судебными органами дано не было и практически никто из организаторов и исполнителей геноцида к уголовной ответственности привлечен не был. Единственным случаем привлечения к уголовной ответственности, в том числе по статье 357 Уголовного кодекса РФ «Геноцид», является судебный процесс над Рамзесом Гойчаевым в 2001 году, который по данным следствия только в станице Червлёная Шелковского района Чечни убил 10 человек. Все убитые — русские по национальности. Однако суд посчитал, что эти убийства носили локальный характер и не подпадают под определение геноцида. Больше ни одного случая привлечения к уголовной ответственности за геноцид нет. Т.е. двести тысяч жертв этнической чистки есть, а организаторов и исполнителей насильственного изгнания сотен тысяч людей нет.
В-третьих, подобная «беззубость» по отношению к лицам, совершившим преступления против человечности, объясняется наивной надеждой некоторых руководителей нашей страны, что если не поднимать этот вопрос. то удастся «замирить и умиротворить» Чечню.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В свое время Уинстон Черчилль сказал замечательные слова: «Политика умиротворения агрессора сродни общению с крокодилом в надежде, что он съест тебя последним». Напомню, что в Гааге и по сей день действует Международный трибунал по бывшей Югославии, который рассматривает дела, связанные с геноцидом во время войны на территории Югославии в начале 90-х годов. Хотя следует отметить, что масштабы того геноцида были намного меньше, чем на территории Чечни в тот же период.
В советские времена, вплоть до конца 80-х годов, КГБ СССР осуществлял поиск лиц, принимавших участие в уничтожении советских граждан на временно оккупированной территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Тысячи из них были найдены и понесли заслуженное наказание, вплоть до смертной казни.
Убеждён, что нынешнее обострение межнациональных отношений в нашей стране и резкий рост антикавказских настроений, во-многом обусловлен тем, что власть по политическим соображениям закрыла глаза на преступления против русских в Чечне, тем самым формируя у некоторых людей из горных аулов комплекс вседозволенности и национальной спеси. Будучи депутатом Государственной Думы РФ я был одним из немногих, кто пытался привлечь внимание к трагедии русского населения Чечни. Но, к сожалению, все мои старания окончились ничем. В высоких правительственных кабинетах мне подробно объясняли, что незачем будоражить Кавказ, поднимая столь острую тему. Надо умиротворять его, а не будоражить фактами геноцида русских. Ведь всё равно погибших уже не вернёшь, а если дать делу официальный ход, то это может взорвать ситуацию в Чечне и в Ингушетии, да и в целом на Кавказе, поскольку многие организаторы и исполнители этого геноцида сегодня амнистированы и занимают высокие посты во властных структурах, а значит их привлечь к ответственности уже невозможно.
Но я продолжал поднимать этот вопрос вплоть до окончания моих депутатских полномочий в декабре 2007 год. А дальше я лишился доступа к источникам информации, и к возможностям выхода на верхние эшелоны власти. Я неоднократно пытался привлечь внимание коллег-депутатов к проблеме геноцида русского населения Чечено-Ингушской ССР в 1991−1995 гг. и поднимал этот вопрос на заседаниях Госдумы РФ. Но, к сожалению, этот вопрос депутатов «Единой России», составлявших большинство депутатского корпуса, не интересовал, и они голосовали против моих предложений. Зачастую их позиция не выдерживала никакой критики.
Например, 3 ноября 2006 года «единоросы» провалили моё очередное протокольное поручение по поводу геноцида русских в бывшей Чечено-Ингушской ССР в период 1991-1994 гг. «Единорос» Черёмушкин, как представитель профильного Комитета Госдумы по регламенту, который даёт на заседании оценку соответствия закону внесённых протокольных поручений, выступил против моего предложения со следующим обоснованием: «Комитет не поддерживает протокольное поручение Алксниса, поскольку усматривает косвенное давление на органы прокуратуры, с тем чтобы возбудить... как-то отреагировать на передачу по каналу „НТВ“ „Особо опасен“. Просьба не поддерживать протокольное поручение...»
И только 20 декабря 2006 года депутаты, наконец, поддержали моё протокольное поручение по этому поводу. Вот как это было:
Выписка из стенограммы заседания Госдумы РФ от 20.12.2006 г. (http://transcript.duma.gov.ru/node/785): «...Алкснис В.И., фракция «Народно-Патриотический Союз „Родина“ (Партия Национального Возрождения „Народная Воля“ — Социалистическая единая партия России)». Алкснис по карточке Шестакова.
«Уважаемые коллеги, как известно, на днях парламент Чеченской Республики принял решение о создании специальной комиссии по оценке ущерба, нанесённого Чечне боевыми действиями. По результатам работы комиссии предполагается предъявление претензий федеральному центру по возмещению причинённого ущерба на сумму до 9 триллионов рублей. Примечательно, что комиссия предполагает оценить ущерб только с 11 ноября 1994 года, то есть, как считают наши чеченские коллеги, с момента начала боевых действий, но, мне кажется, наши коллеги в Грозном, мягко выражаясь, лукавят. Напомню, что в период с сентября 1991 года по ноябрь 1994 года, то есть до начала боевых действий, на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР, по данным СМИ, было уничтожено более двадцати тысяч мирных русских людей, включая женщин, стариков и детей. На её территории к началу боевых действий была осуществлена этническая чистка в отношении русского населения, и более двухсот пятидесяти тысяч русских было изгнано. Удивительно то, что никто из организаторов и активных участников геноцида русского населения в Чечне не понёс заслуженного наказания. Имеется информация... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Нет, у нас одна минута...»
В принципе я успел изложить суть проблемы, не успев до отключения микрофона сказать следующее: «...Имеется информация, что якобы некоторые из этих людей, совершивших преступления против человечности, в настоящее время занимают высокие посты во властных структурах Чеченской Республики.
Поэтому я вношу проект протокольного поручения. Я его уже вносил полтора месяца назад, и тогда его отклонили. Но теперь, с учётом последних событий, я думаю, что его надо принимать».
Вот полный текст моего выступления:
«Уважаемые коллеги!
Как известно, на днях парламент Чеченской Республики принял решение о создании специальной Комиссии по оценке ущерба, нанесенного Чечне боевыми действиями. По результатам работы комиссии предполагается предъявить претензии федеральному центру по возмещению причинённого ущерба на сумму до 9 триллионов рублей.
Примечательно, что комиссия предполагает оценивать ущерб только с 11 ноября 1994 года, т.е., как считают наши чеченские коллеги, с момента начала боевых действий.
Но, как мне кажется наши коллеги в Грозном, мягко выражаясь, лукавят. Напомню, что в период с сентября 1991 года по ноябрь 1994 года, как утверждают некоторые средства массовой информации, на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР было уничтожено более 20 тысяч мирных русских людей, включая женщин, стариков и детей, на ее территории к началу боевых действий была осуществлена этническая чистка в отношении русского населения и более 250 тысяч русских было изгнано.
Удивительно то, что до сих пор никто из организаторов и активных участников геноцида русского населения в Чечне не понёс заслуженного наказания. Имеется информация, что якобы некоторые из этих людей, совершивших преступления против человечности, в настоящее время занимают высокие посты во властных структурах Чеченской Республики.
Поэтому я вношу проект протокольного поручения. Я его уже вносил полтора месяца назад, и тогда его отклонили. Но теперь, с учётом последних событий, я думаю, что его надо принимать».
А вот проект протокольного поручения, которое я внёс в Государственную Думу:
«Вносится депутатом Алкснисом В.И.
Проект
Протокольное поручение
Поручить Комитету по делам Федерации и региональной политике и Комитету по безопасности запросить в соответствующих министерствах и ведомствах РФ информацию о ситуации с беженцами из числа русского и русскоязычного населения, проживавшего в 1991-1994 гг. на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР (ныне Чеченская Республика и Ингушская Республика), мерах по их реабилитации и материальной компенсации за утерянное жильё и имущество, а также результатах мероприятий по розыску и привлечению к уголовной ответственности лиц, виновных в геноциде русского и русскоязычного населения на территории Чечни и Ингушетии в 1991-1994 годах.
Информацию довести до сведения депутатов Государственной Думы.
В.Алкснис».
К моему удивлению, на этот раз депутаты-единоросы не стали «проваливать» это протокольное поручение и оно было принято.
В конце января 2007 года я получил документы из МВД РФ, из которых следовало, что признавая сам факт преступлений против русского населения Чечни, тем не менее, МВД никаких следственных действий, поиска и наказания организаторов и исполнителей геноцида не производило. Дело просто было спущено на тормозах.
Прочитав ответ на протокольное поручение, я был крайне удивлен. Оказывается никакой следственно-розыскной деятельности в отношении преступников, осуществлявших геноцид русского населения Чечни не велось, а справки МВД по этому поводу носили крайне поверхностный характер и составлялись, на мой взгляд, просто для проформы.
И мне припомнились советские времена. В те годы, вплоть до конца 80-х, поиск и изобличение пособников гитлеровцев, совершавших убийства и злодеяния в отношении советских граждан, являлось одной из приоритетных задач КГБ. И регулярно, особенно в 50-70-е годы СМИ сообщали об открытых судебных процессах в отношении этих людей. Я сам помню, как в начале 60-х годов в Риге проходил громкий судебный процесс над полицаями, уничтожившими в 1942 году латгальскую деревню Аудрини и её жителей. КГБ нашёл их почти через двадцать лет после войны. Обвиняемые были признаны виновными и расстреляны по приговору суда. Я помню прямую трансляцию по телевидению судебного заседания, когда зачитывался приговор и аплодисменты, которыми встретили этот суровый приговор люди присутствовавшие в зале суда. Ведь по большому счёту это были аплодисменты в поддержку того факта, что справедливость, пусть через двадцать лет, но восторжествовала и возмездие настигло преступников, убивших мирных людей.
Дождёмся ли мы когда-нибудь суда над преступниками, которые истязали и убили тысячи мирных русских женщин, детей и стариков в Грозном и других населённых пунктах Чечено-Ингушской АССР в 1991-1994 гг.?
Очень хочется в это верить!
Эксперт ИА REX, политик и общественный деятель, Виктор Алкснис.
/p
Комментарии читателей (1):