Как сообщила The Huffington Post, после публикации критической колонки в американской The New York Times «Медиамагнаты в Турции подрывают демократию» (In Turkey, Media Bosses Are Undermining Democracy) турецкий журналист Явуз Байдар был уволен из газеты Sabah. Байдар утверждает, что «из-за тесных связей с властями турецкие СМИ часто скрывают правду и искажают информацию, что особенно сказалось при освещении массовых протестов, начавшихся в стране в мае».
Действительно, международное сообщество не раз обвиняло турецкие СМИ в том, что они умалчивают о протестах. Как отмечает независимый стамбульский журналист Дориан Джонс, «СМИ в Турции обозначили линию разлома в обществе», что, по его мнению, вызвано «углубляющимся кризисом, вызванном стилем правления премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана». Кстати, это соответствует и нашим наблюдениям, хотя отметим, что турецкие репортёры всё же не скрывают фактора развития страны по кризисному сценарию. Причём сбить эту информационную волну властям не удаётся, несмотря на то, что с момента начала протестов в Турции было уже уволено около 60 репортеров.
Турецкие СМИ не совсем разделяют мнение премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что протесты стали только «результатом международного заговора, к которому причастны и медиа». Ещё совсем недавно сама Анкара по ходу «арабской весны» выступала в поддержку активистов, использовавших СМИ и социальные медиа для мобилизации акций протеста, свергнувших ближневосточные и североафриканские режимы. Теперь, как пишет Дориан Джонс , многие из тех же чиновников, в том числе и сам Эрдоган, «заняли совершенно иную позицию по отношению к активистам, использующим социальные сети для сплочения людей в поддержку протестного движения , но уже в Турции». Смена за очень короткий промежуток времени вариантов подходов к оценке текущих сложных социально-экономических процессов на Ближнем Востоке сильно бьёт по психике турецкого обывателя, дезориентируя его во времени и пространстве.
Так на днях премьер-министр Турции Эрдоган подверг критике Европейский Союз за то, что тот не осудил более решительно последние события в Египте. «Те, кто молчал, когда национальная воля Египта была уничтожена, снова молчат, когда убивают людей. Что произошло с ЕС и европейскими ценностями, где те, кто даёт уроки демократии? – риторически задал вопрос Эрдоган. - Где ООН? Где те, кто поднял шумиху, когда турецкая полиция совершенно оправданным и законным образом использовала водомёты и перечный спрей, теперь, когда в Египте произошёл государственный переворот и резня?».
С формальной точки зрения Эрдоган не совсем прав. По поводу кровавых событий в Каире выступили госсекретарь США Джон Керри, глава МИД Великобритании Уильям Хейг, председатель Европарламента Мартин Шульц. Ряд других стран призвал конфликтующие стороны искать пути к национальному согласию. Но проблема в том, что сейчас неизвестно, кто конкретно из внешних сил способен реально повлиять на развитие событий в Египте. Тем более, как намекнул лидер салафитского движения Египта Наджих Ибрахим, армия Египта фактически расстроила планы «Братьев-мусульман» по взятию под контроль государственных объектов страны. То есть предотвратила в стране очередной переворот. Поэтому на этом фоне официальные заявления Турции о том, что она «намерена и дальше поддерживать свергнутого военными президента Египта Мухаммеда Мурси, единственного избранного демократическим путём президентом Египта после 70 лет диктатуры», может существенным образом повлиять на дальнейший ход событий не только в Египте, но и в самой Турции. Особенно, если учитывать потенциальную эволюцию Египта к фазе гражданской войны, поскольку «Братья» обещают вернуть себе власть в течение месяца. Сейчас к акциям протеста в Египте присоединились и боевики «Аль-Каиды». Неслучайно власти Египта приняли решение ужесточить правила въезда в страну для граждан 50 государств, в том числе и для Турции, Сирии, Палестины и Йемена.
Саудовская Аравия и Катар, выступавшие ранее в поддержку «Братьев-мусульман» в Египте, как пишет The Economist, поддержали военный переворот в этой стране. Таким образом, они выбили из своего «ансамбля» Турцию. Вместо неё может появиться новый участник: «Братья» правят в Йемене, пока ещё сохраняют власть в Тунисе, являются опорой оппозиции иорданскому режиму и в Кувейте, могут выступить и против Эр-Риада.
Это выводит Анкару на новые, возможно, неожиданные для неё баррикады борьбы. Поэтому не случайно, как уволенный из Sabah журналист Явуз Байдар, так и многие его западные и турецкие коллеги пытаются закрепить в сознании общественности за премьер-министром Эрдогана имидж «исламского диктатора», что политически нейтрализует адресованные Западу все его протестные заявления. Берлин уже дал понять, что заблокирует следующий раунд переговоров о вступлении Турции в ЕС «из-за жестокого подавления массовых демонстраций».
Что же касается Ближнего Востока, то и на этом направлении у Турции, как выясняется, нет достаточного политического ресурса для глубокого манёвра из-за расширения вокруг неё конфликтного пространства - Сирия, Ирак, а теперь и Египет. В результате, как признает министр Турции по делам Евросоюза Эгемен Бахыш, «силы, действующие в Египте, желают добиться повторения подобного сценария в Турции».
Отметим и то, что фактор риска военного переворота в Турции не исключают и ведущие в Европе эксперты.
Кстати, ИА REX уже сообщало о том, что к концу года в Турции может появиться новая политическая партия, способная охватить часть электората ныне правящей партии Справедливости и развития, и коалиционное правительство без участия Эрдогана. Если подобное произойдёт, это будет означать начало осуществления упредительных мер, чтобы не усугублять ещё больше кризисные явления внутри страны. На днях, по данным газеты Hürriyet, подали в отставку начальник штаба ВВС Турции, генерал-лейтенант Незих Дамджы, командующий высшими военно-авиационными училищами страны, генерал-майор Атилла Озтюрк и командующий военно-авиационными школами Турции, генерал-майор Зия Джамаль. С начала года из командного состава ВВС Турции ушли в отставку уже 170 военнослужащих, 123 из которых - пилоты ВВС, что ведёт к подрыву обороноспособности страны. Напомним, что недавно турецкий парламент ввёл новый устав применения вооруженных сил: только «защита турецкого народа от внешней угрозы». Такую акцию Анкаре необходимо было проводить либо значительно раньше, либо дожидаться принятия новой конституции, в которую можно было бы ввести специальную статью о военных. В складывающейся ситуации это - признак опасения правящей партии того, что турецкие военные, подобно их египетским коллегам, всё же решатся на военный переворот. Тем более что по ходу событий формируется устойчивый стереотип о наличии тактического альянса между правящей в Турции партией Справедливости и развития и «Братьями-мусульманами».
Протестное движение в Турции не прекращается, приобретая время от времени экзотические формы. На днях в акциях протеста приняли участие беременные женщины. Власти пытаются пресечь негативный для себя сценарий развития событий только за счёт арестов активистов демонстраций, что ещё более укрепляет её негативный антидемократический имидж . К тому же Анкаре так и не удаётся выйти на организационное ядро протестов. Таким образом, начавшаяся в Египте новая деструктивная волна всё больше охватывает регион, приближаясь к Турции. Как показывает египетский опыт, Анкара должна быть готовой к любым политическим сюрпризам , как со стороны Запада, так и своих бывших партнёров по разным коалициям на Ближнем Востоке.
Комментарии читателей (1):
При этом ни турецкие, ни СМИ других стран совершенно не обращают внимания на то, что массовые выступления в Турции, Болгарии, России, Украине, Египте, Бразилии, Китае, Португалии, Киргизии и т.д. - события одного ряда, обусловленные действием объективных законов природы человека и общества - законами социокультурных трансформаций и сопровождаются ростом социальной активности. Они обусловлены чувством несправедливости и ростом психического напряжения социально активных субъектов парциального социокультурного поколения 2011-2037 гг. в условиях анархического политического режима 1985-2024 гг., а также эмоциональным состоянием презрения и неприязни вплоть до ненависти, вспыхивающей по самому ничтожному поводу и проявляющейся в разных формах. Иностранное вмешательство не имеет решающего значения, поскольку имеет место всегда. И это только цветочки. См. "Математическое моделирование и прогноз спонтанных изменений массового сознания, коллективного поведения и социального взаимодействия на 2010-2037 годы", "Динамика самоизменения массового сознания, коллективного поведения и социального взаимодействия населения и власти в 1985-2011 гг. и прогноз на 2012-2037 гг." и др. на "законы социокультурных трансформаций".