СНГ медленно, но верно входит в эру торговых войн.
Не прошло и нескольких недель, как российский премьер Дмитрий Медведев заявил о фактическом закрытии рынка Таможенного союза для украинских труб. «Мною принято решение не продлевать действие квот на поставку украинской трубной продукции в этом полугодии», - сообщил премьер Дмитрий Медведев на совещании по развитию металлургии в Челябинске.
Хотя в 2011 и 2012 годах квота Украины на экспорт труб в РФ составляла по 300 тысяч тонн. Она была установлена в рамках соглашения между Украиной, Россией, Белоруссией и Казахстаном, регулирующего объемы беспошлинных поставок украинских труб в государства Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан). Сейчас поставки трубной продукции с Украины будут облагаться антидемпинговыми пошлинами от 18,9% до 37,8%. Заградительные пошлины будут действовать до ноября 2015 года.
Новым витком российско-украинских торговых противоречий стало решение Роспотребнадзора закрыть российский рынок для шоколадной продукции под маркой "Рошен" (по версии главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, в молочном шоколаде производства этой компании обнаружен бензопирен).
Видимо, не случайно, что гнев Роспотребнадзора обрушился на продукцию Петра Порошенко - "шоколадного короля Украины", в прошлом главы МИД Украины, при котором были начаты переговоры с Брюсселем о подписании соглашения об ассоциации (Порошенко без ложной скромности любит называть себя "автором украинского прорыва в ЕС").
Кроме того, в апреле этого года Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) также начал антидемпинговое расследование по импорту с Украины шоколадных изделий, флоат-стекла и угля. При этом в комиссии подчеркивают, что все эти меры носят исключительно ответный характер: Украина первой встала на путь торговой войны - в марте украинское правительство ввело утилизационный сбор на автомобили, произведенные на территории ТС. Как следствие, российские автопроизводители потеряют от новых сборов в 2013 году больше 36 млн. долларов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Весьма вероятно, что в ближайшее время у российского Роспотребнадзора возникнут вновь вопросы к качеству украинской молочной продукции.
Но настоящая торговая война между Россией (точнее ТС) и Украиной будет в случае подписания в ноябре этого года Киевом соглашения с Брюсселем о создании ЗСТ.
В таком случае ЕЭК придется принимать комплексные меры по защите рынка ТС от реэкспорта и поставок товаров по демпинговым ценам из Украины (об этом не раз предупреждал советник президента России Сергей Глазьев).
Казалось бы, и Россия, и Украина, и Белоруссия подписали и ратифицировали "эпохальные соглашения о создании в Содружестве Зоны свободной торговли" и, согласно многочисленным заверениям Исполкома СНГ и лично его председателя Сергея Лебедева, все торговые противоречия должны были остаться в прошлом и страны-подписанты дружно должны двигаться в сторону увеличения взаимного товарооборота через механизмы ЗСТ.
Однако еще при обсуждении столь активного лоббируемого Исполкомом СНГ Соглашения о создании ЗСТ в СНГ большинство экспертов указывало, что данное соглашение станет очередным фантомом интеграции, причем весьма вредным для интересов России и Таможенного союза.
С чем столкнулись сейчас Москва и ТС?
Была очень серьезно дискредитирована идея ТС-ЕЭП как единственного возможного механизма РЕАЛЬНОЙ экономической интеграции на постсоветском пространстве. На Украине сразу после подписания Киевом соглашения о создании ЗСТ в СНГ на всех уровнях власти стала проводится идея, что теперь Киев сможет добиться всех требуемых экономических преференций от Москвы (отмены вывозной пошлины на российскую нефть и нефтепродукты, допуска Украины к трубопроводной системе России для прямого импорта углеводородов из Средней Азии, полного открытия российского рынка для украинской продукции ) - без вступления в ТС, как об этом речь шла раньше.
В Киеве стала весьма популярна идея о том, что Украина сможет прекрасно совмещать членство в ЗСТ СНГ и членство в ЗСТ с ЕС. Согласно Уставу ЗСТ СНГ, все экономические споры между странами участницами , если их не удалось разрешить полюбовно, должны решаться согласно нормам ВТО.
То есть сейчас Россия и ТС в целом имеют очень реальную перспективу втянуться в системные разбирательства с «обиженной» Украиной в Суде ВТО (это плюс к уже имеющимся угрозам Украины обратиться в международный арбитраж с целью пересмотра "газовых соглашений" от 2009 года).
Судя по всему, в ближайшее время Москве придется уходить в глубокую юридическую оборону и думать, как минимизировать негативные последствия от навязанного мифа "об интеграции в рамках ЗСТ СНГ".
Похоже развивается ситуация с другой страной-участницей ЗСТ Содружества - Узбекистаном. Сергей Лебедев ставил себе в заслугу, что он смог лично убедить
несговорчивого Ислама Каримова присоединиться к этому "эпохальному проекту". Но Ташкент готов говорить только о своих преференциях в режиме свободной торговли.
Россия давно стала основным рынком сбыта для продукции заводов «Уз Дэу» и «Дженерал Моторс Узбекистан» (американские акционеры этого проекта и не скрывают, что по большей мере отверточное предприятие создавалось для фактически беспошлинного выхода на российский рынок). Давно известно, что продукция узбекского автопрома входит в прямую конкуренцию с продукцией ВАЗ на российском рынке, и руководство российского автоконцерна еще с 2009 года лоббирует введение более высоких пошлин на автомобили из Узбекистана.
Однако Ташкент жестко отстаивает позицию, что в рамках ЗСТ СНГ на продукцию «Уз Дэу» и «Дженерал Моторс Узбекистан» должны быть практически нулевые таможенные пошлины. В то же время Ташкент и не собирается отменять по факту заградительные пошлины на ввоз в Узбекистан продукции того "АвтоВАЗа" и российской сельхозтехники. В 2012 году на территорию члена ЗСТ СНГ Узбекистана было поставлено всего 900 (!) машин "АвтоВаза", а на территорию Азербайджан - не члена ЗСТ СНГ - около 12.000. При этом за 6 месяцев 2013 года в России продано 15.516 машин из Узбекистана (за 6 месяцев 2012 года – 24.671).
В последние месяцы Узбекистан стал системно закрывать cвой рынок и от импорта муки из другого члена ТС - Казахстана. Не стоит сомневаться, что скоро Астана поставит вопрос в ЕЭК о защите рынка ТС от импорта из Узбекистана.
Как стоит поступить Москве в ситуации, когда Зона свободной торговли Содружества фактически вредит не только российским производителям, но и ставит под вопрос эффективность евразийской интеграции?
Благодаря жесткому подходу Сергея Глазьева и еще ряда российских экономистов при подписании документов о создании ЗСТ СНГ, удалось внести норму, что в случае присоединения одного или нескольких подписантов к другой экономической группировке (уже тогда в виду имелось желание Украины, Молдавии и Армении создать Зону свободной торговли с Брюсселем), нормы Соглашения о ЗСТ СНГ могут быть радикальны пересмотрены. То есть Москва имеет все законные основания в случае подписания Соглашения об ассоциации (которое включает и Соглашение о создании ЗСТ) всей вышеперечисленной тройки или одной из стран (прежде всего Украиной) выйти из ЗСТ Содружества и перейти на двусторонние соглашения со странами СНГ - не членами ТС.
К такому варианту надо готовиться (включая и законодательное обеспечение) уже сейчас. Печальная во всех отношения история создания и фактической смерти ЗСТ СНГ еще раз показывает, что мифы "об углублении интеграции в Содружестве" - которые имеют прежде всего задачу хоть как-то оправдать существование множества совершенно ненужных, но весьма затратных синекур для российских чиновников - крайне вредны для реальных экономических и политических интересов России на постсоветском пространстве.
Комментарии читателей (2):