Минобазования выработало предложения по изменению порядка формирования ежегодного федерального перечня учебников. Как говорится в официальном сообщении министерства, среди подготовленных предложений можно отметить ряд новаций:
1) для обеспечения последовательного изложения учебного материала и преемственности при изучении предметов обеспечить приоритет при включении в перечень учебников, составляющих завершённую предметную линию (с 1 по 4, с 5 по 9, с 10 по 11 классы);
2) расширить спектр организаций, обеспечивающих проведение общественно-профессиональной экспертизы, привлечь к процедуре экспертизы представителей родительской общественности;
3) ввести коллегиальный принцип принятия решения о включении учебника в федеральный перечень;
4) формировать перечень с учётом срока действия федерального государственного образовательного стандарта и срока износа учебника;
5) предусмотреть процедуру исключения учебника из федерального перечня.
Прокомментировать нововведения специально для ИА REX согласился президент Всероссийского фонда образования, академик МАНПО, профессор Сергей Комков:
Долгое время, практически с начала 90-х годов, разработка, изготовление и реализация учебников и учебных пособий для средней школы в нашей стране являлось исключительно сферой коммерческой деятельности. В переходный период нашими отечественными «реформаторами» активно внедрялась идея «многовариативности» образования. Эта идея была навеяна западными «советниками», работавшими в это время в России в системе образования. Она означала, что каждый учитель вправе был выбрать тот учебник, который ему больше по вкусу и по профессиональному уровню. Идея довольно привлекательная. Но на деле она вылилась в совершенно искаженную форму реализации.
Производство учебников и учебных пособий для издательских организаций и предприятий стало наиболее доходным видом бизнеса. В этот период резко упали тиражи всех художественных и периодических изданий. А школа продолжала оставаться огромным потребителем печатной продукции. Тиражи изданий для нужд школы могли достигать цифр с шестью нулями. Поэтому издательства начали активное сотрудничество с авторами учебников и учебных пособий.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
При этом процедура «грифования» учебной литературы была упрощена. Эта литература фактически не проходила не только никакой экспериментальной апробации, но даже не подвергалась серьезной экспертизе. При Министерстве образования существовал небольшой отдел, состоящий из 3-4 человек, который решал вопрос о предоставлении соответствующего грифа тому или иному учебнику или учебному пособию.
Чуть позже, в 2005 году, была установлена некоторая процедура допуска учебной литературы для использования в школе. Теперь экспертизу новых учебников и учебных пособий возложили на РАН и РАО. Но, как правило, для этих академий данная работа была второстепенной. Занимались ею люди малокомпетентные. Поэтому экспертиза проводилась чисто формально. И издание столь важной учебной литературы продолжало осуществляться самотеком. В школу продолжали поступать не просто малопригодные для учебных целей учебники и пособия, но и содержащие огромное количество искажений фактов и ошибок.
Педагогическая общественность давно требовала наведения порядка в столь важном деле. Но у Министерства образования и науки не хватало на это ни сил, ни времени. Оно занималось ЕГЭ, всевозможными «модернизациями» и «новациями».
При этом, долгое время российская школа вообще работала без утвержденных единых государственных стандартов образования. Поэтому и в издании учебников и учебных пособий продолжала процветать полная анархия.
Сегодня, видимо, настал момент исправить сложившуюся ситуацию. Поэтому предложения Минобрнауки по упорядочению порядка формирования федерального перечня учебников и порядка отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий можно только приветствовать. Наконец-то, министерские руководители поняли, что пускать на самотёк столь важный вопрос преступно.
Но остаётся ряд вопросов.
Первое: кто и как будет формировать ту самую Коллегию, которая будет решать вопрос о допуске учебника или учебного пособия для использования в школе?
Второе: каким конкретно образом будет осуществляться общественно-профессиональная экспертиза? Каким образом будут подбираться эти эксперты? Каков будет механизм участия в данном процессе представителей родительской общественности?
И, наконец, третье: как будет построен процесс осуществления издательской деятельности? Будет ли это некий государственный заказ? Или все будет опять строиться исключительно на рыночной основе? Каким образом тогда государство будет регулировать данный рынок?
Подытоживая, можно сказать, что направление движения Министерством образования и науки выбрано верно. Надо только, чтобы все опять не получилось по Черномырдину — как всегда.
Комментарии читателей (0):