Выборы 14 марта, состояние партийно-политической и избирательной системы России

Аналитический доклад Общественного совета "Честный выбор". Авторы доклада: Дмитрий Орлов, сопредседатель Общественного совета "Честный выбор", генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (руководитель проекта), Александр Брод, сопредседатель Общественного совета "Честный выбор", сопредседатель ассоциации "Гражданский контроль", член Общественной палаты РФ, Дмитрий Бадовский, зам. директора НИИ социальных систем МГУ им. М. В. Ломоносова, член Общественного совета "Че
19 апреля 2010  10:02 Отправить по email
Печать

Итоги выборов в контексте развития политической и избирательной системы

В очередной Единый день голосования, прошедший 14 марта 2010 года, состоялись выборы в 76 субъектах Российской Федерации. Состоялись выборы в 8 региональных законодательных собраний, выборы мэров городов-столиц регионов страны, муниципальные выборы.

В выборах участвовали все 4 партии, представленные в Государственной Думе: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия". Кроме того, в ряде областей в выборах участвовали и партии, не прошедшие в Думу текущего созыва: "Патриоты России", "Правое дело" и "Яблоко".

Для подготовки и проведения выборов всех уровней, назначенных на единый день голосования 14 марта 2010 года, было сформировано около 31 тысячи участковых избирательных комиссий, из них более чем на 9.200 участковые избирательные комиссии возложены полномочия по проведению иных выборов и референдумов. Были сформированы 8.383 участковые избирательные комиссии, в том числе 3.387 - совмещающие полномочия по иным выборам и референдумам. В их состав назначено 75.534 члена избирательных комиссий с правом решающего голоса, из них по предложениям региональных отделений политических партий "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - 8.126 человек (10,8 %), "КПРФ" - 6.468 человек (8,6 %), СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - 6.352 (8,4 %), "ЛДПР" - 6.735 (8,9 %), иных политических партий и общественных объединений - 9.160 человек (12,1 %). 61.326 членов участковых избирательных комиссий (81,2 %) имели соответствующий опыт работы.

Были сформированы 3480 участковых избирательных комиссий, в том числе 525 - совмещающие полномочия по иным выборам и референдумам. В их состав назначено 40.300 членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, из них по предложениям региональных отделений политических партий "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - 3.457 человек (8,6 %), "КПРФ" - 3.102 человека (7,7 %), СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - 2.586 (6,4 %), "ЛДПР" - 2.671 (6,6 %), иных политических партий и общественных объединений - 2.282 человека (5,7 %). 30.721 член участковых избирательных комиссий (76,2 %) имели соответствующий опыт работы.

После демарша оппозиционных парламентских партий в октябре 2009 года многие политологи и общественные деятели заранее прогнозировали огромное количество нарушений и фальсификаций, а некоторые представители политических партий заранее отказывались признавать результаты ещё не прошедших выборов и призывали к их бойкотированию. Выборы завершились, их итоги подведены и признаны всеми участниками избирательного процесса. Ни обвинений в массовых фальсификациях, ни массовых протестов не случилось.

Главным итогом выборов стало укрепление существующей парламентской системы в составе "Единой России", "Справедливой России", КПРФ и ЛДПР при доминировании "Единой России". Непарламентские партии в эту систему не вошли: они не смогли воспользоваться инициативой пррезидента о выделении мандатов партиям, вплотную подошедшим к прохождению 7-процентного заградительного барьера, набрав от 1% до 2,4% голосов.

Эта инициатива президента укладывается в рамки заявленного главой государства курса на политическую модернизацию и начинает целый ряд изменений в избирательном законодательстве, которые должны обновить политическую систему страны и обозначены в Послании Президента Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года. Речь идет о необходимости развития политического плюрализма, политической конкуренции, создания равных условия участия политических партий в жизни страны. Президент специально отмечает необходимость создания условий для цивилизованной конкуренции между политическими партиями. В этом направлении уже предпринят ряд шагов по коррекции избирательного законодательства. Так, выборы в Воронежской области стали своего рода экспериментальной площадкой для двух нововведений в выборном законодательстве, касающихся получения по одному мандату партиями, преодолевшими 5-процентный барьер, а также формирования региональных списков. Принято решение, согласно которому политические партии, которые наберут на следующих выборах в Государственную Думу (2011) свыше 5 процентов голосов, получат 1-2 мандата депутатов. Малые политические партии получают также право на публичное изложение своих позиций на заседаниях парламента. Тем самым избиратели, голосующие за малые партии, приобрели гарантии представительства своих интересов в парламенте страны.

Выборы 14 марта проходили в обстановке жесткой межпартийной политической конкуренции, чего на выборах в региональные и муниципальные законодательные собрания не было с конца 1990-х годов. Это может быть объяснено новым подходом оппозиции к избирательному процессу. Отказ оппозиционных партий от "консолидации демарша" позволил избирателям отделить партии друг от друга, выделить их из общей протестной массы и голосовать за конкретную политическую силу. Большое количество мандатов, полученных в ходе выборов парламентской оппозицией, говорит об эффективности этого подхода.

Жесткая политическая борьба за голоса избирателей привела к значительному количеству мелких нарушений, допущенных избирательными объединениями и независимыми кандидатами. Общее число нарушений уменьшилось по сравнению с прошлым Единым днём голосования. Так, по данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, общее количество жалоб, поданных в избирательные комиссии всех уровней, уменьшилось в 1,5 раза по сравнению с октябрём 2009 года. При этом увеличилось количество грубых нарушений, допущенных участниками электорального процесса. Наиболее частыми нарушениями на прошедших выборах стали распространение незаконных тиражей агитационных материалов, материалов, порочащих честь и достоинство кандидатов, а также фальсифицированных документов. Отмечались также случаи подкупа избирателей и запугивания кандидатов. Для сравнения: в октябре 2009 года среди нарушений наиболее часто отмечались давление на кандидатов и избирателей, вбросы бюллетеней, подтасовка результатов голосования с помощью открепительных удостоверений и использования административного ресурса, а также подкуп избирателей. На выборах 14 марта нарушения допускали все партии, участвовавшие в предвыборной гонке. При этом по данным, собранным правозащитными организациями, резко (в 2,5 раза) выросло количество нарушений, связанных с агитацией в "день тишины" 13 марта и в день голосования.

Наблюдатели и правозащитные организации, следившие за ходом выборной кампании, консолидированно отмечают уменьшение роли административного ресурса в избирательной кампании со стороны "Единой России". Монополией на использование административного ресурса правящая партия более не располагает. Причем, как отмечают иностранные наблюдатели, использование "Единой Россией" административного ресурса в целом укладывается в рамки общемировых стандартов, по которым парламентские и правящие партии имеют "электоральное преимущество" перед другими партиями. Оппозиционные парламентские партии также начинают использовать административный ресурс.

Прошедший единый день голосования отличается от предыдущих с точки зрения явки избирателей и учета их воли. Областные и муниципальные выборы всегда привлекают к урнам для голосования малое количество избирателей, однако 14 марта в республике Алтай к урнам пришли почти 60% избирателей, а в Воронежской области - 56,27%. Самый слабый показатель в Свердловской области - 35,83%. Но даже это все равно выше, чем явка по Москве в прошлом году (тогда на выборы пришли 35,57% избирателей). При этом доля реально учтённых голосов (голосов за партийные списки и кандидатов, получивших мандаты по итогам подсчета голосов) очень высока - в среднем она составляет более 95% голосов. Это связано с низким уровнем популярности партий, не прошедших в региональные законодательные собрания.

Наметилась тенденция снижения количества депутатов, избираемых по одномандатным округам. Выборы в законодательные собрания Калужской и Свердловской областей, в Тульскую городскую думу уже проводились исключительно по партийным спискам. Дальнейшее развитие этой тенденции пока до конца не предопределено. В своём послании Федеральному Собранию президент Дмитрий Медведев предложил вопрос о целесообразности перехода к выборам только по партийным спискам тщательно обсудить и всесторонне взвесить. Тем не менее очевидно, что проведение выборов исключительно по партийным спискам во многих случаях объективно выгодно оппозиционным партиям: они часто не имеют достаточных ресурсов для борьбы во всех одномандатных округах с "Единой Россией", а кроме того, именно в одномандатных округах влияние административного ресурса на результат выборов бывает более существенным.

Позитивные тенденции очевидны. Избирательная система становится более открытой и демократичной, рядовой избиратель теперь может влиять на работу избирательных кампаний, оповещая правозащитные организации и избирательные комиссии о нарушениях. Партийная система оформилась более четко, стало более понятным идеологическое и доктринальное размежевание между ведущими партиями. У парламентских партий окончательно сложился свой привычный электорат. Политическая борьба, которая становится более публичной и жесткой, ведется отныне не за массу неопределившихся со своим выбором избирателей, а по преимуществу за голоса избирателей, уже традиционно голосующих за ту или иную партию. Задачей политических партий стала работа по "переманиванию" на свою сторону традиционного электората других партий, которая проводится политтехнологическими методами. Шанс получить места в законодательных собраниях появился и у миноритарных игроков - в связи со снижением заградительного барьера с 7 до 5% и включением представителей этих партий в избирательные комиссии.

Деятельность российских неправительственных организаций по контролю за законностью выборов

Активное участие российских НКО, прежде всего федеральных, в наблюдении за подготовкой и проведением выборов 14 марта несомненно и значительно. Общественный совет "Честный выбор", его партнер -- Ассоциация "Гражданский контроль", а также Российский фонд свободных выборов, общественный комитет "За честные выборы!", ассоциация "Голос" проводили мониторинг избирательной компании, занимались просветительской деятельностью в сфере избирательного права, реагировали на обращения избирателей, отслеживали нарушения в ходе кампании, собирали жалобы избирателей и кандидатов, публиковали заявления и замечания. Активность подобных организаций недвусмысленно свидетельствует о формировании системы общественного контроля за ходом избирательной кампании. Во время выборов работало несколько горячих телефонных линий, sms-портал, куда избиратель, обнаруживший факт нарушения избирательного законодательства мог обратиться и получить квалифицированные разъяснения относительно замеченных нарушений. В случае подтверждения информации эти данные передавались в избирательные комиссии и органы охраны правопорядка.

15 февраля 2010 года состоялась встреча заместителя Председателя ЦИК России Л.Г. Ивлева с сопредседателем Общественного совета "Честный выбор" Д. И. Орловым. По итогам выборов с Д. И. Орловым дважды встречался также Председатель ЦИК России В. Е. Чуров. 17 февраля 2010 года состоялась встреча заместителя Председателя ЦИК России Л.Г. Ивлева с руководством ассоциации "Гражданский контроль" - сопредседателем ассоциации и сопредседателем "Честного выбора", членом Общественной палаты РФ А.С. Бродом, сопредседателем ассоциации В.Е. Коптевым-Дворниковым, членом совета ассоциации, членом Общественной палаты РФ Я.А. Терновским и исполнительным директором ассоциации Г.В. Федоровым. Во время этих встреч Л.Г. Ивлев подробно проинформировал присутствующих о ходе подготовки к единому дню голосования. Представители "Честного выбора" и "Гражданского контроля", в свою очередь, проинформировали руководство ЦИК России о работе по организации общественного наблюдения за ходом выборов в единый день голосования в субъектах Российской Федерации 14 марта 2010 года.

Общественный совет "Честный выбор"

Общественный совет "Честный выбор" был сформирован и начал работу в середине февраля 2010 года. Уже 2 марта начал работу официальный сайт Совета (www.chest-vibor.ru). Кроме того, были достигнуты соглашения о партнерстве с Центральной избирательной комиссией РФ, ассоциацией "Гражданский контроль", РОИИП. Cопредседателями совета стали генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, политолог Дмитрий Орлов, президент редакции газеты "Известия", член Общественной палаты РФ Владимир Мамонтов и директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты РФ Александр Брод.

В состав совета вошли: Дмитрий Бадовский, заместитель директора НИИ социальных систем МГУ им. М. В. Ломоносова, Игорь Барциц, проректор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Алан Касаев, заместитель генерального директора РИА "Новости", Валериан Лебедев, декан юридического факультета Челябинского государственного университета, Леонид Радзиховский, политолог и публицист, Владимир Рудаков, заместитель главного редактора журнала "Профиль", Вильям Смирнов, зав. сектором права и государства Института государства и права РАН, Валерий Хомяков, сопредседатель Совета по национальной стратегии, Александр Ципко, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН. "Честный выбор" - неправительственная инициатива общественных деятелей, призванная обеспечить регулярный контроль за соблюдением законности и состязательности избирательного процесса. Этот контроль осуществляется советом на всех федеральных, региональных и местных выборах, в отношении всех участников избирательных кампаний. Совет заявил о недопустимости вмешательства властей любого уровня в избирательный процесс (так называемый "административный ресурс"); недопустимости создания неравных правовых условий для любого из участников избирательного процесса; использования в ходе избирательных кампаний любых методов борьбы, кроме политических, и об ответственности политических сил за соблюдение законности и правопорядка. Совет также заявил о недопустимости публичных обвинений в фальсификации выборов, не основанных на подтвержденных фактах и судебных решениях, и рассматривает их как инструмент давления одних участников избирательного процесса на других его участников, на избирательные комиссии и на власть.

Основными методами работы Совета стали сбор, систематизация и обнародование нарушений, выявленных в ходе выборов. Сразу после создания Совет заявил о подготовке специальных докладов о состоянии избирательной системы в России.

17 февраля сопредседатели Общественного Совета "Честный выбор" провели пресс-конференцию, посвященную началу работы новой независимой группы общественных деятелей. В ней приняли участие сопредседатели Совета - генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов, президент редакции газеты "Известия", член Общественной палаты РФ Владимир Мамонтов и директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты РФ, член президиума Российского еврейского конгресса Александр Брод.

10 марта сопредседатели общественного совета "Честный выбор" Дмитрий Орлов и Владимир Мамонтов посетили Рязань. Они встретились с представителями власти и политических партий, проанализировали жалобы по поводу нарушений законодательства в ходе предвыборной кампании. В целом работа избирательных комиссий и предвыборная кампания в Рязани, по оценке Совета, прошла конструктивно.

В ходе визита в Рязань сопредседатели Совета выявили выпуск газеты "Вечерняя Рязань", целый ряд материалов которого могут противоречить действующему законодательству о выборах. Характер нескольких публикаций в этом выпуске, экземпляр которого находится в распоряжении Совета, указывает на очевидную агитацию в пользу кандидатов, выдвинутых в Рязанскую областную Думу по списку ЛДПР, без указаний на то, что эти материалы оплачены из избирательного фонда ЛДПР. При этом некоторые другие материалы содержат негативные оценки деятельности партии "Единая Россия". При указанном тираже выпуска 15 тыс. экземпляров, по полученным Советом сведениям, в Рязани распространяется более 200 тыс. экземпляров, отпечатанных, по данным вице-губернатора Рязанской области, во Владимирской области. Как заявил Совет, эта ситуация требовала максимально оперативного вмешательства областной избирательной комиссии и правоохранительных органов. Ведь даже расхождение заявленного и реального тиража агитационной продукции - явное нарушение избирательного законодательства.

Очевидным нарушением Совет посчитал и массовое распространение поздравительной открытки "С праздником 8 марта". Указанная открытка не содержит информацию о заказчике и изготовителе, а также информацию об источнике оплаты, однако в тексте содержится призыв голосовать 14 марта за партию "Единая Россия". Как удалось выяснить Совету, губернатор - кандидат в депутаты Рязанской областной Думы пятого созыва Олег Ковалев и Рязанское региональное отделение партии "Единая Россия" отношения к открытке не имеют: договор на изготовление печатной продукции они не заключали, оплату не производили. Более того, представителями Рязанского регионального отделения политической партии "Единая Россия" направлена жалоба в избирательную комиссию Рязанской области с просьбой выявить виновных и привлечь их к ответственности. Совет настаивал на ее максимально оперативном рассмотрении.

Совет обратил внимание на обеспокоенность представителей региональных отделений политических партий по поводу технических требований телеканала ГТРК "Ока". Согласно их заявлениям, бесплатное эфирное время для политических партий телеканал предоставляет лишь в формате 30-секундных видеороликов, записанных заранее в согласованном с каналом "Ока" качестве; при этом ВГТРК "Ока" сообщала о готовности самостоятельно изготовить видеоролик с необходимыми характеристиками за 35 тыс. рублей. Возможность выступить в эфире представителям региональных отделений партий, как они сообщают, не представляется. Эти заявления, посчитал Совет, требуют тщательной проверки. Ведь действующее избирательное законодательство не устанавливает никаких ограничений для формата агитации избирательных объединений в рамках выделенного бесплатного рекламного времени.

По данным, переданным Совету Рязанским отделением партии "Единая Россия", стало известно об избиении агитаторов кандидата в депутаты Рязанской областной Думы от партии "Единая Россия" Андрея Глазунова. Инцидент произошёл во время проведения "Единой Россией" одного из масленичных мероприятий. Акция была официально разрешена, все молодые люди были одеты в куртки с символикой "Единой России" и распространяли агитационные материалы кандидата. Неподалёку проводили акцию активисты ЛДПР. Они раздавали прохожим блины и разливали спиртные напитки. Эту активность, которую можно квалифицировать как подкуп избирателей, зафиксировал на видеокамеру оператор, работавший с "Единой Россией". Возник конфликт, в ходе которого оператора избили молодые люди в сине-жёлтых комбинезонах. Они вышли из стоявшей рядом "Газели" с надписью "ЛДПР". По факту избиения оформлено официальное заявление в милицию и Генеральную прокуратуру РФ, на рассмотрении которого настаивал Совет.

Совет обратил внимание на инцидент с активистом "Единой России" Михаилом Маловым. Из сообщений СМИ, от собственных наблюдателей и из заявления пресс-службы УВД г. Рязани Общественному совету "Честный выбор" стало известно, что 21 февраля 2010 года в доме №9 по Куйбышевскому шоссе г. Рязани, где расположено ЖЭУ №18 и избирательный участок №997, группой около 50 человек в течение нескольких часов насильственно удерживался Малов. Согласно данным, обнародованным пресс-службой УВД, собравшиеся, среди которых были в разное время кандидаты в депутаты Рязанской областной думы от ЛДПР и КПРФ, утверждали, что в этом здании незаконно располагается штаб избирательной кампании кандидата в депутаты Рязанской областной думы от "Единой России" Глазунова. Они сообщили также о незаконном хранении там агитационных материалов экстремистского характера. В УВД поступило несколько письменных заявлений от кандидатов в депутаты по этому поводу. Собравшиеся потребовали досмотреть Малова и вскрыть помещение. Малов был досмотрен, однако среди его вещей нелегальных или экстремистских материалов обнаружено не было. Малов написал заявление о привлечении к уголовной ответственности лиц, ответственных за его незаконное содержание. Как сообщает пресс-служба УВД, в ночь с 21 на 22 февраля помещение было вскрыто в присутствии членов участковой и областной избирательных комиссий, а также депутатов различного уровня от ЛДПР, КПРФ и "Единой России". Ни подложных листовок, ни экстремистских материалов в нем не оказалось. Кроме того, сведения о нахождении там штаба кампании Глазунова не подтвердились. Как выяснилось, часть помещения по договору с ЖЭУ №18 использовалось для хранения легальных агитационных материалов "Единой России". Их тираж соответствовал выходным данным. Законом подобная практика не запрещена.

Общественный совет "Честный выбор" потребовал тщательного рассмотрения жалоб, поданных в избирательную комиссию всеми избирательными объединениями. Совет заявил о необходимости тщательного контроля за выпуском агитационной продукции - особенно в столь демонстративных случаях, как с газетой "Вечерняя Рязань". Совет заявил о недопустимости насилия в отношении граждан, ведущих не запрещенную законом предвыборную агитацию, - независимо от их основной деятельности или партийной принадлежности. Совет призвал всех участников избирательного процесса уважать права и человеческое достоинство агитаторов. В случае, если выявленные нарушения будут подтверждены в установленном законом порядке, виновные в случившемся должны понести предусмотренные законом наказания, включая в случае необходимости и уголовную ответственность, заявил Совет.

13 марта сопредседатели общественного совета "Честный выбор" Дмитрий Орлов и Александр Брод посетили Тулу. Они встретились с представителями власти и политических партий, а также проанализировали жалобы по поводу нарушений законодательства в ходе предвыборной кампании.

Общественный совет "Честный выбор" оценил завершившуюся избирательную кампанию по выборам в Тульскую городскую Думу как состоявшуюся в рамках законодательства, принятых норм и правил избирательного процесса. Однако Совет заявил о наличии некоторых нарушений.

По заявлениям представителей региональных избирательных объединений, могут иметь место случаи подкупа избирателей, в том числе замаскированные договорами на агитацию. Совет призывает городскую избирательную комиссию и правоохранительные органы выявить виновных и привлечь их к ответственности. По данным, переданным Совету Тульским отделением партии "Единая Россия", стало известно о массовом характере вручения медалей с изображением Сталина неустановленными лицами от имени КПРФ. Кандидатом от партии "Единая Россия" Н. Савельевой подана жалоба в УВД по г. Тула. Совет призвал к оперативному рассмотрению подобных обращений.

Совет обратил внимание на работу местных радиостанций "Европа плюс", "Милицейская волна" и Ретро FM. В эфире этих радиостанций за 4 дня 178 раз прозвучали ролики, направленные против двух кандидатов от регионального отделения "Единой России" - при этом радиоэфир не оплачен ни одним избирательным объединением.

Совету также стало известно о появлении в Туле в последние дни предвыборной кампании листовок, имитирующих квитанции оплаты за квартиру, рассылаемых жителям Тулы. В них с жителей требуют доплатить сумму в среднем 2000 рублей в качестве квартплаты. Причиной неожиданного платежа называлась неэффективная работа партии "Единая Россия". Совет заявил, что подобные факты требуют оперативной, тщательной проверки и выявления их организаторов.

Совет обратил внимание на акцию, в рамках которой начиная с 17 февраля в городе Туле от имени мэра города, руководителя фракции "Единая Россия" в Тульской городской Думе 3-го созыва Владимира Могильникова распространялись агитационные письма, которые он не подписывал. В распространяемые письма была вложена фальшивая купюра достоинством 5.000 рублей. Адресат писем - тульские пенсионеры (письмо имеется в распоряжении Совета). Органами МВД был задержан с поличным кандидат в депутаты Тульской городской Думы четвертого созыва от партии "Справедливая Россия" Денис Воронкин. По данным правоохранительных органов, он координировал распространение этих материалов. К моменту его задержания материалы были распространены в двух районах города.

Общественный совет "Честный выбор" потребовал тщательного расследования всех жалоб на нарушения закона в ходе избирательной кампании в Туле. В случае подтверждения обнародованных фактов, виновные в нарушении агитационного процесса должны быть наказаны в соответствии с требованиями избирательного и уголовного законодательства, заявил Совет. Общественный совет "Честный выбор" потребовал тщательного рассмотрения жалоб, поданных в избирательную комиссию всеми избирательными объединениями.

15 марта 2010 года в пресс-центре ИД "Аргументы и Факты" общественный совет "Честный выбор", российские и иностранные наблюдатели провёли пресс-конференцию, посвящённую подведению итогам выборов и единого дня голосования в Российской Федерации 14 марта 2010 года.

В пресс-конференции приняли участие сопредседатели Совета: директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты РФ, член президиума Российского еврейского конгресса Александр Брод и генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, президент Российского антикризисного форума, член Координационного Совета НКО по защите избирательных прав граждан Дмитрий Орлов. В ней участвовали также генеральный директор международной организации по наблюдению за выборами "CIS-EMO", директор Центра мониторинга демократических процессов "Кворум" Алексей Кочетков, журналист, политолог, заместитель главного редактора газеты "Юнге Вельт" (Германия) Райнер Рупп и депутат Европейского Парламента (Латвия) Александр Мирский.

В ходе пресс-конференции Дмитрий Орлов обнародовал заявление Совета, в котором отражена позиция Совета относительно законности проведённых выборов, огласил список наиболее частых нарушений, допущенных политическими партиями в ходе избирательных кампаний. По его мнению, несмотря на то, что на прошедших выборах имелись нарушения (незаконная агитация, фальфисикация документов, публикация материалов, порочащих честь и достоинство кандидатов), совет "Честный выбор" оценивает завершившиеся избирательные кампании и выборы, прошедшие 14 марта 2010 года, как соответствующие нормам и правилам избирательного процесса и в целом законодательства Российской Федерации. Также была отмечена тенденция на снижение использования административного ресурса на выборах, хотя все парламентские партии в той или иной мере использовали данный метод политической борьбы.

Александр Брод в своём выступлении отметил активность, проявленную общественными организациями и гражданами в наблюдении за ходом выборов. В отличие от предыдущего единого дня голосования, 14 марта 2010 года за законностью выборов следили иностранные наблюдатели, которые остались довольны прозрачностью и отсутствием массовых фальсификаций. По мнению Брода, эти факты являются признаками совершенствования политической системы. Выступившие иностранные наблюдатели говорили об отличиях избирательного законодательства в РФ и странах Европы, в частности о разных способах использования СМИ для агитации. Александр Мирский остался доволен увиденным на избирательных участках в Рязани, поблагодарил администрацию области за хорошую организацию выборов. По его мнению, прошедшим выборам можно поставить оценку "4+" и пожелать выборным кампаниям в будущем проходить так же легитимно.

Райнер Рупп, присутствовавший на избирательных участках в Воронежской области, высоко оценил организацию выборов, отметил их прозрачность и сказал, что если опрошенные им наблюдатели на участках голосования довольны прошедшими выборами, то международные наблюдатели тем более не имеют права предъявлять к избирательным кампаниям какие либо претензии.

Александр Кочетков считает: лучшим показателем законности проведённых выборов можно считать отсутствие заявлений о массовых фальсификациях со стороны партий, которые предъявляли такие претензии во время прошлого единого дня голосования.

Деятельность общественного совета "Честный выбор" широко освещалась в федеральных и региональных СМИ. Сообщения о работе Совета печатались в газетах "Аргументы и факты", "Известия", "Московский Комсомолец", "Российская газета", "Трибуна", "Взгляд", ряде интернет-изданий: "Единый Российский Портал", "Правда.Ру", на сайте партии "Единая Россия", "LentaCom.ru", "RZN.info", и др. изданиях, освещалась в репортажах "Первого канала" и канала ТВЦ. Статья о работе Совета также была размещена на сайте Центральной избирательной комиссии РФ.

Комментарии и аналитические статьи членов Совета о ходе выборов и состоянии избирательной системы печатались в ряде изданий. Среди них статьи Д. Орлова в "Известиях" и "Российской газете", публикация В. Мамонтова в деловой газете "Взгляд", Л. Радзиховского в "Российской Газете" и деловой газете "Взгляд", В. Хомякова в интернет-газете "LentaCom.ru".

Ассоциация "Гражданский контроль"

Ассоциация некоммерческих организаций по защите избирательных прав "Гражданский контроль" с 2007 года принимает активное участие в мониторинге федеральных и региональных избирательных кампаний. Членами "Гражданского контроля" являются более 20 общественных и правозащитных объединений в Москве и регионах России. Представители этой НКО в качестве международных наблюдателей выезжали на выборы в США, Украину, Южную Осетию, Абхазию.

1 марта 2009 г. "Гражданский контроль" открыл "горячую линию" (SMS-сервис "Код правды", +79852304040), куда каждый желающий мог отправить свое обращение, вопрос, жалобу. Чтобы СМС-сообщение не оставалось анонимным, оператор ассоциации "Гражданский контроль" в обязательном порядке связывается с отправителем по телефону, чтобы выяснить обстоятельства, оказать консультационную помощь и принять решение о дальнейших действиях.

С 2010 г. сервис был оснащен техническими и программными возможностями для приема ММС - видеороликов, аудиозаписи или фото. На 14 марта было зафиксировано 220 сообщений, в основном с жалобами на недостаток информации о местонахождении избирательных участков и о программах кандидатов. Также "Гражданский контроль" открыл Интернет сайт "Выбор народа" где транслировались различные новости избирательной кампании.

4 февраля в помещении Общественной палаты РФ прошел организованный Ассоциацией "Гражданский контроль" круглый стол, посвященный ходу избирательной кампании. Его участники обсудили результаты выдвижения кандидатов на региональных выборах, назначенных на 14 марта этого года, расстановку политических сил, используемые технологии и проблемы, возникшие в ходе этого процесса. Сопредседатель Ассоциации, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод отметил важность того, что работа с регионами начинается заранее.

26 февраля 2010 г. в рамках визита членов Ассоциации некоммерческих организаций по защите избирательных прав "Гражданский контроль" в Калугу прошла встреча с областной избирательной комиссией.

3 марта представитель "Гражданского контроля" в Ярославле С.А.Балабаев провел "круглый стол" на тему "Реализация избирательных прав граждан РФ, предупреждение и пресечение нарушений избирательного законодательства на выборах депутатов в областную Думу Ярославской области". На заседании присутствовали общественные деятели региона.

5 марта в Общественной палате РФ прошел круглый стол ассоциации НКО по защите прав избирателей "Гражданский контроль", посвященный подготовке проведения Единого дня голосования. "Подготовка к выборам не такая скандальная как перед предыдущим днем голосования", - заявил член Общественной палаты РФ Александр Брод. Вместе с тем, он признал, что в отдельных регионах сложилась напряженная обстановка. Так, в Рязанской области под видом партийной борьбы распространяются листовки с экстремистским содержанием. Член Общественной палаты РФ Ярослав Терновский отметил, что одна из основных проблем и опасностей, подстерегающих избирателей - это недостаток информации о тех людях, кого собираются выбирать в регионах и на местных муниципальных выборах. Во время акции состоялись прямые включения с представителями избирательных комиссий и правозащитниками 5 регионов: Тамбовской, Свердловской, Рязанской, Воронежской, Калужской областей, которые могли сообщить о ходе избирательной кампании.

6 марта вместе с группой правозащитников член Общественной палаты РФ Александр Брод посетил Рязань для проведения мониторинга политической и социальной обстановки в регионе накануне единого дня голосования. Состоялись рабочие встречи в штабах партий "Единая Россия", "Справедливая Россия", ЛДПР, с лидерами местных НКО, в областной избирательной комиссии. В ходе встречи первый заместитель прокурора Рязанской области Юрий Монахов проинформировал общественников об обращениях, касающихся нарушений в ходе избирательной кампании, и проверках, начатых прокуратурой. Депутат Государственной Думы РФ Александр Хинштейн обратился к Александру Броду с предложением инициировать изменения в действующее законодательство о выборах. В регионе постоянно работало представительство "Гражданского контроля", которое на "горячую линию" принимало обращения и жалобы о нарушениях во время выборов.

Общественная палата Тамбовской области, организации - члены "Гражданского контроля", просветительский центр "Европейский клуб профессионалов", Центр правовых технологий "Гражданский союз" и избирательная комиссия Тамбовской области реализовали в рамках избирательной кампании экспериментальный общественный проект "SMS-ВыДвижение" по опросу избирателей в период сбора подписей в период подготовки и проведения избирательной комиссии по выборам главы города Мичуринска. В эксперименте согласилось принять участие более 100 человек. Им было предложено отправить sms-сообщение с фамилией кандидата на единый номер, где эти сообщения сортировались с последующим проведением анализа. По словам представителей "Гражданского контроля", в будущем "смс-выдвижение" сможет заменить традиционную систему сбора подписей для кандидатов-самовыдвиженцев. 28 января был завершен отбор желающих, а 24 февраля подведены первые итоги проекта.

Представители "Гражданского контроля" посетили Нижегородскую область (5 февраля), Хабаровский край (17 февраля), Калужскую область (26 февраля), встретились с представителями Воронежской области в Москве (10 февраля). В регионах на встречах с представителями власти, членами избирательных комиссий, лидерами общественных организаций они рассказывали о планируемых мероприятиях Ассоциации во время единого дня выборов 14 марта, работе с обращениями граждан и оперативном информировании ЦИК о выявленных проблемах. 14 марта представители "Гражданского контроля" в Рязанской и Воронежской областях наблюдали за процессом голосования.

"Горячая линия" Российского фонда свободных выборов

Российский фонд свободных выборов при поддержке Общественной палаты РФ, Координационного совета по защите избирательных прав граждан и по согласованию с ЦИК России развернул с 1 марта работу общественной "Горячей линии" для связи с избирателями.

Региональные пункты общественной "Горячей линии" были открыты в Краснодаре, Хабаровске, Архангельске, Воронеже, Иваново, Иркутске, Калуге, Кургане, Липецке, Новосибирске, Омске, Ростове-на-Дону, Рязани, Екатеринбурге, Туле, Ульяновске, Ямало-Ненецком автономном округе (Салехард).

Центральный пункт общественной "Горячей линии" связи с избирателями (бесплатный федеральный номер 8-800-505-47-21) был открыт в Москве в здании ЦИК России, его презентация прошла 10 марта. Руководителем "горячей линии" стал председатель Координационного совета по защите избирательных прав граждан, исполнительный директор Российского фонда свободных выборов Андрей Пржездомский.

По данным на 14 марта, на "горячую линию" поступило более 1200 обращений, порядка 70% из них - по избирательной тематике, остальные - по поводу бытовых проблем. Значительное место заняли жалобы на незаконную агитацию (в "день тишины", 13 марта, с использованием запрещенных приемов и пр.), количество которых по сравнению с осенними выборами выросло в 2,5 раза. Много жалоб было связано с недостатком сведений о кандидатах в депутаты, мэры и пр. Больше всего обращений приходило из Калужской и Иркутской, Ивановской, Рязанской и Курганской областей. По жалобам было принято 1195 мер реагирования, в том числе было дано 758 разъяснений, в 187 случаях информацию направили в органы исполнительной власти.

К работе на "горячей линии" впервые были привлечены социологи из числа студентов Института социально-политических исследований РАН и социологического факультета МГУ. Социологический анализ обращений и оценка эффективности принятых мер в социальной сфере будут включены в итоговые документы работы "горячей линии".

Общественный комитет "За честные выборы!"

Несколько заседаний и круглых столов (28 января, 25 февраля, 10 марта 2010 г.) провел в Москве Общественный комитет "За честные выборы!", который возглавляет депутат Госдумы РФ Николай Гончар. 10 марта он заявил о необходимости быстрого реагирования избиркомами и органами власти на претензии избирателей, "чтобы по ним принимались решения буквально в режиме реального времени". Гончар также обвинил оппозиционные партии в том, что они "пытаясь оправдать, в том числе перед спонсорами, возможные неудачи, заранее готовятся... к кампании по дискредитации выборов". Гончар обвинил СМИ в том, что они обычно "нагнетают обстановку", внушая избирателям, что выборы будут проводиться нечестно.

Региональные инициативы по общественному контролю за выборами

Возник ряд региональных инициатив по организации общественного контроля за выборами. С 9 по 14 марта в Общественной палате Амурской области было открыт пункт "горячей линии" связи с избирателями. Все желающие по телефону могли получить необходимую информацию о выборах, вплоть до месторасположения избирательных участков, а также сообщить о замеченных недостатках.

В Гражданской ассамблее Красноярского края открылся общественный пункт "горячей линии" с избирателями края по проведению выборов в органы местного самоуправления. В открытии общественного пункта приняли участие заместитель председателя Законодательного Собрания края Алексей Клешко, председатель избирательной комиссии Красноярского края Константин Бочаров. В течение пяти дней, включая день выборов, консультанты, юристы, операторы из общественных организаций принимали звонки от избирателей о нарушениях, происходящих в ходе выборной кампании, консультировали их.

На выборах депутатов Рязанской областной Думы на базе Автономной неправительственной организации "Центр социально-политических инициатив" был развёрнут пункт общественной "горячей линии" связи с избирателями.

"Горячая линия" с избирателями была открыта по инициативе и на базе женсовета города Иркутска.

Логика эволюции системы избирательного законодательства новой России. Преодоление хаоса и неофеодализма

Если на Западе формирование современной представительной демократии и лежащего в ее основе избирательного права началось в конце XVIII и. и заняло более полутора столетий, то нашей стране на создание институтов демократии, на разработку и принятие обширного свода избирательного законодательства История дала считанные годы. За исторически короткий, даже кратчайший, срок в России создан обширный корпус законодательства, детально регулирующий едва ли все аспекты отношений в избирательной и партийной сферах.

Потребность в безотлагательной разработке нового избирательного законодательства была вызвана также тем, что срок полномочий депутатов Государственной Думы первого созыва был определен в два года - чтобы вторые выборы в парламент России проводить уже не на основе Указов Президента, вынужденного напрямую обратиться к избирателям для преодоления затянувшегося политического кризиса в стране (1993), а на основе принятого Государственной Думой федерального законодательства о выборах. К этому же побуждала практика проведения выборов в законодательные (представительные) органы власти в субъектах Федерации, изобилующая многочисленными нарушениями демократических избирательных норм и принципов.

Впервые в истории России базовый избирательный закон был принят в 1994 г. под названием "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". В следующем году принимаются федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". На их основе и были проведены выборы депутатов Государственной Думы в 1995 г. и президента России в 1996 г. Конституционный принцип выборности и сменяемости публичной власти на основе свободных выборов и недопустимости установления монополии на политическую власть получил благодаря трем этим федеральным законам адекватное воплощение в избирательном законодательстве.

Опыт проведения избирательных кампаний побудил Законодателя разработать и принять в 1997 г. федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Новый рамочный закон по количеству статей оказался почти в два раза обширнее предыдущего. Он не только обеспечил защиту права граждан на участие в референдуме, но и значительно расширил регламентацию таких этапов проведения выборов как выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, финансирование избирательной кампании, голосование, подсчет голосов. В 1999 г. в 47 из 66 статей закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вносятся изменения. Были установлены, например, необходимость соблюдать примерное равенство числа избирателей на один мандат в многомандатных округах и обязанность кандидатов предоставлять сведения о доходах и имуществе, сообщать о своей судимости и иностранном гражданстве.

В 2002 г. принимается новый, действующий с изменениями и дополнениями сегодня федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", направленный прежде всего на повышение роли политических партий в избирательном процессе. Этот закон изменил также порядок формирования избирательных комиссий всех уровней с целью обеспечить их большую независимость от органов власти и должностных лиц.

Одним из наиболее серьезных препятствий на пути формирования представительной демократии в 1990-е годы было отсутствие полноценных политических партий. Политическое представительство граждан в Государственной Думе и в законодательных (представительных) органах власти регионального и местного уровня в той или иной степени подменялось лоббистским представительством партикулярных интересов.

Поэтому в течение "нулевых" годов корректировка избирательной системы и избирательного законодательства служили основным инструментом "политической инженерии" российской власти, стремившейся к консолидации и усилению национальной партийной системы после периода ее относительно хаотичного становления и развития - и, как результат, институциональной слабости и низкого качества политического представительства в 90-е годы. Для этого решались задачи:

• Сокращения количества политических партий и укрупнения сохраняющихся;

• сокращения доли избирателей, не представленных в парламенте по итогам выборов,

• обеспечения преемственности, постоянства функционирования партийной системы от выборов к выборам, сокращения возможности исчезновения и мимикрии участников выборов в период между избирательными циклами (включая и проблему постоянной смены оболочки "партии власти"),

• и, на основе этих принципов, - формирования устойчивых и крупных федеральных политических партий.

И усиление института федеральных политических партий, и изменения в избирательной системе были призваны решить ряд иных задач нормативного (направляемого и планируемого по результату) развития политической системы. К ним в первую очередь относились ограничение влияния на избирательную и партийно-политическую системы двух акторов - региональных элит и групп интересов крупного бизнеса (т.н. "олигархов").

Совокупность этих целей и задач привела к принятию системы взаимосвязанных новаций в избирательном и партийном законодательстве, в частности к:

• отмене графы "против всех",

• повышению избирательного барьера на выборах в Госдуму до 7%,

• усилению требований к численности политических партий и процедурам создания новых политических партий,

• усилению требований к регистрации кандидатов и списков кандидатов на выборах и введению принципа преференций для парламентских политических партий,

• существенной корректировке принципов финансирования деятельности политических партий,

• ограничениям на формирование избирательных блоков и деятельности региональных политических партий и блоков,

• переходу к выборам в Государственную Думу по партийным спискам и введению обязательных требований выборов по смешанной системе на выборах в региональные законодательные собрания.

Реформирование избирательного и партийного законодательства в "нулевые" годы происходило одновременно и как составная часть реформаторской политики преодоления сложившейся в 90-е годы неофеодальной политико-правовой системы, при которой конституции, уставы и почти 70% законов практически всех субъектов Российской Федерации в той или иной степени противоречили общегосударственной Конституции и федеральным законам. Законодательные и фактические преобразования института выборов и партийной системы в этот период были призваны содействовать восстановлению "единого правового пространства".

Неизменной стратегией России в сфере избирательного права было и достижение соответствия национального избирательного законодательства и юридических гарантий обеспечения демократического характера избирательного процесса общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в совокупности составляют международные избирательные стандарты. В рамках этой стратегии по инициативе ЦИК России в 2002-2003 годах разработана и вступила в силу Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государства-участниках СНГ. По инициативе и с участием ЦИК России в этот же период разработан также проект Конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод. Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендовала использовать этот документ при разработке соответствующей европейской конвенции.

Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. обнародовал целый ряд инициатив по совершенствованию политической системы страны и избирательной системы.

Одним из предложений Президента было установление единых критериев определения численности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов РФ. После принятия Конституции РФ 1993 г. полномочия по установлению числа депутатов были отнесены к исключительной компетенции субъектов РФ, при этом для них не было установлено никакого ориентира. В результате получилось, что средняя норма представительства избирателей на один депутатский мандат различается в различных субъектах в несколько десятков, а иногда и сотен раз (например, в Москве и Туве - в 145 раз); при этом полномочия у этих депутатов в принципе одинаковы во всех регионах

. На уровне муниципальных образований критерии представительства существуют с 2003 года. Законодательно установленные критерии на федеральном уровне позволят обеспечить более полную реализацию принципа равного избирательного права граждан России на выборах депутатов законодательных собраний регионов, сохранив представительный характер законодательного органа и унифицировав среднюю норму представительства избирателей в таком органе. При установлении этих критериев был учтен негативный опыт применения в некоторых субъектах РФ пропорциональной системы при малом количестве мандатов, в результате чего допускалось существенное искажение принципа пропорциональности при распределении мандатов.

Предоставление возможности формировать фракции с соответствующими гарантиями на представительство фракций в руководящих органах региональных законодательных собраний позволит обеспечить реализацию интересов оппозиционно настроенных избирателей и будет соответствовать зарубежному опыту предоставления парламентской оппозиции надежных гарантий ее деятельности в первую очередь в рамках парламента.

Абсолютно адекватна предложенная Президентом РФ отмена сбора подписей как условия допуска политической партии к выборам. Параллельно с обсуждением этого предложения необходимо рассмотреть возможность упрощения регистрации кандидатов-самовыдвиженцев в виде увеличения доли недействительных подписей, выявление которой является основанием для отказа в регистрации. Анализ правоприменительной практики показывает, что 10% - это процент брака, который вполне допустим при достаточно высоких требованиях к оформлению подписей, установленных российским законодательством.

Участие непарламентских партий в работе ЦИК России и избирательных комиссий субъектов РФ, гарантированной в настоящее время Регламентом ЦИК России и регламентами/специальными решениями региональных избиркомов, способствует повышению степени открытости и гласности выборов. Эта мера не только способствует реализации прав непарламентских политических партий, но и повышает гарантии проведения честных и справедливых выборов, а в конечном счете, укрепляет доверие избирателей к выборам. Следующим шагом может быть предоставление непарламентским партиям гарантированного представительства в избирательных комиссиях всех уровней, возможно в статусе членов с правом решающего голоса, для чего можно внести поправки в действующее законодательство, увеличив партийную квоту в избирательных комиссиях.

Проблемы так называемых дополнительных форм голосования характерны не только для современной Российской Федерации. Можно позитивно оценить отмену досрочного голосования на муниципальных выборах, принимая во внимание многочисленные заявления участников избирательного процесса в различных регионах России о нарушениях при организации и проведении досрочного голосования. Действовавший порядок - при условии недобросовестности участковых избирательных комиссий -- создавал определенные возможности для нарушения избирательных прав граждан. Однако при этом произошло фактическое лишение избирателей, убывающих в командировки или по иным уважительным причинам отсутствующих в день голосования в месте своего жительства, возможности реализовать свое активное избирательное право. Необходимо разработать способы реализации избирательных прав граждан в такой ситуации, одним из которых может быть введение возможности дистанционного голосования (например, с использованием сети Интернет). Очевидно, что такой способ может быть реализован лишь при надежных технических гарантиях соблюдения прав граждан.

Позитивную роль сыграла межпартийная дискуссия по проблеме перехода к выборам представительных органов власти всех уровней на систему партийных списков. Однако такой переход не должен затрагивать представительные органы муниципальных образований, где каждый депутат должен обеспечивать непосредственную связь между муниципалитетом и избирателями, решая при этом бытовые и хозяйственные, а не политические вопросы. Как показывает практика, решающим в выборе местных депутатов для избирателей являются личные данные кандидатов и возможности решить в представительном органе конкретные проблемы, стоящие перед муниципальным образованием или частью его жителей. Политические взгляды кандидатов, а следовательно, и их партийная принадлежность явно вторичны.

Можно только приветствовать активную работу по технологическому обеспечению выборов. Так, проведенный на выборах депутатов Тульской городской Думы эксперимент по оборудованию комплексами обработки избирательных бюллетеней всех избирательных участков муниципального образования заслуживает самой высокой оценки. Целесообразно дальнейшее внедрение голосования с использованием комплексов электронного голосования, позволяющих отказаться от использования избирательных бюллетеней и ручного подсчета голосов. При этом необходимо обеспечить возможность контрольного пересчета голосов (например, по отметкам на контрольной ленте), достичь высокого уровня доверия специалистов и избирателей к этой системе и провести масштабную информационную кампанию, адресованную различным категориям избирателей. В перспективе автоматизация процесса голосования и подсчета голосов будет служить основой повышения доверия избирателей к выборам.

Полуторапартийная система. Новые факторы динамизма: конкурентность и коалиции

Трансформация избирательной и партийной систем в "нулевые" годы, несомненно, учитывала в качестве одной из задач более устойчивое оформление и усиление позиций "партии власти" как основы партийно-политической системы, вплоть до приобретения ею статуса доминантной партии. В течение 90-х годов (на выборах 1993, 1995, 1999 годов) и вплоть до выборов 2003 года "партия власти" каждый раз меняла свою оболочку и участвовала в выборах как новое по сравнению с предыдущей избирательной кампанией партийно-политическое образование.

Серьезное и резкое усиление доминирующих позиций "Единой России", которым характеризуется период 2007-2008 годов, был определяющим образом связан с вопросом обеспечения смены и преемственности президентской власти в России в ходе выборов 2008 года, лидерством Владимира Путина в "Единой России" и формированием новой конфигурации власти в России после президентских выборов 2008 года и победы на них Дмитрия Медведева.

Приобретение партийно-политической системой после 2007 года черт полуторапартийной с доминантной партией в лице "Единой России" не определялось только и всецело вопросами и обстоятельствами смены и преемственности власти в ходе национального электорального цикла 2007-2008 годов. Соответствующая тенденция развития политической системы была также заложена формированием долгосрочной модернизационной стратегии развития страны до 2020 года.

Для многих стран и национальных политических систем в истории решение модернизационных задач развития означало и приводило к возникновению и многолетнему функционированию полуторапартийной системы, системы с доминантной партией. Благодаря этому обеспечивается долгосрочная политическая стабильность, консенсус элит, а также устойчивость и темп экономического роста, социально-экономические новации без разрывов.

С разными национальными особенностями, но в целом успешно осуществляли с помощью таких систем социально-экономическую модернизацию не только Мексика и Япония, но и Италия во главе с Христианско-демократической партией, и Швеция во главе с Социал-демократической рабочей партией.

Двухпартийная система США со свободным политическим участием, но фактическим запретом на приход к власти "третьих партий", помимо демократов и республиканцев, тоже вполне может характеризоваться как партийно-политическая система элитного консенсуса по поводу обеспечения долгосрочной стабильности и устойчивости развития.

Для Германии наличие полуторапартийной системы также было характерно на протяжении почти 20 лет после образования ФРГ - времени решения страной задач нового национального строительства, социальной и экономической модернизации. С 1949 года, с момента образования ФРГ, и фактически до 1969 года в Германии у власти неизменно находился блок ХДС/ХСС. И только в отдельные периоды и в конце этого исторического этапа ХДС/ХСС контролировал власть в рамках коалиций с другими политическими партиями (с 1961 по 1966 - со Свободной демократической партией, а в 1966-1969 впервые сложилась т.н. "большая коалиция" с социал-демократами). И межпартийный компромисс больших коалиций, и долгие периоды монопартийного доминирования работают в рамках германской партийно-политической системы все на ту же цель - обеспечение долгосрочной ориентированности и устойчивости развития.

После выборов 14 марта партийно-политическая и избирательная система сформировалась на среднесрочную перспективу. Однако ее дальнейшая эволюция будет в значительной степени определяться объективными тенденциями и темпами социальной и экономической модернизации, развития и усложнения структуры общества.

Как показывает взаимодействие Общественного совета "Честный выбор" и партийных элит в регионах, помимо уже реализованных за последние годы или близких к осуществлению преобразований партийно-политической и избирательной систем (см. первый раздел доклада), необходимо решить две основных задачи.

1. Увеличение уровня конкурентности и возможностей ротации в рамках партийно-политической системы. На сегодняшний день произошло резкое размежевание четырех федеральных парламентских политических партий и так называемых "малых партий", причем последние не демонстрируют способность к регулярной политической деятельности, участию в выборах, работе с избирателями. Одновременно при крайне сложной процедуре официального создания новых партий все ныне существующие политические партии, включая малые, оказались держателями огромного политического капитала - редкого и оттого крайне ценного статуса зарегистрированной партии.

При этом даже по сугубо математическим соображениям, да еще учитывая новые нормы представительства и создания "фракций" для партий, набравших 5% голосов, большинство существующих партий гарантируют себе места в парламентах независимо от того, насколько активно и эффективно они ведут выборы и отражают мнение избирателей. Дальнейшее облегчение законодательных норм для создания новых партий - и по требуемой численности, и по процедуре регистрации - создавало бы дополнительный уровень потенциальной конкурентности в политической системе, что позитивно влияло бы на преодоление известной расслабленности нынешних официально зарегистрированных партий, стимулировало бы активность и состоятельность оппозиции, способствовало бы росту активности граждан на выборах и доверия к партийной системе.

2. Повышение уровня коалиционных возможностей в рамках партийно-политической системы и избирательного законодательства. Потребность в использовании коалиционных механизмов формирования и осуществления власти может возрастать в периоды социальной модернизации, усложнения структуры общества, необходимости консолидации большинства вокруг качественно новых задач национального развития.

Повышение коалиционных возможностей в рамках российской партийно-политической и избирательной системы может потребовать в будущем снижения избирательного барьера до 5%, расширения в разумных формах возможностей создания предвыборных коалиций и блоков (на основе федеральных политических партий), расширения коалиционных механизмов в работе Госдумы и региональных парламентов, включая предоставление прав и возможностей коалиционного выдвижения партиями кандидатур глав регионов, а также синхронизацию выборов в региональные законодательные собрания с последующим наделением полномочиями губернаторов. Последнее - то есть обновление региональной исполнительной власти непосредственно по итогам очередных региональных выборов депутатов законодательных собраний - установило бы очевидную и непосредственную связь между результатами выборов региональных парламентов и формированием региональной исполнительной власти, повысило бы значимость региональных парламентских выборов, а также повысило бы ответственность партий и региональной исполнительной власти перед избирателями.

ОБ ИТОГАХ ЕДИНОГО ДНЯ ГОЛОСОВАНИЯ 14 МАРТА 2010 ГОДА. Заявление Общественного совета "Честный выбор"

15 марта 2010 г.

В единый день голосования завершились избирательные кампании, проходившие в 76 регионах страны. Наиболее значимыми из них стали выборы депутатов законодательных собраний Республики Алтай, Хабаровского края, Ямало-Ненецкого АО, Свердловской, Воронежской, Калужской, Курганской и Рязанской областей, а также выборы мэров в Иркутске, Краснодаре, Омске, Ростове-на-Дону и Ульяновске. Кроме этого, в некоторых регионах проводились дополнительные выборы депутатов региональных Законодательных собраний, а также муниципальные выборы.

В выборах участвовали все 4 партии, представленные в Государственной Думе: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия". Кроме того, в ряде областей в выборах участвовали и партии, не прошедшие в Думу текущего созыва: "Патриоты России", "Правое дело" и "Яблоко".

Общественный совет "Честный выбор" оценивает завершившиеся избирательные кампании и выборы, прошедшие 14 марта 2010 года, как соответствующие нормам и правилам избирательного процесса и в целом законодательства Российской Федерации. Нарушений, которые по своему характеру и масштабу могли бы поставить итоги выборов под сомнение, Советом не выявлено.

Совет считает, что количество нарушений в ходе избирательной кампании и в единый день голосования по сравнению с октябрем 2009 года существенно уменьшилось, о чем свидетельствует уменьшение примерно в 1,5 раза количества жалоб, поданных в Центризбирком РФ.

Совет считает адекватными оценки ряда избирательных комиссий су

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть