Завершил работу юбилейный 50-й авиакосмический салон «Ле Бурже», на котором российская делегация доминировала своей численностью в отличие от многих средних и крупных предприятий Европы, по причинам финансовых трудностей в этот раз не принявших в ней участие. Можно представить, насколько скромнее выглядели бы павильоны одной из крупнейших авиационных выставок, если бы не 46 российских предприятий, разместившихся по всем площадкам Салона. Многие другие ярмарки, состоявшиеся в этом году во Франции, успели красочно продемонстрировать глубину кризиса в стране, когда при манипуляциях организаторов полупустые площади навевали уныние на заметно более редких посетителей. Не могла не отметить широкое представительство России и французская пресса.
Насколько сопоставимым стал результат «Ле Бурже» предпринятым усилиям и российским инвестициям может сделать вывод любой владеющий основами математики, взглянув на его итоги. Всего на салоне было заключено сделок на более чем 180 млрд долларов. Из них Airbus заключил контрактов на сумму 68,7 млрд долларов, Boeing - на 66,4 млрд долларов, GE Aviation (часть корпорации General Electric, производящая авиационные двигатели и другие системы) на сумму более 26 млрд долларов, бразильская компания Embraer - 9,36 млрд долларов. Россия – всего на 2,6 млрд, причем, в подавляющей части с российскими же кампаниями.
Для чего нужно было подписывать контракты самим с собой во Франции, израсходовав огромные деньги на участие в «Ле Бурже», остается гадать. Среди версий первым напрашивается предположение, что, возможно, изначально предполагалось подписывать контракты и договариваться не только самим с собой. Именно по этому поводу, кстати, иронизировала газета Le Figaro, посвятившая открытию Салона свой спецвыпуск, бесплатно распространявшийся в первые дни «Ле Бурже» и рассчитанный исключительно на профессионалов. Так, информацию о 179 контрактах в портфеле «Сухого» на «Суперджет 100» сопровождало напоминание о его 24 микроавариях, случившихся за последнее время, серьезных задержках в поставках и прочих «болезнях молодости», как окрестил издание слитую на одного из центральных участников Салона «чернуху» в первый же день смотрин. Тут же упоминались и имена основных конкурентов - бразильской кампании Embraer и канадской Bombardier. Если учитывать, что в показательных полетах в этот раз «Суперджет 100» участия не принимал, то полученные в результате «Ле Бурже» контракты в 9,36 млрд долларов для Embraer и 2,23 млрд долларов - для Bombardier - стали достаточно логичным результатом.
Ответы Михаила Погосяна на вопрос, как он оценивает вбросы информации, звучали не вполне убедительно и, что самое главное, поздновато и на русском языке. Хотя основная часть потенциальных заказчиков русским, если и владеет, то со словарем. Поэтому осталось загадкой, к чему было привозить раздутый пул русскоязычной прессы, абсолютно махнув рукой на информацию на языке заказчика. В шале «Сухого», как обычно, первым языком был английский, вторым итальянский, в остальном русский. Аналогичная ситуация с печатной продукцией. Зато французский язык был представлен исключительно в шикарном буфете, вкусно кормившим гостей изысканной французской кухней. Это при том, что событие происходило во Франции, в которой, несмотря на официальных статус английского «Ле Бурже», французы среднего поколения английским по определению не владеют. Причиной тому и активная борьба президента Ширака в защиту французского языка в стране, и неприятие старшим поколением - поколением, принимающим решения - доминирования английского.
Впрочем, «Суперджет 100» был лишь одним из предлагаемых на экспорт моделей. Помимо него, российская делегация предлагала к экспорту знаменитый вертолет Ка-52 «Аллигатор», Як-130 и Су-35. Однако и здесь какой-либо продуманной маркетинговой политики, к сожалению, проследить не удалось. Потенциальные покупатели на эту продукцию, представляющие страны вряд ли планировали свои закупки на «Ле Бурже». И информация о последовательном выполнении Россией своих обязательств перед Сирией или же новость о намерении поставлять боевые вертолеты в страны Ближнего Востока могло лишь заново перезапустить старые дискуссии. В итоге, реальным контрактом стал лишь контракт с Минобороны США на поставку 30 вертолетов Ми-17 в интересах армии Афганистана.
И то неплохо. С учетом того, как стартовало представление другого российского боевого вертолета. Сыграли ли свою роль метеоусловия или они были просто удачно использованы специалистами, работающими на конкурирующие кампании, теперь можно лишь гадать. Сдвинувшийся по графику из-за грозы визит главы французского правительства, изначально предполагающий захватить лишь начало демонстрационных полетов, в результате растянулся практически на весь день. Программа была оперативно перекроена, практически всю первую половину дня в небе «Ле Бурже», летала французская техника, а вместо выступления Ка-52 «Аллигатора», сдвинутого под вечер, перед публикой предстал один из его основных конкурентов - вертолет «Тигр».
Следует отметить, что программа выступлений нарушалась в последующие дни. О том, кто летает, могли знать лишь специалисты и часть публики, которая разместилась рядом с центральным монитором и внимательно слушавшая комментатора. Очевидно, что подобные пункты должны подробно прописываться в договорах об участии и проверяться высококвалифицированными российскими юристами. Пока полноценного юридического сопровождения, к сожалению, не просматривается. И что касается информационного сопровождения, то это тоже вписалось в старый анекдот про Наполеона и газету «Правда». Хотя рядовым участникам выставки очень понравился Су-35, покоривший публику настолько, что по ее просьбам летчики совершили пятый, не предусмотренный контрактом полет. Осталось только научиться грамотно использовать возможности, предоставляемые российскими инженерами и техниками.
Наталья Копосова - президент Ассоциации «Альянс Россия-Франция», Париж
Комментарии читателей (0):