В Белоруссии была ликвидирована старейшая организация российских соотечественников в республике - Минское общество русской культуры (МОРК) «Русь».
Решение о ликвидации организации Минский городской суд огласил в День России. Судебное решение также оказалось приуроченным к визиту в Белоруссию председателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина.
То, что белорусские власти рано или поздно ликвидируют МОРК «Русь», было ясно достаточно давно. Организация подвергалась административному, а вслед за ним и судебному преследованию с 2010 года. Сначала белорусские юридические инстанции обвинили общество и его руководство в несоблюдении уставных формальностей, потом в МОРК «Русь» был искусственно вызван раскол, приведший к фактическому двоевластию, и, наконец, деятельность организации была приостановлена, а потом и окончательно запрещена. И здесь наибольший интерес вызывают два момента: собственно причины закрытия организации и более чем странное поведение российских дипломатических структур, ответственных за взаимодействие с «соотечественниками».
Ни для кого не секрет, что белорусские власти крайне подозрительно относятся к любым проявлениям политической или общественной активности, если она не санкционирована властями. При этом в республике действует множество оппозиционных организаций и партий, открыто провозглашающих своей целью смену правящего режима в Белоруссии. Однако МОРК «Русь» никогда не занималось политикой. Уже при самом поверхностном рассмотрении становится ясно, что его существование ни с какой стороны не могло представлять опасность для белорусских властей. Общество было образовано в начале девяностых годов прошлого века, средний возраст его членов превышает 65 лет, большинство состоящих в МОРК «Русь» - женщины. Собственно говоря, номинальной поводом для размежевания общества стало желание его бессменного председателя Геннадия Власова уйти в отставку, передав руководство организацией своим преемникам – самому Власову незадолго до этого исполнилось 80 лет. На своих собраниях члены МОРК «Русь» занимались обсуждением исторических вопросов, слушали лекции, периодически проводились концерты. Разумеется, ни к чему, даже отдалённо напоминающему политику, всё это не имело никакого отношения.
Геннадий Власов, однако, хотел изменить подобное положение вещей. В ноябре 2011 года он заявил в интервью ИА REGNUM: «У нас в обществе порядка 600 членов, и большая часть из них - пенсионеры. В последние годы стал стремительно сокращаться приток новых людей. Если в период 2004-2005 годов к нам в организацию вступало 100-130 человек ежегодно, то в последние годы эта цифра не превышает 10-20 человек. Совсем нет молодежи. Происходящее означает медленную смерть организации. Прекрасно осознавая происходящее, я принял решение о своем уходе и о необходимости серьезного кадрового усиления руководства организации».
Власов также сообщил: «Я планировал, что организацию возглавит один из двух наиболее авторитетных в русском движении Белоруссии ученых - либо Бендин Александр Юрьевич, либо Теплова Валентина Анатольевна, оба кандидаты исторических наук, а в правление войдут, наряду с несколькими прежними членами правления для сохранения преемственности, и новые фигуры - руководитель информационно-аналитического портала "Империя", кандидат философских наук Юрий Баранчик, известный в Белоруссии и России историк, кандидат исторических наук Александр Гронский, руководитель культурно-исторического портала "Западная Русь" Игорь Зеленковский, руководитель журнала "Новая экономика" Сергей Шиптенко. Эти люди известны своей открытой, честной и последовательной позицией по интеграции братских народов Белоруссии и России, выступают за экономический и политический союз государств бывшего Советского Союза, являются известными и авторитетными учеными, занимают активную гражданскую позицию. С этими людьми, я уверен, наша организация обрела бы новую динамику».
Но реализовать свой замысел Власову помешали. Другая часть общества испугалась перемен, и белорусские юридические инстанции поддержали именно её. МОРК «Русь» раскололось, что дало властям повод лишить её легитимности. И, к сожалению, самое деятельное участие в уничтожении общества приняли российские дипломатические структуры, ответственные за работу с «соотечественниками».
Целый ряд белорусских экспертов, знакомых с темой, сходится во мнении, что раскол МОРК «Русь», впоследствии приведший к ликвидации организации, инициировал Александр Ломакин, на тот момент исполнявший роль главы «Россотрудничества» в Белоруссии. «Похоже, что господин Ломакин, выстраивая лично для себя удобные условия работы с белорусскими общественными организациями, позабыл, что он всего лишь чиновник, - заявил ИА REGNUM участник съезда МОРК «Русь» Игорь Зеленковский. - Ломакин вошел в азарт и преступил границы, очерченные для дипломатического работника. Уже накопилась критическая масса таких фактов, о которых ранее тихо говорилось в кулуарах, но теперь это стало выплескиваться информационное пространство и превращаться в предмет публичного обсуждения. Чаша терпения в общественных организациях российских соотечественников Белоруссии переполнена. Хотелось бы надеяться, что на недопустимость такого вмешательства во внутренние вопросы белорусских общественных организаций господину Ломакину укажет его же руководство».
Стоит отметить, что впоследствии Ломакин был отозван с должности. Однако его преемник Виктор Малашенко даже не думал менять курс предшественника. За время судебного разбирательства вокруг МОРК «Русь» структуры МИД РФ не оказали старейшей организации российских соотечественников в Белоруссии никакой правовой помощи. При этом схожая ситуация сложилась и в других подобных структурах, в частности, в Белорусском общественном объединении (БОО) «Русь», глава которой Иван Корда по совместительству является председателем Координационного совета российских соотечественников (КСРС) в Белоруссии. Когда группа активистов выдвинула предложение о присоединении общества к инициативе «Интернациональная Россия» при ОНФ, Корда добился их исключения из БОО «Русь» и КСРС – опять же, при полной поддержке российского посольства в Белоруссии.
Сложилась, казалось бы, парадоксальная ситуация: российские госструктуры изо всех сил способствуют изоляции и преследованию деятельных активистов, убеждённых сторонников сближения Белоруссии с Россией, желающих превращения организаций «соотечественников» в по-настоящему эффективные структуры по продвижению российских интересов. Вместо этого московская дипломатия предпочитает иметь дело с теми, кто, как выразился один эксперт, превратил русское движение в Белоруссии в «фуршетное приложение к мероприятиям Россотрудничества». Можно также добавить, что эти профессиональные соотечественники, судя по некоторым данным, давно находятся под плотным колпаком местных спецслужб.
C официальным комментарием по поводу произошедшего выступил и официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. По его словам, никакой политической подоплёки в происходящем вокруг МОРК «Русь» нет. "Как мы понимаем ситуацию, суть возникших у Минского общества русской культуры "Русь" проблем связана с невыполнением предписаний местных органов юстиции, которые относятся к организационной стороне деятельности этой структуры. Какой-либо политической подоплеки, о чем писали некоторые СМИ, мы не просматриваем. Убеждены, что выход из создавшейся ситуации нужно искать строго в рамках правового поля Республики Беларусь. Одновременно считаем необоснованными и преждевременными утверждения о том, что были допущены нарушения прав наших соотечественников в Белоруссии в случае с историей этой структуры. Тем более, что вопрос о приостановке деятельности этой структуры, как мы понимаем, еще не решен и находится в стадии судебного разбирательства", - цитирует Лукашевича ИА REGNUM. Представитель российского внешнеполитического ведомства также пообещал «отслеживать ситуацию».
Здесь бросается в глаза демонстративное игнорирование фактов. МОРК «Русь» было ликвидировано, а не «приостановлено». По словам Геннадия Власова, суд над обществом изначально был незаконным, потому что в соответствии с нормами белорусского закона "Об общественных объединениях" власти не должны вмешиваться в дела общественных объединений. Изначально было понятно, что власти намерены уничтожить общество, и дело вовсе не в «невыполнении предписаний». Однако главное не это. МИД РФ не оказал никакой юридической помощи официальной организации российских соотечественников (старейшей в Белоруссии), возглавляемой членом КСРС. «Отслеживать ситуацию» уже вряд ли получится – ситуация исчерпала себя, общество уничтожено. И российское внешнеполитическое ведомство, заявляющее о «необоснованности» утверждений о нарушении прав соотечественников, сыграло в происходящем едва ли не решающую роль.
Так что же заставляет российские профильные ведомства делать ставку на тех, кто априори отрицает возможность любого проявления политической активности, сводя всё к ничему не значащим выступлениям на дорогих посольских фуршетах? Вариантов ответа на этот вопрос очень много, от банальной коррупции до прямого предательства. Однако главная причина, судя по всему, кроется в полном отсутствии у работающих в постсоветских странах сотрудников МИД РФ понимания национальных интересов и первоочередных задач российской дипломатии в ближнем зарубежье. Собственно говоря, никаких специфических «задач» им никто и не ставил.
Во всех без исключения постсоветских странах работники посольств РФ заняты тем, что обычно характеризуется словосочетанием «налаживание отношений». Говоря проще, они стремятся к тому, чтобы отношения страны пребывания с Россией были максимально комфортными именно для страны пребывания. На практике это, как правило, не оборачивается ничем, кроме умиротворения и умасливания местных этнократий, которым, разумеется, такое поведение российских дипломатов только на руку. Те же, в свою очередь, не могут изменить сложившийся порядок, так как никто, опять-таки, не ставил им задачу, решение которой потребовало бы проведения другой политической и поведенческой линии.
В Белоруссии этот момент проявляется особенно ярко, так как она считается дружественным России государством, которым, к тому же, управляет крайне строптивый руководитель, постоянно видящий во всём угрозу «суверенитету» (под этим словом, как представляется, Александр Лукашенко понимает собственную возможность принимать самостоятельные решения и вообще делать то, что он считает нужным). Поэтому российские профильные структуры шарахаются от любых форм политической активности как чёрт от ладана, стремясь уничтожить любые её проявления. Стоит отметить, что именно «политизация» вызывает у них наибольший страх, они всё время просят «не политизировать» и обвиняют своих оппонентов именно в этом страшном по их мнению грехе. Стоит отметить, что идея о присоединении БОО «Русь» к «Интернациональной России» была пущена под откос как раз под лозунгом «Русский мир – вне политики». Почему Русский мир вдруг должен быть «вне политики», особенно в нынешних условиях, совершенно неясно, ответа на этот вопрос нет
Справедливости ради вновь стоит напомнить, что такое происходит не только в Белоруссии - с небольшими вариациями нечто подобное наблюдается во всех постсоветских странах. По всей видимости, современная российская государственная система действительно не может сформулировать адекватные текущему моменту задачи для своей дипломатии – просто потому, что этих задач она не видит. Поэтому не стоит удивляться тому, что влияние России в ближнем зарубежье продолжает таять, несмотря на все модные камлания о «мягкой силе» и прочих сопутствующих вещах.
Комментарии читателей (0):