Избрание Путина лидером ОНФ - это сигнал, что «единороссам» можно пока не беспокоиться

Вопрос о преобразовании нового движения в партию пока не стоит, уверен эксперт ИА REX
13 июня 2013  11:55 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует комментарий об итогах съезда ОНФ политолога Михаила Нейжмакова.

Есть одна главная причина, почему столько внимания было приковано к съезду Общероссийского народного фронта (будем называть его так, ибо даже после утверждения нового названия, ООД «Народный фронт за Россию!», в Уставе сохранилось и старое, в качестве сокращенного). Наблюдатели все два дня пытались увидеть признаки скорого превращения ОНФ в полноценную «партию власти», а «Единой России» - в достояние истории. Парадокс в том, что как раз избрание Путина лидером Фронта - это сигнал, что «единороссам» можно пока не беспокоиться. Вопрос о преобразовании нового движения в партию пока не стоит.

Собственно, уже тот факт, что президент возглавил движение политического толка – событие историческое. Всю постсоветскую историю главы государства в России были фигурами подчеркнуто надпартийными, не желающими ассоциироваться с конкретной политической силой – начиная с «президента всех россиян» Ельцина. Причина такой тактики понятна. «Партии власти», обычно, находятся на пике популярности сразу после президентских выборов, получив заряд поддержки именно на волне кампании поддерживаемого ими главы государства. Затем их поддержка начинает снижаться, достигая минимума на подходе к очередным федеральным выборам. Получается, что строить некую новую «партию власти» сейчас было бы неразумным, если к ближайшим большим выборам она так же наберет негатив. И столь же странно в этих условиях возглавлять любую партию президенту. Вспомним осень 2011 года - подтвердив намерение идти на третий срок, Путин тут же передоверил лидерство в партийном списке «Единой России» Медведеву. Вряд ли осторожный Владимир Владимирович не учитывает этих нюансов. Поэтому, возглавив ОНФ, он показал, что этот фронт в «партию власти» не превратится – как минимум в ближайшее время.

Есть и другое, косвенное свидетельство того, что до преобразования ОНФ в партию далеко. На недавнем съезде присутствовали некоторые губернаторы, но даже самые популярные из них не вошли в высшее руководство фронтом. Между тем, сейчас не начало «нулевых» и непокорная региональная фронда удерживает последнюю линию обороны, в основном, не на губернаторском, а на муниципальном уровне (среди самых громких свидетельств этому - дело Саида Амирова). Скорее всего, будь ОНФ в шаге от преобразования в «партию власти», там было бы гораздо больше фигур из региональной исполнительной власти, ибо вести тотальный «огонь по штабам» у Кремля нет необходимости.

ОНФ в том виде, как его запечатлел нынешний съезд, по-прежнему должен решить две ключевые взаимосвязанные задачи. Во-первых, вовлечь в работу с властью активные слои, лояльные Путину, но не вписывающиеся в формат «Единой России» на местах. Именно потому, что «единороссы» часто не могли найти общий язык с этими слоями, «ахиллесовой пятой» этой партии и стали большие города. Во-вторых, поиск властью сторонников, готовых поддержать ее на улицах не потому, что «вывело начальство», а по собственным убеждениям. Это может быть одной из причин отказа от принципа коллективного членства в ОНФ. Один из способов привлечь таких лояльных, но активных сторонников, как раз убедить их в том, что Фронт может стать инструментом общественного контроля за чиновниками на местах. Недаром в принятом съездом Уставе специально прописано создание Центров общественного мониторинга.

Кстати, Путина часто сравнивают с Франклином Рузвельтом. А ведь легендарный американский президент как раз создавал структуры для работы со слоями, которые не могла охватить правящая Демократическая партия. Больше того, он побеждал именно за счет этих слоев. Так, к 1936 году он способствовал созданию Прогрессивного национального комитета, который работал независимо от аппарата Демпартии через сторонников на местах, профсоюзы и фермерско-рабочие партии на уровне штатов. Другое созданное в том же году детище сторонников Рузвельта – «Лига добрососедства», которая объединила не охваченных Демпартией сочувствующих его «новому курсу» из средних слоев (в итоге, Лига объединила более миллиона человек в 28 штатах). Во многом, это аналоги Общероссийского народного фронта. Так что работа в формате ОНФ – очень по-рузвельтовски.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть