Константинопольский патриарх Варфоломей совершает паломническую поездку по Каппадокии.
Поводом для посещения этой турецкой провинции, в том числе, называется печальный юбилей, когда в 1923 году Капподакию покинули местные греки в результате принудительного обмена населением между Турцией и Грецией. Напомним, что произошло это по итогам Лозаннской конференции, закрепившей итоги неудачной для Греции войны. В результате, турки выселили из Малой Азии около полутора миллиона православных, которых объявили «греками». В ответ греки отправили в Турцию полмиллиона мусульман-«турок», включая тех, кто не знал ни слова по-турецки.
По сообщению портала «Седмица.ру», патриарх Варфоломей 8 июня отслужил вечерню в церкви св. великомученицы Марины в селении Аксос (ныне — Хасакей), 9 июня — Божественную литургию в церкви св. Иоанна Предтечи в Нигде. Патриарху сослужили митрополиты Иосиф Приконисский, Феолипт Иконийский и Тарасий Буэнос-Айресский. Литургия в Нигде заслуживает особого внимания. Дело в том, что по условиям договора с турецким правительством Константинопольский патриархат не имел права здесь осуществлять богослужение. Однако на этот раз патриарх Варфоломей получил особое разрешение от губернатора провинции, о чем передает канал Haber 3.
«С ностальгией мы посещаем земли наших отцов, которые они были вынуждены покинуть, - заявил по итогам поездки в Каппадокию глава Константинопольского патриархата. - Они оставили нам в наследство яркие примеры духовной цивилизации, которые не покрыты пылью и могильным тленом, но отмечены утром Воскресения». Эти слова можно воспринимать двояко. С одной стороны, патриарх Варфоломей аккуратно отдал дань уважения прошлому, болезненному и для Турции, и для Греции. С другой стороны, в нынешней ситуации, когда турецкое общество наэлектризовано как никогда, любые упоминания о некрасивых эпизодах истории добавляют свою каплю керосина в огонь.
Тем не менее, патриарх Варфоломей, как опытный политик, сумел пройти между струй дождя, никого формально не обидев. Иное дело, папа Римский Франциск, чьи «атаки», наконец, привлекли внимание турецких властей. Анкара крепилась полтора месяца, пытаясь не обращать внимания на проармянскую ориентацию главы Римско-католической церкви. Но когда информационные агентства начали тиражировать высказывания папы Римского о геноциде армян, которые понтифик сделал 3 июня в Ватикане на встрече с главой армян-католиков, патриархом Нерсесом Петросом XIX, МИД Турции не выдержал.
Проповедник и по совместительству глава внешнеполитического ведомства Ахмет Давутоглу выразил протест Ватикану, сообщил американский портал CatolicCulture.Org. МИД Турции «выразил разочарование» замечанием папы Римского, передав свое неудовольствие дипломатам Святого Престола в Анкаре и в Риме. И, тем самым, он дал возможность западной прессе «отыграть реакцию на реакцию». Практически сразу же после заявления Давутоглу австрийский католический портал Kath.net выступил со статьей, в которой обильно цитировал слова благодарности армянских религиозных и общественных деятелей в адрес папы Римского Франциска.
Второй «укол» Турции католическая пресса нанесла по итогам судебного заседания над убийцей апостольского викария Анатолии, монсеньора Луиджи Падовезе. Три года назад епископа зарезал его водитель. Турецкий суд вынес убийце сравнительно мягкий приговор – 15 лет тюрьмы. Это дало основания ряду изданий предположить, что данное решение было политически ангажировано. По мнению газеты Vatican insider, свою роль сыграли заявления шофера о том, что монсеньор Луиджи Падовезе якобы пытался «совратить» его из мусульманства в христианство.
Складывается впечатление, что по отношению к Турции Римско-католическая церковь осторожно расширяет долю «религиозного фактора» в большой геополитической игре на Ближнем Востоке. На «информационных фронтах» Ватикан выступает в роли «злого следователя», в то время как Константинопольский патриарх идет под флагом «доброго следователя». Главное здесь даже не то, как распределяются роли, а то, что усилиями Ватикана религиозная тематика, связанная с христианством, начинает все громче и громче звучать, конкурируя со светскими проблемами «демократии» и «соблюдения прав человека». При этом католики, православные и протестанты идут практически в одном строю.
Такое уже случалось в истории Турции в 1821 году во время восстания гетеристов. Тогда как только в Константинополе узнали, что греки начали революцию, великим визирем Бендер-Али был повешен на воротах собственного дома престарелый патриарх Григорий, чье тело, выкупленное у стражи, греки переправили в Одессу, где патриарх и был торжественно похоронен. Эта история дала повод Санкт-Петербург, Лондону и Вене потребовать от Дивана строго соблюдения прав христиан Османской империи. И хотя визирь Бендер-Али к тому времени уже был повешен за «бесчинство» в отношении патриарха Григория, религиозный вопрос по мере необходимости активизировался во внешних сношениях Константинополя с Европой и Российской империей.
Комментарии читателей (0):