События, которые происходят сейчас в Сирии и Турции, являются продолжением того, что мы раньше наблюдали в Тунисе, Ливии и других странах, пишет 8 июня востоковед и военный эксперт Александр Тимофеев. Всё это – практическая реализация старых планов США по перекройке карты Ближнего Востока и не только. Стоит задуматься, к чему в конечном итоге всё это может привести.
То, что происходит в Северной Африке и на Ближнем Востоке в последние годы, эта череда революций и роста протестных выступлений, было, с одной стороны – неожиданным, но с другой – вполне ожидаемым. Неожиданным - в силу скорости возникновения и масштабов распространения, а ожидаемым – с учётом насаждаемой практики формирования нового миропорядка, известной под названием «управляемый хаос».
Действительно, массовые выступления протеста в арабских странах стали несколько неожиданными – в очень короткие сроки они не только разрослись до масштабов революций, но и распространились за пределы национальных границ своих государств быстрее любого известного вируса. Но самое главное заключается в том, что данные события, по сути, являются результатом применения на практике методов «психоисторической войны» - целенаправленного воздействия на развитие отдельных стран и регионов, известного как теория «управляемого хаоса». Одним из наиболее ярых её сторонников является Стивен Манн, бывший спецпредставитель президента США по евразийским конфликтам и посол в Туркмении, который постоянно посещает «горячие точки» в разных регионах мира. Он настаивает на том, что создание «управляемого хаоса» является действенным инструментом обеспечения национальных интересов США, а одним из механизмов «создания хаоса» Манн считает проведение политики «содействия демократии и рыночным реформам».
Собственно, идеи Стивена Манна являются лишь результатом разработки методов ведения «психоисторической войны», основы которой были сформулированы аналитиками американских спецслужб еще в 1949 году: «координация и использование всех средств, включая моральные и физические (исключая военные операции регулярной армии, но используя их психологические результаты), при помощи которых уничтожается воля врага к победе, подрываются его политические и экономические возможности». Над дальнейшей разработкой этой концепции работали специалисты спецслужб и крупнейших мозговых центров США, включая Институт сложности Санта Фе, РЭНД Корпорейшн, Freedom House, Национальный фонд в поддержку демократии и т.д. и т.п., которые вывели четыре базовых принципа создания «управляемого хаоса», прошедшие апробацию в Югославии и на постсоветском пространстве и теперь применяемые в арабских странах:
- действия должны организовываться с использованием новых технологий (телефоны, интернет, социальные сети) и мобильных инициативных групп, а также носить экспрессивный и молниеносный характер;
- необходимо объединить усилия всех оппозиционных сил против действующего политического режима и лично его лидера;
- для обеспечения эффективности революции необходимо наличие «агентов влияния», в первую очередь, из числа представителей силовых структур и госаппарата, которые, стремясь к деньгам, власти или под угрозой международного трибунала могут обеспечить смену режима;
- для создания массовости протестным выступлениям необходимо формирование стихийных «безлидерских» движений, объединяющих представителей самых разных слоёв населения, по различным причинам недовольных действующей властью. В назначенный «день Х» они, благодаря всё тем же социальным сетям, выводятся на улицы для участия в массовых акциях. Учитывая, что единственным объединяющим их фактором является недовольство нынешним режимом, эти образования после достижения цели (переворота) так же легко распадутся, как и сформировались.
По сути, то, что происходит сейчас в арабских странах, полностью соответствует разработанному США стратегическому плану «Большой Ближний Восток», конечной целью которого является установление контроля над энергоресурсами региона и над исламским миром. Если следовать логике этого плана, следом за Ираком, Тунисом и Ливией пришла очередь Сирии, за которой должен последовать Иран. В конечном итоге будет основательно перекроена карта на территории от Африки до Китая.
Что же такое проект «Большой Ближний Восток»? Собственно, эта концепция появилась в конце 1979 года, сразу после ввода войск Советского Союза в Афганистан, которому предшествовали апрельская революция в Афганистане в 1978 году и антишахская исламская революция в Иране в феврале 1979 года. Именно тогда США пришли к выводу о необходимости перестраивания в выгодном для них ключе территорий, богатых энергоресурсами, объединив под общим названием «Большой Ближний Восток» громадное пространство от Северной Африки до границ Афганистана. С июня 2006 года с легкой руки тогдашнего госсекретаря США Кондолизы Райс был введён в употребление более современный термин «Новый Ближний Восток» - поскольку к тому времени глобальные планы Вашингтона значительно расширились и к «Большому Ближнему Востоку» было добавлены территории Афганистана и Пакистана. Впрочем, большинство экспертов продолжают придерживаться старого названия.
Каким в конечном итоге (то есть, в результате череды революций, войн и переворотов) должен стать Большой Ближний Восток, наглядно демонстрирует карта, опубликованная в 2006 году в Armed Forces Journal в статье бывшего сотрудника офиса заместителя Начальника штаба по разведке Департамента обороны США подполковника Ральфа Петерса. Следует отметить, что почти сразу после этой публикации представители Пентагона заявили, что карта не отражает официальную точку зрения их ведомства. Тем не менее, известно, что она использовалась в обучающих программах для высших военных офицеров Оборонного колледжа НАТО. Кроме того, как отмечает независимый канадский эксперт Махди Дариус Наземройя, являющийся внештатным сотрудником Центра исследований проблем глобализации, эта самая карта с середины 2006 года циркулировала в разных документах и обсуждалась в различных кругах стран НАТО.
Глядя на эту карту, можно сразу указать, где следует ожидать дальнейших революций – достаточно только оценить, как должен выглядеть новый Большой Ближний Восток по замыслу Вашингтона. Итак: в результате расчленения Ирана, Турции и Ирака из отдельных кусков этих стран образуется Свободный Курдистан. Таким же образом из кусков Ирана, Пакистана и Афганистана создается Свободный Белуджистан. Часть Пакистана также отходит к Афганистану. Две оставшиеся части Ирака будут представлять собой суннитский Ирак и новое арабское шиитское государство, к которому будет присоединена и часть Саудовской Аравии. Последняя будет дополнительно разделена ещё на два образования под условными названиями «Саудовские независимые территории» и «Исламское священное государство». Небольшие части Саудовской Аравии присоединятся к Йемену и Большой Иордании. Прибрежная часть территории Сирии отходит к Ливану. Израиль получает границы, существовавшие по состоянию на 1967 год, когда им в ходе Шестидневной войны была захвачена часть соседних земель. Примечательно, кстати, что этот план также предполагает, что Азербайджан потеряет Нагорный Карабах, а взамен получит часть Ирана, называемую "Южным Азербайджаном".
Выглядит, на первый взгляд, фантастически и неправдоподобно. Но то, что мы видим в последние годы, является наглядным подтверждением подготовки перекройки политической карты региона.
Следует отметить, что план «Большой Ближний Восток», по своей сути, затрагивает гораздо большие территории – перекройка Пакистана и распространение идей «пантюркизма» имеет конечной целью удар по Китаю и отделение от него Синьцзяна. Именно КНР, по мнению многих международных экспертов, является едва ли не основной мишенью. Но просто так её не поразить – достаточно отметить, что в этой стране с её громадным населением призывы к выступлениям на фоне арабских революций в 2011 году (размещённые, кстати, на базирующемся в США китаеязычном сайте) смогли собрать на митинг в Пекине чуть больше ста человек, зевак и полиции было в несколько раз больше. Но это совсем не значит, что Вашингтон успокоится – вода камень точит. Вполне можно прогнозировать, что в скором времени «вирус революции» охватит некоторые страны Юго-Восточной Азии, в первую очередь – Малайзию и Индонезию.
Аналогично стоит ожидать попыток применения теории «управляемого хаоса» в Центральной Азии. В этом план «Большой Ближний Восток» тесно переплетается с планом «Большая Центральная Азия», предусматривающим образование подконтрольного США объединения центральноазиатских республик и Афганистана.
На практике здесь всё может начаться с какого-либо обострения обстановки в Таджикистане, которое вполне может быть вызвано уходом войск НАТО из Афганистана и активизацией нападений на Таджикистан вооруженных группировок талибов. Далее следует дестабилизация внутриполитической ситуации и возникновение вооруженных столкновений уже между таджикскими группировками, что может спровоцировать ухудшение обстановки в Узбекистане и далее в Киргизии. Это позволяет американцам вполне естественным образом и на законных основаниях расширить здесь своё влияние, например, под предлогом оказания помощи в создании антитеррористических центров при одновременном увеличении своего военного присутствия «для защиты дипломатических учреждений США».
То есть, Ближний Восток, Афганистан и Пакистан - это ступени расширения американского влияния на постсоветские республики Центральной Азии, которая, в свою очередь, считается «южным поясом России» и иногда называется «российским подбрюшьем».
Да и сама Россия не вполне защищена от технологий «управляемого хаоса». Движущей силой может стать национал-сепаратизм, поскольку самой благодатной средой для развития «управляемого хаоса» являются межнациональные проблемы, которые существуют как в странах Центральной Азии, так и в России. Межнациональная рознь – прямой путь к дестабилизации обстановки. Из всех «целей», на которые направлено оружие «управляемого хаоса», эта проблема решается только в Китае, причем попытки разжигания межнациональной розни здесь пресекаются не просто жёстко, но иногда и жестоко. В России же, к сожалению, проблемы национализма регулярно дают о себе знать.
Стоит также вспомнить и о том, что еще в 2006 году немецкий военный эксперт Петер Шолл-Латур в своей книге «Россия в двойных тисках» и одноименном документальном фильме утверждал, что, несмотря на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, Россия движется к гибели. Причиной этому он считал катастрофическую депопуляцию русского населения и стремительный рост численности мусульманских народов России. Так вот, по сценарию Шолл-Латура, расширение влияния ислама и, особенно, его радикальных течений, приведёт к дестабилизации ситуации сначала на Северном Кавказе, а затем в Татарстане. В результате, раздираемая внутренними проблемами, Россия станет «полем битвы» за сферы влияния между Западом, Китаем и исламским миром. Конечно, необходимо учесть, что этот прогноз делался в 2006 году – в условиях продолжавшейся войны в Чечне, когда многим на Западе будущее нашей страны виделось в «чёрном цвете». Но кое в чём, к сожалению, Шолл-Латур оказался прав – например, в оценках процессов изменения численности населения в России, что наглядно подтвердили результаты последней переписи. Да и активизация бандформирований на Северном Кавказе тоже имеет место быть, хотя российские спецслужбы вполне научились с ними бороться.
И в этих условиях, глядя на вылазки исламских экстремистов, устраиваемые националистами беспорядки и митинги радикальной демократической оппозиции, возникает ощущение, что Россию пытаются «раскачать», попробовать наше общество и власти «на крепость» - а ну как поддастся наша страна воздействию технологий «управляемого хаоса»? Самое страшное заключается в том, этот «управляемый хаос» довольно легко может стать неуправляемым. И тогда в хаос погрузится весь мир.
Комментарии читателей (1):