В Москве:  16:03, 15 апреля 2025, вт

Можно ли победить коррупцию в России на основе опыта Сингапура?

Эксперт ИА REX предлагает рассмотреть опыт Сингапура и заключает, что коррупцию победить только силовыми методами невозможно
5 июня 2013  13:40 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует статью эксперта политолога-востоковеда, руководителя аналитического отдела газеты «Служу Отечеству» Александра Тимофеева.

Сейчас очень много говорят о борьбе с коррупцией. И почему-то никто у нас до сих пор не смог предложить действенный механизм борьбы с этим явлением. Да, мы регулярно видим случаи «посадок» чиновников и сотрудников правоохранительных органов, но это лишь эпизоды, это всего-навсего борьба с последствиями, а не с причинами. По большому счету, никто в России так и не знает, как справиться с коррупцией. В этой связи было бы полезно обратить внимание на опыт страны, которая когда-то была едва ли не синонимом коррупции, но смогла успешно решить эту проблему. Речь идет о Сингапуре.

Ситуация, в которой оказался Сингапур к моменту обретения независимости в 1965 году очень схожа с той, которую мы наблюдаем в постсоветской России. Страна находилась в очень тяжелом экономическом положении, повсюду царило беззаконие. Госчиновники имели куда более скромный достаток по сравнению с работниками коммерческого сектора. Многие из них использовали должностное положение в личных целях. Население имело низкий уровень образования и правовой культуры. В итоге взятки стали единственным способом получения доступа к ресурсам. Дело усложнялось и тем, что служащие созданного еще британцами Бюро по расследованию случаев коррупции были выходцами из местной полиции и психологически были не готовы к серьезной борьбе с этим явлением. Таможенные чиновники получали взятки за «ускорение» проверки транспортных средств, перевозивших контрабанду и запрещенные товары. Персонал Центральной службы обеспечения за определенную мзду давал заинтересованным лицам информацию о заявках, поступивших на тендер. Чиновники Импортно-экспортного департамента получали взятки за ускорение выдачи разрешений. Подрядчики давали взятки клеркам, чтобы те закрывали глаза на нарушения. Владельцы магазинов и жители домов платили рабочим Департамента общественного здравоохранения за уборку мусора. Директора и учителя школ получали комиссионные от поставщиков канцелярских товаров. Человеческая изобретательность практически бесконечна, когда дело касается конвертации власти в личную выгоду.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Понимая, что страна находится в критическом положении, правительство было исполнено решимостью создать в обществе климат честности и открытости, переводящий коррупцию в разряд социально неприемлемых явлений. В основу работы был положен принцип «оставаться честным и неподкупным». Руководство независимого Сингапура поставило борьбу с коррупцией одной из самых главных задач, понимая, что без этого у страны не будет будущего. Как показали последующие события у правительства Сингапура нашлось достаточно политической воли, чтобы реализовать свои планы и намерения на практике. В настоящее время Сингапур занимает лидирующие места в мировых рейтингах по отсутствию коррупции, экономической свободе и уровню развития.

Конечно, сложно сравнить маленькое островное государство с населением в 4 млн. человек с необъятной Россией, имеющей иную историю и иные традиции. Но пример Сингапура показывает, как можно благодаря политической воле, эффективному антикоррупционному законодательству и неподкупному независимому агентству всего за несколько лет свести коррупцию к очень низкому уровню. Победить коррупцию и выбиться в мировые лидеры экономического развития Сингапур смог за счет политической воли лидеров и грамотного антикоррупционного законодательства. Первым делом были сокращены возможности для совершения коррупционных действий. Затем стратегия борьбы с коррупцией была закреплена в Законе о предотвращении коррупции и наделении Бюро по расследованию коррупции особыми полномочиями. Произошло упрощение процедур принятия решений, была устранена всякая двусмысленность в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования. Независимое Бюро занялось борьбой с коррупцией в высших эшелонах власти. Расследования были инициированы даже против близких родственников Ли Куан Ю. Ряд министров, уличённых в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, либо покончили жизнь самоубийством, либо бежали из страны.

Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены «лучшие адвокаты». Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (в 1990-е годы – свыше 1 млн. долл.). Были жёстко подавлены мафиозные группировки. Госслужащим, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций. Ли Куан Ю утверждал, что политическим лидерам стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это тем, что представляют собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия. В соответствии с этим, заработная плата государственных служащих Сингапура неизменно возрастала все эти годы для уменьшения «утечки мозгов» в частный сектор. При пересмотре в 1989 и 1994 гг. зарплаты высшим государственным служащим Сингапура повысили до такой степени, что они стали самыми большими в мире. Тем не менее, эта формула не означает ежегодного автоматического увеличения жалования, потому что доходы частного сектора то повышаются, то понижаются. Когда в 1995 году доходы в частном секторе снизились, в 1997 году было соответственно уменьшено и жалованье всех министров и высших должностных лиц.

«Неприкасаемые»: Бюро по расследованию случаев коррупции

Особую в борьбе с коррупцией сыграло Бюро по расследованию случаев коррупции. Это правительственное агентство, расследующее и преследующее коррупцию в государственном и частном секторах, было учреждено еще Британским колониальным правительством в 1952 году. А Закон о предотвращении коррупции, вступивший в силу в 1960 году, наделил Бюро обширными полномочиями в расследовании.

Методы работы Бюро поистине авторитарны. Оно имеет исключительное право без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционных деяниях, если на то есть основания в соответствии с Законом. Может вести расследование не только в отношении подозреваемого, но также его родственников и поручителей, проверять любые их банковские, долевые и расчетные счета и финансовые записи. Может вызывать на допрос свидетелей, а также расследовать любые правонарушения, вскрывающиеся в ходе изучения коррупционного дела. Бюро вызывает страх в сердцах многих сингапурцев, особенно склонных к коррупционным действиям. Сингапурская бюрократия боится Бюро, как всевидящего ока правящей партии. Бюро уважают за эффективную работу и утонченные методы действия. Его называют также «Бюро по расследованию заразной жадности».

Бюро вправе привлечь к суду любого гражданина, независимо от его статуса, ранга или вероисповедания. Исключений для высших госслужащих, как это имеет место в ряде других стран, не делается. Особое внимание уделяется работникам правоприменительных органов и служащим, которые по роду своей деятельности занимают потенциально коррупциогенные должности. Для поддержки прозрачности бизнес-среды Бюро расследует коррупцию и в частном секторе, занимается взятками и откатами. Любое лицо предлагающее, дающее или берущее взятку или «премию» за приобретение товара у конкретного поставщика по закону может быть оштрафовано или осуждено на срок, либо и то и другое вместе. В дополнение к этому суд назначает штраф, эквивалентный полученным взяткам. Любое лицо, предлагающее или берущее взятку от имени другого человека, также подлежит наказанию в том же в объеме, как если бы оно действовало от самого себя.

Объединенное с офисом премьер-министра, Бюро возглавляется директором, напрямую подчиняющимся главе государства. Агентство, таким, образом, независимо от полиции и других правительственных ведомств, обладая значительной политической и функциональной независимостью от всей бюрократии, включая чиновников в ранге министров. Следователи Бюро наделены следующими полномочиями: производить аресты, в соответствии с Законом (при наличии улик они могут арестовывать и обыскивать без повестки любого человека, подозреваемого в коррупционных преступлениях, к которому имеются разумные претензии, если получена информация из достоверных источников); изымать любые документы и иные вещественные доказательства по выданной повестке, входя в любое помещение (даже силой). Если офицер Бюро имеет разумные основания полагать, что отсрочка в получении повестки сорвет планы расследования, он может воспользоваться правом расследования без получения повестки.

Закон против коррупции

В законодательстве многих стран декларируется необходимость борьбы с коррупцией, но лишь некоторые правительства применяют такие строгие и последовательные действия, как в Сингапуре. Дела о коррупции среди служащих, особенно занимающих высокие посты, рассматриваются в Сингапуре с суровостью, граничащей с жестокостью. В 1959 году Сингапур был бедной страной, правительство было не в состоянии поднять зарплаты служащим. Альтернативой стало усиление существующего законодательства по уменьшению возможностей для совершения коррумпированных действий и повышения наказания за них. Закон о предотвращении коррупции был принят в июне 1960 года для обеспечения более эффективных мер борьбы с этим явлением.

Основой закона является сформулированная в разделе 8 презумпция виновности агента правительства, любого государственного ведомства или государственной общественной организации. Любое вознаграждение, полученное чиновником от лица, искавшего связи с правительством, будет считаться заплаченным коррупционным путем в качестве стимула или награды, пока не доказано обратное. Это фактически переносит бремя доказывания своей невиновности на служащего, который должен убедить суд, что вознаграждение не было получено в рамках коррупционной схемы. Согласно ст. 5 Закона, лицо виновно в коррупции, когда оно само, либо в соучастии с другими, незаконно подкупает, получает, или выражает согласие на получение любого вознаграждения для себя или другого человека. Незаконно дает, обещает или предлагает любому человеку вознаграждение, независимо от того, в своих или сторонних интересах делая это, вознаграждая или подстрекая любого человека к действию или бездействию в отношении любого дела, реального либо лишь задуманного. В соответствии со ст. 6, коррупционное действие считается совершенным, когда агент незаконно принимает вознаграждение или действует, либо соглашается принять или пытается действовать в интересах любого человека, оказывает покровительство либо пренебрежение к чьим-либо интересам.

Любой человек, вина которого в соответствии с ст. 5 и 6 доказана, должен будет выплатить штраф, сумма которого не превышает 100 тыс. долл, либо заключен в тюрьму на срок до 5 лет, либо и то и другое. Если преступление связано с правительственными контрактами, гражданской службой или в него был вовлечен член парламента, срок заключения может вырасти до семи лет. Помимо штрафа и тюремного заключения, лицу, уличенному в коррупционном преступлении, судом может быть предписано вернуть сумму взятки в виде штрафа.

Следует отметить, что в антикоррупционном законодательстве Сингапура есть ряд уникальных особенностей, достойных внимательного рассмотрения на предмет использования в законотворческой деятельности в нашей стране. В частности, сингапурский суд имеет право признавать несоответствие богатства чиновников и уплаченных ими налогов в качестве подкрепляющего доказательства факта коррупционных действий. Кроме того, граждане Сингапура отвечают перед судом своей страны за коррупционные преступления, совершенные за рубежом, как если бы они их совершили внутри страны. И, наконец, суд имеет право конфисковать собственность и денежные средства, происхождение которых лицо, уличенное в коррупции, не может внятно объяснить.

Россия и сингапурский опыт

Достижения Сингапура в сфере борьбы с коррупцией впечатляют. Авторитарными методами правительство держит под контролем бюрократию, успешно справляется с задачей предупреждения коррупции. И во многом за счет этого обеспечивает благоприятный инвестиционный климат Сингапура. Но заработают ли эти методы в России?

Как правило, агентства, подобные сингапурскому Бюро по расследованию случаев коррупции, создаются там, где коррупция проникла в суд, прокуратуру, в органы полиции и спецслужбы. Практически все подобные агентства учреждены именно в азиатских странах, осознавших степень угрозы коррупции, и лишь один такой аппарат создан в Новом Южном Уэльсе – одном из штатов Австралии. Поэтому обычно такие органы независимы от других правоохранительных структур, и напрямую подчиняется высшему руководителю страны. Отбираются в них самые достойные и безупречные кадры. Такой орган наделяется чрезвычайными полномочиями для проведения оперативных и следственных действий на фоне эффективной системы общественного надзора над его деятельностью.

Вряд ли возможно воспроизвести у нас в России или еще где-то сингапурскую антикоррупционную стратегию целиком, поскольку Сингапур имеет свою неповторимую историю, географическое расположение и особенности политического управления. Сравнивать Россию с Сингапуром невозможно, если учесть разные масштабы не только такого явления как коррупция, но и государств. Если бы Россия была величиной с Сингапур, то авторитарные методы борьбы с коррупцией были бы возможны. Но вот в масштабах всей России это нереально. Если вести борьбу с коррупцией в России по выкроенным в авторитарных условиях лекалам, то где гарантия того, что наши политические лидеры окажутся столь же последовательными, как их сингапурские коллеги? И что жители России, большинство которых страны считают коррупцию нормой, окажут им поддержку? Ведь проведение мер по реальному противодействию коррупции в России требует не только политической воли, огромного административного ресурса и денег, но и далеко не всегда прибавляет популярности инициаторам.

Популярность силовых методов среди широких слоев населения на фоне разгула беззакония с годами лишь растёт. Есть опасность того, что инициаторы примут авторитарные методы как самые продуктивные, пообещав расправиться с коррупцией раз и навсегда, вымостив трупами коррупционеров дорогу в светлое будущее. То, что опора только на силовые методы контрпродуктивна, показывает опыт Китая.

Привлечение к ответственности коррупционеров является лишь частью системных мер по борьбе с коррупцией. Особенно в условиях, когда население России не доверяет правоохранительным органам и судебной системе. Необходимо изменить менталитет широких слоев населения России, а тут необходимы другие способы. Организация системного противодействия коррупции помимо непосредственного преследования коррупционеров предполагает проведение мер предупреждения и контроля, пересмотра законодательства, повышения окладов рядовым чиновникам, эффективную пропаганду идей верховенства закона и «чистых чиновничьих рук». Реальная борьба с коррупцией - это не кампания, для проведения которой назначены сроки. Это направление государственной деятельности, которое должно вестись непрерывно.

Уровень коррупции в России достиг критических показателей. Об этом свидетельствует хотя бы положение страны в международных рейтингах инвестиционной привлекательности. Похожая ситуация запустила в свое время в Сингапуре механизм борьбы с коррупцией. Хочется надеяться, что это произойдет и в России.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (12):

alexsvezh
Карма: 5
13.06.2013 18:36, #6534
В ответ на комментарий Tatyana #6491 (12.06.2013 12:53)
Советскую систему в ее прежнем виде не восстановить, так как идеология марксизма-ленинизма, на которой все держалось, изжила себя и умерла. Нужно пробовать создавать социально-ориентированный капитализм, который будет лишен недостатков советской системы (подавление частной инициативы, низкая заинтересованность работников в кол.хозах и заводов в результатах своего труда и т.д.) А пропаганда честности, это, на мой взляд, единственный путь к развитию цивилизации,социально-ориентированной системе и уменшению коррупции, так как бороться с корррупцией нужно не только кнутом (наказанием), но и воспитанием граждан. Так делают все страны, которые построили правовую систему.
Tatyana
Карма: 5
13.06.2013 22:52, #6546
В ответ на комментарий alexsvezh #6534 (13.06.2013 18:36)
Вы пишете: "Советскую систему в ее прежнем виде не восстановить, так как идеология марксизма-ленинизма, на которой все держалось, изжила себя и умерла. Нужно пробовать создавать социально-ориентированный капитализм, который будет лишен недостатков советской системы (подавление частной инициативы, низкая заинтересованность работников в колхозах и заводах в результатах своего труда и т.д.)"
Идеология марксизма-ленинизма не изжила себя, а её "изжили" неумные и нечестные люди. Держалось всё не на идеологии, а на материальном базисе: на плановой экономике и на общенародной собственности. И опять же они не умерли сами, а были уничтожены безграмотными реформами, которые проводились как раз якобы во имя того, о чём Вы говорите: "социально-ориентированного капитализма". Но - гладко было на бумаге, да забыли про овраги. И теперь Вы опять к этому же призываете? Ну давайте, ориентируйте!. Что-то не получается ни у кого. А вот социализм 70 лет выстоял, да не просто выстоял, а и сейчас страна держится на этом базисе, несмотря на варварские "реформы". Ничего не надо возрождать в прежнем виде, это просто невозможно, так как машина времени ещё не изобретена. Возврат к плановой экономике, к социализму будет на определенном этапе истории жизненно необходим для такого государства, как Россия. Ведь к социализму идут своим эволюционным путём, то есть вынужденно, даже развитые капиталистические страны.
Будет ли в день 80-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг в очередной раз задрапирован Мавзолей Ленина?
Произойдёт ли в 2025 году ввод миротворцев на Украину?
72.3% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть