Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили отреагировал на сообщения о том, что российские пограничники начали демаркационные работы на границе Южной Осетии и Абхазии с Грузией.
«То, что происходит, очень неприятно и непонятно, поскольку я думал, что между новым правительством Грузии и Россией будут другие отношения, - подчеркнул Иванишвили. - Мы предпринимали все для нормализации отношений. Для меня это неожиданность, и мы максимально пытаемся выяснить, решается ли это на уровне министров, военного командования или властей». Ранее в МИД Грузии сообщили, что российские пограничники протянули колючую проволоку у села Дици Горийского района и села Двани Карельского района, которые граничат с Южной Осетией. В этой связи МИД Грузии передало России ноту через посольство Швейцарии. Вместе с тем эксперты затрудняются рационально объяснить, зачем Москва стала предпринимать такие шаги именно сейчас. Скорее всего, речь идет о мерах упредительного характера в преддверии заседания комиссии по реагированию на инциденты, созданной в рамках женевских дискуссий по безопасности на Кавказе. Не исключено, что сторонам удастся договориться о некоторой корректировке пограничной линии, чтобы смягчить напряженность вокруг приграничных населённых пунктов, но сам процесс обустройства границы между Южной Осетией и Абхазией продолжится. «Политически большего делать сегодня не стоит. Подождем, посмотрим, откуда все исходит и на каком уровне было принято решение», - заявил Иванишвили. Тем не менее, госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили считает, что якобы таким образом Россия «ответила на мирную политику нынешнего руководства Грузии».
Но есть и такие грузинские политики, которые думают наоборот. В частности, лидер «Демократического движения», экс-спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе, которая официально выдвинула свою кандидатуру на пост президента Грузии, заявила, что «надо прекратить заигрывать с Западом и провести с Россией двусторонние переговоры». «После выборов прошло семь-восемь месяцев, и меня удивляет, как можно было не начать широкомасштабные переговоры со страной, с которой у нас больше всего проблем, - отметила Бурджанадзе. - Мы должны прекратить заигрывать с Западом и приняться за дело. С Россией должны пройти двусторонние переговоры, ибо если скажешь России, что не доверяешь ей, то не надо ждать результата. Мы должны быть реалистами. 30 лет кричать, что двери НАТО для нас открыты, ничего не принесет. Двери НАТО не могут быть открыты, если не откажемся от оккупированных территорий. А решение данной проблемы, возможно только налаживанием отношений с Россией. Во время августовской войны многие ждали, что в небе над Грузией появятся вертолеты НАТО, но этого не произошло. НАТО не начнет войну с Россией. Именно поэтому нам нужна сбалансированная политика с Западом, Севером, Югом и со всеми странами. Все должно решаться путем прямых переговоров». Более того, по ее словам, она знает, как надо разговаривать с Россией.
Действительно, внешнеполитический курс Иванишвили носит противоречивый характер. С одной стороны, он говорит о стремлении Грузии к евроинтеграции и вступлению в НАТО, с другой - декларирует намерение наладить отношения с Россией. Ранее он убежденно заявлял о том, что сможет договориться с Россией, что позволяло некоторым экспертам предполагать наличие у него какого-то проекта на этот счет. Но по ходу событий становилось ясно, что речь идет больше об использовании риторики, хотя Москва не выступает против восстановления экономических связей между двумя странами. Грузия так и не вырвалась из фарватера политики Азербайджана, что нивелирует ее геополитическое значение для России. В то же время, если Грузия признает новую реальность - то есть независимость Южной Осетии и Абхазии - то это приведет и к изменению статуса и Нагорного Карабаха, да и всей геополитической ситуации в Закавказье. Эту «ловушку» хорошо чувствует Бурджанадзе, которая демонстрирует готовность «пожертвовать» Западом во имя высоких национальных интересов Грузии.
На наш взгляд, Бурджанадзе в своей предвыборной компании главную ставку будет делать на проблемы внешней политики Грузии. Она обладает немалым политическим опытом, чувствует интересы России в регионе. Кстати, Бурджанадзе на пике напряженных отношений между Грузией и Россией лично встречалась с Владимиром Путиным и другими российскими политиками, дважды занимала пост исполняющего обязанности президента - в 2003-м и 2007-м году. Любопытно, что когда Бурджанадзе ушла в оппозицию, ее объявили чуть ли не «российским агентом». Так что появление ее в списке кандидатов на пост президента Грузии вносит в ситуацию острую интригу, поскольку фиксирует возможность особых отношений Грузии с Россией.
Комментарии читателей (0):