Начинаем знакомить читателей с основными кандидатами и их предвыборными программами. Но прежде чем перейти к основным кандидатам, нам хотелось бы вкратце написать о ходе предвыборной кампании в стране.
Итак, Совет Стражей Конституции допустил к выборам президента Ирана восемь кандидатов: Али Акбар Велаяти (советник Духовного лидера по международным делам, бывший министр иностранных дел ИРИ); Мохаммад Багер Галибаф (мэр Тегерана); Гулам Али Хаддад-Адель (экс-спикер парламента, сват Аятоллы Хаменеи); Саид Джалили (секретарь Совета безопасности ИРИ), Мохсен Резаи (урождённый Мохсен Сабзевар Резайи Миргаэд - секретарь Совета политической целесообразности); Хасан Рухани (руководитель Центра стратегических исследований Совета по целесообразности Ирана, бывший секретарь Высшего совета национальной безопасности); Мохаммад Гарази (экс-министр телекоммуникаций) и Мохаммед Реза Ареф (бывший вице-президент ИРИ).
Отметим, что, вопреки ожиданиям наблюдателей, до сих пор в раскладе основных претендентов не произошло никакие изменения. Согласно последним сообщениям ряд иранских СМИ, Хосейн Нагави Хосейни - глава Высшего Совета Национальной Безопасности, руководитель выборного штаба С. Джалили, на днях заявил, что последние опросы населения показывают, что среди 8 кандидатов самые большие предпочтения имеют три человека – А.А. Велаяти, М.Б. Галибаф и Саид Джалили.
На сегодня консерваторы из коалиции “2+1” не пришли к общему знаменателю по определению единого кандидата. Мнения разделись между кандидатурами Али Акбара Велаяти и Мухаммеда Багира Галибафа. На днях состоялась их совместная встреча с лидером Объединенного фронта консерваторов Мохаммедом Резой Мехдави Кани, являющимся председателем Совета экспертов. Но в ходе этой встречи стороны не смогли прийти к общему согласию, в результате чего единый кандидат опять не был определен.
Кстати, как сообщает MehrNews, данная расстановка сил увеличивает шансы на победу секретаря Высшего Совета национальной безопасности Ирана Саида Джалили, являющегося третьим кандидатом от консерваторов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Вслед за этим Али Акбар Велаяти выступил с заявлением, согласно которого он не намерен снимать кандидатуру с президентских выборов в пользу других претендентов, сообщает в понедельник информационное агентство Mehr.
“Я буду участвовать в предвыборной гонке до конца”, - сказал Велаяти в своем телевизионном обращении от 26 мая.
Отметим, что на президентских выборах 2005 года Велаяти снял свою кандидатуру в пользу Али Акбара Хашими Рафсанджани, кто с треском проиграл тогда Ахмадинежаду.
Известно, что еще недавно Велаяти выступал как сторонник единого кандидата от консерваторов. “Консерваторы в Иране выберут единого кандидата, которого поддержат на предстоящих президентских выборах в стране”, сказал он недавно, сообщает агентство IRIB. Тогда он заявил, что не знает, кто именно будет представлять консерваторов, однако, это будет единый кандидат. А другой член коалиции “2+1” Гулам Али Хаддад-Адель еще недавно был уверен в том, что “высока вероятность того, что кандидаты, представленные в коалиции могут снять свои кандидатуры в пользу Саида Джалили”. По его словам, “произошедшие изменения в последние несколько дней и реалии страны создают новые условия. В таких условиях я считаю, необходимо, чтобы консерваторы создали единство”.
Пока нам неизвестно, какие причины заставили Велаяти “идти до конца”.
Одновременно с приближением даты выборов, ужесточается риторика Западных стран во главе с США относительно предстоящим выборам в Иране. Госсекретарь США Джон Керри назвал выборы 14 июня несвободными и не отвечающими стандартам демократии. По словам Керри, “иранскому народу не позволят не только избрать того, кто мог бы выражать его точку зрения, но и принимать участие в деятельности, составляющей неотъемлемую часть подлинной демократии”. Вслед за ним официальный представитель МИД Франции Филипп Лаллио призвал иранские власти предоставить народу право “свободно выбирать” своих лидеров.
В ответ на эти заявления западных политиков, глава МИД Ирана Али Акбар Салехи назвал прозвучавшую на Западе критику предстоящих выборов вмешательством во внутренние дела страны, и посоветовал им “получать информацию из надежных источников и от специализированных советников”. “При этом они должны осознавать возможные последствия подобных несправедливых комментариев”, - добавил он.
Ответы ответами, но власти Ирана внимательно наблюдают за реакцией Запада, и принимают все меры предосторожности. Ожидается, что во время проведения выборов будут предприняты исключительные меры безопасности. Заместитель министра внутренних дел Али Абдуллахи в среду заявил, что если понадобиться, то во время выборов будут закрываться некоторые пропускные пункты на границе Ирана. Одновременно эти пункты будут усилены дополнительными силами вооруженных сил.
Ранее командующий сил правопорядка Ирана Исмаил Ахмади Могаддам заявил, что руководимые им силы не позволят нарушить выборов со стороны кого бы то ни было. Более того, они будут пересекать все уличные беспорядки сторонников отстраненных от участия на выборах претендентов. “Наши силы приведены в полную боевую готовность, поэтому я уверен в том, что нет никакого основания для беспокойства”, - закончил он.
“Американские чиновники вновь потерпят неудачу в своих усилиях воспрепятствовать волеизъявлению иранского народа на предстоящих выборах”, заявил в понедельник лидер Исламской революции Аятолла Али Хаменеи на собрании в университете имама Хосейна в Тегеране, сообщает IRNA. Он выразил уверенность в том, что “иранцы нанесут еще один удар по властям США, показав высокую явку в день выборов”.
Ранее он заявил, что кандидат в президенты Исламской Республики должен быть преданным и послушным исламскому режиму, уметь сопротивляться давлению врагов, иметь общественную поддержку, быть трудолюбивым, мудрым и сильным. Будущий президент должен обладать силой предыдущего, но быть свободным от его недостатков, “не создавать проблем или выдвигать безосновательные обещания”. По его словам, важным является и способность будущего президента формировать экономику страны, способную противостоять санкциям и покончить с зависимостью от нефтяных доходов.
По его мнению, предстоящие выборы будут “еще одним испытанием гордости иранского народа”. “По итогам народного голосования бразды правления в стране будут вручены в руки одного человека, от правильных или неправильных решений которого будет зависеть судьба государства в ближайшие четыре года, и это говорит о большом значении президентских выборов в Иране”, - заявил он. По его словам, “иранский народ выберет на пост главы исполнительной власти человека, который будет продвигать страну к освоению материальных и духовных благ стремительными темпами, прилагать усилия к разрешению существующих проблем и улучшению благополучия народа, возвышению национального достоинства и независимости Ирана”. Он выразил уверенность в том, что “враги в целях разочаровать иранский народ в избирательном процессе хотят президента безвольного, который усилил бы зависимость Ирана, способствовал бы отсталости в различных сферах в угоду планам империалистов”.
29 мая на встрече с депутатами иранского парламента Аятолла Хаменеи еще раз предупредил кандидатов “не выступать с нереальными обещаниями в погоне за голосами народа”. По его словам, их обещания должны быть “реальными и правильно обоснованными и искренними. Ни один кандидат не должен вести подрывную работу против другого кандидата и выступать против реалий общества”, сообщает Farsnews.
В эти дни все высокопоставленные представители духовенства во всех населенных пунктах ведут широкую разъяснительную работу среди населения строго в духе этих заявлений Рахбара.
Итак, на сегодня в Иране можно наблюдать слаботекущую предвыборную кампанию, в ходе которого основные участники не проявляют особую активность. Это является доказательством того, что высшее религиозное руководство страны пока что держит ситуацию под полным контролем.
А теперь об основных кандидатах в президента ИРИ. Начинаем с самого вероятного на сегодня претендента на этот пост – Али Акбара Велаяти.
Али Акбар Велаяти
Доктор Али-Акбар Велаяти - советник великого лидера Исламской революции и генеральный секретарь Всемирной ассамблеи исламского пробуждения (ВАИП) - родился 25 июня1945 года в Shemiran - на севере Тегерана, академик и дипломат. Он получил диплом доктора медицины от университета Тегерана(1971 г.) и степень педиатрии Университета имени Джона Хопкинса (1974 г.). Был министром иностранных дел Ирана в 1981-1997 гг. В 1997 году был назначен советником Верховного лидера исламской революции по вопросам внешней политики.
Али Акбар Велаяти является самым старым и наиболее опытным дипломатом современного Ирана. Как кандидат в президенты он хорошо воспринимается радикалами-традиционистами.
Автор этих строк лично знаком с Али Акбаром Велаяти. Он очень общительный, приятный и мудрый человек и дипломат.
Главным провалом его деятельности на посту министра иностранных дел в период президента Рафсанджани, да и всего кабинета Рафсанджани в Иране считается существенная поддержка ими Гейдара Алиева в его стремлении возвращаться в Азербайджан и вернуться к власти в стране в начале 90-х годов прошлого столетия. Известно, что сразу после захвата власти в 1993 году, Г. Алиев прилетел в Баку на личном самолете того же Рафсанджани, но почти сразу после прихода к власти отвернулся от Ирана и выбрал путь активного сближения с Западом.
Как мы уже ранее сообщали об этом, еще в марте этого года Велаяти вместе с Хаддад Аделом и Мухаммадом Галибафом создали консервативную “тройственную коалицию 2+1”.
Согласно предвыборной программы Велаяти, он в случае избирания президентом собирается преодолеет инфляцию и безработицу в Иране всего за 100 дней, сообщает агентство Mehr News. Он заявил, что в случае победы на выборах он сформирует умеренную администрацию, в которую войдут эксперты. Далее в своем телевизионном обращении от 26 мая он добавил: “В случае избрания президентом я буду представлять народу общий отчет о деятельности администрации раз в 100 дней. Первый отчет будет очень важным. Люди сталкиваются с серьезными экономическими проблемами и ждут от нас их решения в ближайшее время”.
Наблюдая за заявлениями Велаяти относительно его экономической программы, наше внимание привлекло к себе его еще одно высказывание. По его словам, “любые экономические планы должны приниматься экономистами, а президент не должен вмешиваться в финансовую или денежно-кредитную политику”. “Президент должен заниматься только задачами управления”, - заявил Велаяти. Не могу сказать как другим, лично нам показались очень странными эти слова одного из главных кандидатов в президента от ультраконсерваторов относительно его компетентности в экономике. Так ли он собирается покончить в стране с инфляцией за 100 дней? Как говориться, без комментарий!
А. Велаяти является глубоко религиозным шиитом. Он уверен в том, что “Исламское пробуждение является не столько религиозным предписанием, сколько единственным путем спасения иранского народа и исламского мира, которое произошло на деле”. Мало того, он утверждает, что страны, которые смогли сохранить свою национальную сущность были более успешными и нигде в мире нельзя встретить такой пример, где бы народ, подражая и следуя импортным критериям ценностей Запада, смог добиться развития и прогресса.
В вопросе ядерной программы Ирана Али Акбар Велаяти отстаивает право Тегерана на разработку ядерной энергии в мирных целях. Он утверждает, что это - долг нынешнего поколения перед будущими поколениями, поскольку запасы других видов энергоносителей ограничены и могут иссякнуть.
По его мнению, политика США в отношении Ирана никогда не приносила американцам положительных результатов, и потому пришло время изменить ее основные посылки. По его мнению, Соединенные Штаты не в состоянии напасть на Иран, так как не хотят повторить ошибки, допущенные ими в Афганистане и в Ираке, тем более, что США сейчас заметно слабее, чем когда начинали те операции, а Иран значительно сильнее, чем Афганистан и Ирак.
В январе 2013 г. Велаяти заявил, что раскол и разногласия, навязанные исламским народам со стороны врагов Ислама, подготавливают почву для конфессиональных войн и идеологических распрей в исламских странах. По его мнению, единство служит самой главной потребностью мусульман в деле противостояния агрессии и нападкам врага. И поэтому, уверен он, ни одна из религиозных конфессий не имеет столько общего, сколько имеют исламские мазхабы между собой и эти общности и возможности существуют благодаря связи и единству среди исламской уммы в качестве единой уммы в мире и что такой гармонии и единства нет среди других религиозных конфессий.
В вопросе Сирии Али Акбар Велаяти придерживается мнения, согласно которому Тегеран будет расценивать нападение на Сирию, как нападение на саму Исламскую республику.
В отношении Азербайджанской республики он заявляет, что неуважительное антиисламское поведение в Республике Азербайджан противоречит мнению большинства мусульманского населения этой республики и такое поведение навязывается азербайджанцам. По словам Велаяти, ИРИ не намеревается вмешиваться во внутренние дела других стран, в том числе Азербайджана, однако реакция народа Ирана на насилие, которому подвергается братский народ Азербайджана, является естественной. Он также выразил надежду, что правительство Азербайджана, отказавшись от антиисламской и антигуманной политики, обратит внимание на желания и чаяния своего народа.
Что касается внутренней ситуации внутри страны, Велаяти считает, что в настоящее время в стране сложилась нестабильная ситуация и, во избежание народных волнений, будет лучше, если нового президента удастся выбрать в первом же туре. “В преддверии предстоящих президентских выборов консерваторы должны избегать любых спорных шагов”, - предлагает он.
Предложения некоторых политиков о необходимости проведения в стране “свободных выборов”, по мнению Велаяти, свидетельствуют о том, что тем самым эти авторы заведомо ставят под сомнение легитимность выборов “даже прежде, чем они начались”. “Мы выступаем за людей, а не партии. Если есть кандидат, который верит в конституцию, доверяет Верховному лидеру, придерживается ислама и верит в Республику, то мы будем его поддерживать, независимо от того, в коалиции он или нет”, - отметил Велаяти.
Согласно мнению Анатолия Эль Мюрида – публициста и блогера, “Велаяти – политик, ориентированный на проведение внутренней политики через призму внешнеполитических решений... Его избрание может означать активизацию Ирана в регионе, что, кстати говоря, в свете происходящих крупноформатных изменений вполне логично”.
“Если высшее руководство Ирана будет последовательным проводником идеи консолидации сил перед внешними вызовами, то его предпочтения, скорее всего, склонятся в пользу Али Акбара Велаяти”, считает аналитик Арман Микаелян.
У нас лично вызывает некоторое недоумение, когда Велаяти критикует внешнюю политику правительства Ахмадинежада. Дело в том, что за все эти годы внешняя политика государства полностью находится в ведении самого Велаяти. Он заявляет, что многие проблемы в стране является результатом проводимой правительством внешней политики. “Если бы была проведена правильная внешняя политика, то не было бы этих санкций против страны. Мы могли бы вести свою внешнюю политику и международные связи страны в правильном ключе”, - говорит Велаяти.
Согласно информации агентства FARS News, Али Акбар Велаяти в прошедший вторник заявил, что будет стремиться объединить связи Ирана с влиятельными мировыми акторами, особенно Китаем и Россией, если он будет избран следующим президентом страны. “Дружественные связи между Ираном и влиятельными мировыми акторами в наших планах”, сказал Велаяти, и добавил: “Наши отношения могут быть восстановлены с разными странами посредством взвешенной и мудрой дипломатии”.
Отвечая на вопрос о приоритете внешней политики его правительства, Велаяти заявил, “Наши связи с соседями в частности, так же как странами, которые обладают хорошими отношениями с нами, например, Китай, будут очень хорошими”.
“Два ключевых постоянных члена Совета Безопасности ООН - Китай и Россия, составляют приоритет для нашей внешней политики, и мы также попытаемся установить хорошие связи с некоторыми другими странами, которые являются постоянными членами Совета Безопасности ООН”, заявил Велаяти.
Нельзя утверждать, что все заявления Велаяти воспринимается в иранском обществе однозначно. Тот же Хосейн Нагави Хосейни, имя которого уже упоминалось нами выше, в ходе своей встречи с журналистами обрушился с критикой в адрес “некоторых” кандидатов. “Некоторые кандидаты дают обещания, - говорил он, - что они собираются покончить с инфляцией в стране в течении 100 дней. В то же время, ни один экономист не утверждает, что такое возможно. Некоторые обещают, что если они будут избраны президентом, то за короткое время восстановят отношения между Ираном и США. И это невозможно. Потому что восстановление отношений с США не входит в полномочия президента. Только религиозный лидер может принимать решение в этом вопросе”.
При этом хоть он и не называет фамилию конкретного кандидата, но для осведомленного человека и без этого ясно, что в его заявлении речь идет именно об А. А. Велаяти.
Комментарии читателей (0):