В Москве назвали некорректными высказывания генконсула России в Симферополе в отношении крымских татар. В МИД России признают, что генконсул РФ в Симферополе Владимир Андреев допустил некорректные формулировки в отношении крымских татар, не учел чувствительного характера этого вопроса. «Понимаем реакцию на некоторые, скажем прямо, некорректные формулировки, использованные российским представителем без должного учета чувствительного вопроса, требующего в любой ситуации исключительно взвешенного подхода».
Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин прокомментировал агентству эту информацию.
Реакция МИД РФ, честно говоря, удивила. Да, действительно, «Владимир Андреев, генконсул России в Крыму оказался в центре скандала», да еще какого. МИД Украины сообщил, что обеспокоен «некорректным высказыванием относительно представителей крымско-татарского народа» и выразил надежду, что Москва даст «надлежащую оценку высказываниям», оппозиционная партия «Батькившина» вообще потребовала выдворить генконсула из страны, поскольку «такие высказывания оскорбляют честь и достоинство репрессированного крымско-татарского народа, оправдывают преступления сталинского режима и разжигают межнациональную рознь», представитель Межлиса официально напомнил, что «Удельный вес коллаборационистов среди крымских татар равен таковому среди других национальностей», а крымские татары на митинге выкрикивали лозунги: «Позор Генконсулу», «Провокатору — казнь», «Казнить фашиста», «Андреев, вон из Крыма»«.
Но что же реально сказал г-н Андреев? А он, оказывается, объясняя отказ смотреть фильм о жизни Амет-хана Султана, Героя Советского Союза, пояснил, что лента «искажает правду о Великой Отечественной войне», выразив недовольство тем, что в картине не была отражена «тематика сотрудничества и предательства многих людей крымско-татарской национальности», особо подчеркнув: «Всё, что я сказал — совершенно официально. Запишите и прокручивайте любому крымскому татарину», — и тут рвануло.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Знаете, по-моему, есть смысл разобраться. Со опорой, — для полной чистоты, — не на Олега Назарова (он считается «предвзятым») и не на Александра Кузнецова (он считается хоть и дотошным, но «любителем»), а на Олега Романько, лучшего специалиста по теме коллаборационизма (вообще, а не только татарского) в Крыму, которого даже лютые враги еще ни разу не посмели обвинить в недобросовестности.
Итак. Согласно данным переписи 1939 года крымских татар в Крыму насчитывалось 218179 человек, то есть 19,4 % от всего населения полуострова, а к началу войны, по мнению исследователей, — см. Водарский Я. Е., Елисеева О. И., Кабузан В. М. Население Крыма в конце XVIII — конце XX веков (Численность, размещение, этнический состав). М., 2003, — чуть-чуть больше 220000, из них ок. 55% (прим. 120000) женщин и ок. 45% (прим. 100000) мужчин; при этом совершеннолетних (от 18 лет) 60% (прим. 90000), видимо, в той же пропорции. Таким образом, количество военнообязанных къырымлы к 22 июня 1941 года составляло примерно 60 тысяч человек.
Из этих 60 тысяч к 22 июня 1941 года в рядах РККА служило чуть более 5000 человек (солдат-призывников и офицеров). Затем, в ходе формирования т.н. «четырех крымских дивизий» было призвано еще 9 тысяч крымских татар, но 1-я Крымская (321-я сд; 2217 штыков) была расформирована 13 октября 1941 года из-за нехватки оружия, а бойцов распустили по домам, поставив на воинский учет. В целом, в боях 1941 года в боях с гитлеровцами погибли 1290 къырымлы, еще 2002 крымских татарина были эвакуированы на Кубань, а остальные, дезертировали или сдались в плен и были мгновенно распущены по домам.
Таким образом, на территории оккупированного Крыма в начале 1942 года проживало примерно 50 тысяч крымских татар мужского пола, из них около 40 тысяч в возрасте от 18 до 50 лет, то есть, полностью дееспособных, и поведение их в годы оккупации было вполне однозначным: по воспоминания Эриха фон Манштейна, — "Утерянные победы. М., 1999, с. 238, — «Татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига, тем более что мы уважали их религиозные обычаи. Ко мне прибыла татарская депутация, принёсшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар «Адольфа Эффенди».
Подведем итоги.
(а) К началу войны, мужчин-къырымлы в возрасте от 18 до 50 лет было около 60 тысяч вообще.
(б) Из них в ряды РККА за всю войну было призвано 18676 человек.
(в) Из них после освобождения Крыма 9839.
(г) Из всех призванных на фронтах погибло 1290 (1941) и 3271 (1944-1945).
Таким образом, (д) в оккупации татар-мужчин от 18 до 50 лет оставалось около 48 тысяч.
(е) Из которых 1379 человек ушли в партизаны,
(ё) а 19 тысяч человек, — то есть, практически вся молодежь, — в составе 11-й армии и рот СД 10 тысяч, в «отрядах самообороны» и в «резерве» по 5 тысяч (ГААРК.- Ф. П-1.- Оп.1.- Д. 2181. — Л. 67), сражались под знаменами Гитлера,
(ж) плюс еще примерно 7000 человек, так или иначе, сотрудничали с немцами по административной (старейшины, кади и так далее) и хозяйственной части.
Всё. Посчитать проценты, надеюсь, сможете сами. У меня же по итогам остаются только два вопроса: что, собственно, не так сказал г-н Андреев и за что (а главное, перед кем) извиняется МИД России?
Комментарии читателей (1):
У Романько не говорится что эти батальоны самообороны были чисто крымско-татарские.
Наоборот, утверждается, что, в частности, командный состав был преимущественно из немцев и славян.
Но, по крайней мере, уже не использует смехотворную цифру "6 партизан"...