Как уже приходилось говорить, Евровидение — конкурс во многом политический. Правда, не в том смысле, что кто-то за рубежом «рисует» нужные результаты голосования для нужных конкурсантов. Просто на этом конкурсе в одних и тех же странах год от года высшие баллы получают представители одних и тех же государств, независимо от того, в какой манере они исполняют песни или насколько знаменит сам певец. Результаты голосования во многом определяются культурными, историческими и политическими связями стран. В 2013 году, как и годом ранее, «региональное» голосование было чуть более размытым, чем обычно, но всё равно оказало большое влияние на результат.
По устойчивой поддержке друг друга на конкурсе среди стран-участниц Евровидения можно выделить четыре крупнейших региона, которые пересекаются между собой. Это, во-первых, постсоветское пространство (причём, по схожести симпатий на конкурсе сюда можно отнести не только страны бывшего СССР, но и Израиль), во-вторых, Балканы, в-третьих, регион Скандинавии и Прибалтики, в-четвёртых, страны с большими мусульманскими общинами — либо исторически связанные с Османской империей (собственно мусульманские по населению Турция, Азербайджан, Албания и страны с крупными историческими мусульманскими общинами — Босния и Герцеговина, Болгария, Македония), либо принявшие мигрантов из таких стран (Италия, Швейцария, Германия).
Среди победителей конкурса последних 13 лет только один (Германия в 2011 году) не был представителем этих культурно-политических регионов. Наилучшие перспективы на конкурсе всегда получали исполнители, связанные с двумя и более регионами одновременно или выходцы из «лимитрофных» стран, которые находятся на стыке этих регионов. Так, Александр Рыбак, победитель Евровидения-2009, абсолютный рекордсмен, набравший наибольшее число баллов в истории конкурса (387), был связан и со скандинавско-прибалтийским (представляя на конкурсе Норвегию), и с постсоветским регионами (благодаря белорусскому происхождению).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Дания, победитель Евровидения-2013, консолидировала вокруг себя голоса не только своего региона, но также Балкан и обычно разрозненно голосующих (или поддерживающих постоянно лишь 1-2 ближайших соседей) стран Западной Европы. Занявший второе место Азербайджан находится на пересечении постсоветского и «постосманского» регионов. Если искать параллели с геополитикой можно заметить, что рост влияния Азербайджана (точнее, надежд на сотрудничество с ним различных международных игроков) совпадает с расширением круга стран, планомерно ставящих его исполнителям высокие баллы. Это уже не только Турция и соседка-Грузия, но также Израиль, Венгрия, ряд причерноморских и балканских государств. Отметим, что Азербайджан не собрал наивысших баллов в ряде стран, где их традиционно собирает Турция (Германия, Албания и ряд других). Таким образом, если бы Анкара не отказалась от участия в конкурсе в этом году (как и традиционно ставящая ей высокие баллы Босния и Герцеговина), она, с большой вероятностью, также оказалась бы в первой пятёрке конкурсантов, одновременно увеличив и шансы Азербайджана (ведь исполнители этой страны традиционно получают высокие баллы от Турции). В этом случае, весьма вероятно, разрыв между Азербайджаном и Данией был бы куда меньше, и в конкурсе появилась бы дополнительная интрига.
России шанс на победу традиционно дают постсоветский регион и Балканы. Но в этом году наивысшие баллы здесь получали Азербайджан и Украина. Таким образом, средний уровень поддержки российских исполнителей в этих регионах обеспечил представлявшей нашу страну Дине Гариповой место в первой пятёрке, но не победу.
Интересна одна особенность Евровидения, которая забавно отразила российскую внутреннюю политику, хотя это, скорее, совпадение. Один из самых известных исполнителей, направленных на конкурс от России в эпоху Дмитрия Медведева, в 2010 году, Пётр Налич — кумир городского «среднего класса», к которому всегда апеллировал и Дмитрий Анатольевич. С другой стороны, конкурсантки эпохи третьего срока Путина, «Бурановские бабушки» и Дина Гарипова (выходцы из Удмуртии и Татарстана соответственно) — представители российских регионов. А ведь именно к региональной аудитории традиционно апеллирует нынешний президент.
политолог Михаил Нейжмаков специально для ИА REX
Комментарии читателей (0):