«Дуга нестабильности» перемещается с Ближнего Востока на Каспий

Стоит ли Анкаре вновь наступать на «старые грабли»?
20 мая 2013  13:22 Отправить по email
Печать

Недавно в ряде российских и зарубежных СМИ были организованы интригующие «утечки» информации. Первая: якобы президент Азербайджана обратился к руководству России с просьбой перебазировать часть Каспийской флотилии ВМФ России из Астрахани и Махачкалы в Баку для защиты нефтеразработок в азербайджанском секторе Каспия. При этом утверждалось, что поводом к такому обращению стали или могли стать новые факты поражения инфраструктуры в ходе стрельб ВМС Туркменистана на Каспии.

Баку официально не подтвердил это сообщение. Тем не менее, ситуация на Каспии складывается таким образом, что исключать там ничего нельзя. Специфику складывающихся проблем каспийской тематики директор Центра регионального развития, профессор Бакинского Государственного Университета Чингиз Исмаилов квалифицирует следующим образом: « Азербайджан находится в более сложном положении, чем все остальные прикаспийские страны, так как он - единственное прикаспийское государство, которое имеет морские границы со всеми четырьмя прикаспийскими государствами - Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном. С Россией и Казахстаном мнения совпадают, и основные принципиальные вопросы согласованы. Осталось определить границы с Туркменистаном и Ираном. Туркменистан согласен с делимитацией по серединной линии, но это принципиально отличается, с точки зрения отчета серединной линии, от береговой линии. Он придерживается позиции, что берег начинается от суши, и, естественно, если так считать, то нефтяное месторождение «Кяпяз» попадает под юрисдикцию Туркменистана. А так, если отсчитывать от «Шаховой Косы», то «Кяпяз» попадает в центральную часть».

Непросто складываются на этом направлении и отношения Азербайджана с Ираном. В начале нынешнего года Иран отверг притязания Азербайджана на нефтяное месторождение «Сардар Джангал». Напомним, что еще в конце 2011 года Тегеран заявил о крупных залежах на обнаруженных месторождениях «Сардар Джангал» и «Сердар Милли» в южном секторе Каспия. В этой связи президент Ирана Ахмадинежад заявил, что «это изменит энергетический и политический баланс всего региона». Азербайджанские эксперты считают, что таким образом Иран пытается сорвать разрекламированный на Западе проект Транскаспийского газопровода, поскольку озвученные Баку месторождения на Каспии, за счет которых он собирается наполнить трубы этого газопровода, имеют спорный характер.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Вторая «утечка» информации: Азербайджан и Казахстан якобы договариваются с Западом по вопросу транзита грузов в Афганистан, и оттуда, и в этой связи на Каспии в портах Баку и Актау могут появиться военно-морские базы США. Тут тоже нет дыма без огня. Так между Москвой и Астаной было принято компромиссное соглашение по поводу некоторых пограничных нефтегазовых месторождений, согласно которому они будут разрабатываться совместно, однако, месторождение в Курбангазы (Казахстан) оказалось наполненным нефтью, тогда как российско-казахстанское Центральное месторождение «оказалось не таким богатым».

Таким образом, в «каспийской пятерке» образовалось две своеобразной группы: Иран- Туркмения- Азербайджан и Россия- Казахстан. Причем внутри этих групп, как и в их взаимодействии, существуют свои противоречия и компромиссные соглашения тактического характера. Поэтому состав групп в зависимости от складывающейся ситуации может меняться. Но открыто с Западом «играет», пожалуй, только Азербайджан. Отсюда его осложнении с Ираном, который усматривает угрозу в возможности усиления Запада на Каспии, и который, в свою очередь, солидарен в Москвой в ее стремление не допустить «чужих» в кавказско-каспийский регион. В итоге это ведет к пробуксовке подписания Конвенции по правовому статусу Каспия.

На днях в Астрахани прошло в закрытом режиме выездное совещание послов Российской Федерации в странах Прикаспия. Как заявил в этой связи вице-губернатор Константин Маркелов, «многое из того, что обсуждалось на мероприятии, выносить на суд широкой общественности нельзя из соображений государственной безопасности». С чем связана такая предосторожность? . По словам Маркелова, во-первых, речь шла о вопросах, которые будут рассмотрены на ближайшей пятисторонней встрече министров иностранных дел Прикаспийских государств, и о позиции России на этом важном мероприятии. Во-вторых, Астраханская область, имеющая в лице Ирана единственного иностранного партнера, на который приходится 33% всего объёма внешней торговли области, готовится из-за наличия серьёзных проблем с наличием у Ирана конвертируемой валюты, к уходу с ним от чисто финансовых взаиморасчётов на бартерные сделки. В-третьих, участники совещания послов, если судить по словам Маркелова, «не исключили неблагоприятного развития ситуации с Ираном». Что же касается саммита глав Прикаспийских государств, намеченного на 2014 год, и на котором должен в очередной раз рассматриваться правовой статус Каспия, то к настоящему моменту базовый документ вообще не готов «из-за напряжённых и долгих переговоров».

Так некоторые участники очередного заседания Специальной рабочей группы (СРГ) по разработке проекта Конвенции о правовом статусе Каспия 23-24 апреля в Тегеране заявили, что «была достигнута важная договоренность о внесении изменений, которые позволят ускорить работу над проектом Конвенции». Но такое же заявление звучало и по итогам заседания СРГ в конце 2012 года в Ашхабаде. Разница только в том, что в итоговом заявлении заседания СРГ в Тегеране принято решение « о необходимости представления всеми сторонами на следующем заседании СРГ картографических схем с нанесением своих исходных линий с целью их предметного обсуждения». На каспийском саммите в Баку лидерами прикаспийских стран была достигнута только устная договоренность о согласовании вопроса определения границ национальных зон на акватории Каспия в пределах 24-25 миль. При этом , как заявлял президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «главы государств поручили дипломатам за три месяца подготовить предложения по делимитации границ поверхности моря, которые позволят пятерке наконец-то заключить конвенцию о статусе Каспия».

Обещанные три месяца уже давно прошли. А воз и ныне там. По мнению бакинских экспертов, это якобы связано это с тем, что « Москва стремится обеспечить доминирующие позиции по всем вопросам деятельности на Каспии, что противоречит интересам Азербайджана, Казахстана и Туркменистана». Но при чем тут Москва, когда проблемой остаются разногласия относительно разграничения юга Каспия между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном. К тому же Иран не признает соглашений между Россией, Азербайджаном и Казахстаном по разделу дна моря, границы которых определены по модифицированной срединной линии. Не приемлема для Ирана и позиция Туркменистана по определению срединной линии на Каспии. В этой связи Азербайджан ставит вообще под сомнение целесообразность проведения Каспийских саммитов в ситуации, когда главные противоречия по определению нового статуса Каспия остаются не решенными. В свою очередь, Иран предлагает отложить решение проблемы статуса Каспия» на потом», а сейчас уделять внимание вопросам судоходства или создания коллективных сил безопасности на Каспии типа ОЧЕС в Черном море.

В то же время эксперты предупреждают, что к Каспию приближается с Ближнего Востока « дуга нестабильности», и Запад может устроить там локальный вооруженный конфликт в качестве отвлекающего маневра от сирийского кризиса, чтобы попытаться вывести из «игры» Иран. В этой связи ряд государств Каспийского бассейна, в том числе и Россия, крайне настороженно стали относиться к попыткам Азербайджана ввести в «каспийское уравнение» Турцию, как «единственную региональную державу, потенциально способную стать эффективным проводником европейских интересов на Каспии». Однако появление Анкары в этом регионе мира еще более обострит проблему его безопасностиа, поскольку это наслоится на «старые» кавказские конфликты. Именно потому, что Турция в силу объективных исторических и субъективных политических причин, в отличие от России и Ирана, никогда не являлась сильным политическим игроком в Закавказье. Наоборот, она выступала, как правило, в роли стимулирующего дестабилизирующего фактора, побуждая Россию и Иран к более активным действиям. Так что стоит ли Анкаре вновь наступать на «старые грабли»?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть