Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая в рамках своего официального визита в США в Институте Брукингса, заявил, что планирует приехать в Россию для обсуждения ситуации в Сирии.
«Я хочу обсудить последнюю ситуацию в Сирии с руководством соседних стран и планирую по возвращению из США поехать в страны региона, прежде всего, в Россию», - заявил Эрдоган. По его же словам, «Турция может оказать поддержку процессу мирного урегулирования сирийской проблемы, однако, если процесс затянется, то это будет на руку Асаду».
Сдержанные комментарии турецких СМИ и обтекаемые заявления политиков относительно итогов визита Эрдогана в США свидетельствуют, что Анкаре не удалось получить в Вашингтоне ожидаемой поддержки и объявить «крестовый поход» против Сирии и лично президента Башара Асада. Накануне Эрдоган публично призывал США форсировать его уход, и в частности, к созданию бесполётной зоны над Сирией по ливийскому сценарию. Однако президент США Обама заявил, что "если и когда Соединенные Штаты предпримут новые действия, они не будут делать это в одиночку». Таким образом он отослал Эрдогана к диалогу с другими странами, и в частности, с Россией. «Мы должны оказывать настойчивое международное давление, усилить сирийскую оппозицию, – заявил Обама. – Я думаю, что перспектива переговоров в Женеве с участием России и представителей других заинтересованных стран о серьёзных политических реформах в Сирии, устраивающих все стороны, может принести результаты». Так Вашингтон продемонстрировал, что у него с Анкарой расходятся подходы к способам урегулирования сирийского кризиса.
Турция оказалась в очень сложной ситуации. Прежде всего, необходимо констатировать факт кризиса турецкой дипломатии. Работая более или менее эффективно на короткой дистанции, она демонстрирует беспомощной при беге на длинные расстояния. Неслучайно США решили реанимировать женевский механизм по сирийскому урегулированию. На «Женеве-2» Турция будет всего лишь «одна из» участниц, но не в роли одного из главных акторов. Тем более, что её попытки упредить созыв «Женевы-2» за счёт сколачивания легитимной сирийской оппозиции оказываются провальными. Более того, патронируя оппозицию, она не смогла предотвратить попадание в её ряды вооруженных оппозиционных группировок, находящихся под влиянием международной террористической организации «Аль-Каида». Поэтому роль Турции в глазах США, несмотря на официальные заявления Вашингтона о ценности Турции как партнёра в деле урегулирования сирийского кризиса, падает.
И не только это. Если судить по сообщениям турецких СМИ, то в Вашингтоне Эрдоган и Обама, помимо Сирии, обсуждали ситуацию и в соседнем Ираке, где Анкара лишена практической возможности наладить диалог с премьер-министром Нури аль Малики. Она также растратила свой посреднический потенциал в переговорах по ядерной программе Ирана. Даже улучшение турецко-израильских отношений не имеет устойчивого характера. Но главное в том, что Турция сделала иллюзорную ставку на возможность разыграть во взаимоотношениях с Западом русскую и китайскую «карты». Поэтому, когда Эрдоган заявляет, что «Турция готова поддержать введение над Сирией бесполётной зоны, но считает, что решение об этом - прерогатива Совета Безопасности ООН», это является констатацией факта, что глава турецкого правительства оказался в ловушке. Москва и Пекин до сих пор не демонстрировали намерений голосовать в Совете Безопасности ООН за антисирийкую резолюцию.
В то же время надо признать, что во многом именно благодаря ошибкам турецкой дипломатии стало происходить усиление влияния роли России на Ближнем Востоке. Москва решила создать на постоянной основе соединение ВМФ в Средиземном море. В этой связи военные эксперты упоминают факт, как в декабре прошлого года российский ВМФ выдавил авианосную группу ВМФ США из прибрежных вод Сирии. На днях американская газета New York Times со ссылкой на свои источники в высших эшелонах власти сообщила, что Россия якобы отправила в Сирию партию противокорабельных крылатых ракет новой модификации. В свою очередь Россия заявляет, что соблюдает обязательства по поставкам в Сирию оборонительных вооружений, имея в виду и комплексы ПВО С-300, которые, по словам главы МИД Сергея Лаврова, «предназначены для того, чтобы Сирия, как государство импортер, имела возможность защитить себя от ударов с воздуха», и что это «не является совсем уж фантастическим сценарием». По оценке бывшего директора израильской разведки «Моссад» и председателя Совета национальной безопасности Израиля Эфраима Халеви, на Ближнем Востоке стали сталкиваться интересы двух крупных держав — России и США». Но этот регион мира может быть и зоной сотрудничества двух стран, ведь сирийский синдром уже распространяется на Турцию, Ливан, Ирак и Иорданию, а мины замедленного действия дают о себе знать в Саудовской Аравии и в других странах Персидского залива.
Что же касается Турции, то складывается устойчивое ощущение, что Россия, бурно развивая торгово-экономическое сотрудничество, не смогла или не пожелала использовать шанс усилить влияние в регионе с турецкого направления. Теперь для Москвы наступает момент определиться, чтобы принять участие в расстановке сил на Большом Ближнем Востоке. Поэтому вопрос: «С чем приедет в Москву Эрдоган?» звучит не риторически. Накануне турецкий телеканал Haber turk заявил, что Анкара «собирается уговаривать Москву сдать Асада», или «добиваться того, чтобы Москва заявила, что Асад уйдёт, несмотря ни на что».
«Это может стать спасением политического лица Эрдогана, - считает бакинская газета «Зеркало».- Турецкий премьер нуждается в сокрушительной победе над Асадом, чтобы усилить собственные позиции внутри страны, особенно накануне общенациональных президентских выборов 2014 года. Но чем дольше продолжается сирийский кризис, тем больше он сталкивается с обвинениями внутренних политических оппонентов в том, что именно он, а никто другой, завёл Турцию в «это болото».
Поможет ли глава России Владимир Путин Эрдогану выбраться из этого «болота», и готовы ли Москва и Анкара к компромиссным решениям по сирийскому вопросу, и что каждой из сторон за это придётся заплатить, скоро станет известно.
Комментарии читателей (1):