Небольшой киргизский городок, расположенный почти на другом конце земного шара от штата Массачусетс, содрогнулся от известия о том, что двое их земляков подозреваются в совершении терактов на Бостонском марафоне, пишет 23 апреля сайт EurasiaNet.org.
Информационные сообщения, указывающие на Джохара и Тамерлана Царнаевых как на ответственных за взрывы на марафоне, похоже, больно задели представителей чеченской диаспоры Токмака – зеленого городка с населением около 50 тысяч человек в часе езды к востоку от Бишкека. Издавна живущие в условиях лишений, дискриминации и подозрений со стороны представителей других национальностей, многие чеченцы, похоже, со скепсисом восприняли выдвигаемые против Царнаевых обвинения, особенно поскольку нынешнее описание их как террористов никак не увязывается с воспоминаниями о детях, которых тут все знали.
Друзья и бывшие одноклассники в Токмаке помнят Джохара и Тамерлана Царнаевых как вежливых мальчиков и хороших учеников, а не как исламских террористов, какими они являются по версии американского следствия. В Токмаке прошел значительный отрезок их детства, когда формируется личность человека.
По словам 60-летнего пенсионера Бадруддина Цокаева, отрекомендовавшегося близким другом семьи Царнаевых, он не верит тому, что говорят в новостях. «Я в шоке. В жизни не поверю, что они совершили это. В жизни не поверю», – говорит он, качая головой.
Глава чеченской общины Токмака Узбек Алиев также настроен недоверчиво и, кажется, готов все отрицать. «Они бы никогда не смогли совершить ничего подобного, – говорит он. – Их, должно быть, подставили».
Чтобы понять, почему чеченцы Токмака готовы спорить с огромной массой видеоматериалов и рассказами очевидцев, связывающими братьев Царнаевых с бостонскими событиями, следует осознать, что пришлось пережить этому народу на протяжении последних семи десятилетий. То были годы, когда о них судили на основании их этнической принадлежности в стране, где добыть достоверную информацию крайне сложно.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
По словам жителей города Токмака, Царнаевы оказались в Киргизии в 1944 году, когда советский диктатор Иосиф Сталин депортировал весь чеченский народ в степи Центральной Азии на том основании, что представители этой горной народности якобы могли стать пособниками фашистских захватчиков. В Киргизии чеченцы по-прежнему компактно проживают в плодородной Чуйской долине, куда их забросило в годы Великой Отечественной войны. В Токмаке, в центре долины, живут около 20 чеченских семей.
После смерти Сталина чеченцам разрешили вернуться на Кавказ. Их число в Киргизии после распада СССР в 1991 году неуклонно сокращается. По данным переписи населения 2012 года, чеченцев в республике насчитывалось 1 740 человек. В 1989 году их было 2 873, а в 1950-х годах – десятки тысяч.
Постсоветский период не был добр к чеченцам Киргизии. На фоне усилившейся конкуренции за сократившиеся экономические возможности в обстановке эскалации социальной напряженности чеченцы нередко оказывались на обочине. Местные чеченцы не горят желанием обсуждать проблему дискриминации. Глава бишкекской общины признает, что такая проблема существует, но проблема эта, по его словам, невелика. Правда, как сообщали информагентства в 2003 году, руководитель диаспоры всё же пожаловался российскому послу на преследования по национальному признаку со стороны правоохранительных органов.
Проблема, с которой столкнулись этнические чеченцы, является двоякой: они являются представителями нацменьшинства, считающегося трудолюбивым и сравнительно процветающим в бедной стране, где не хватает рабочих мест, а вследствие недавних конфликтов на территории самой Чечни чеченцев на территории всего бывшего СССР ассоциируют – обычно несправедливо – с насилием, терроризмом и организованной преступностью. Друга семьи Царнаевых, Бадруддина Цокаева, также чеченца по национальности, сложившийся стереотип возмущает. «Где бы что бы ни случилось, чеченцы – преступники, чеченцы – террористы», – говорит он.
Отец Джохара и Тамерлана, Анзор, родился в Киргизии. По словам друзей семейства, после обретения республикой независимости Анзор повёз свою семью из Токмака в Чечню, а потом они вернулись обратно в Киргизию, когда Чечня оказалась охваченной вооружёнными действиями, связанные с сепаратизмом, а позднее – с радикальным исламизмом. Как сообщил 22 апреля государственному российскому информагентству «РИА-Новости» один киргизский чиновник, Джохар родился в Киргизии. На данный момент 19-летний молодой человек находится в одной из бостонских больниц под усиленной охраной.
Соседи Царнаевых, проживавших в маленьком оштукатуренном домике с голубой крышей на тихой улочке Токмака, помнят их как «сплоченную» и «любящую» семью.
«Все знали Анзора и любили его. Он все делал для детей, это был очень преданный отец», – говорит пенсионер Бадруддин Цокаев, добавляя, что семья покинула Киргизию, потому что Анзор хотел обеспечить своим детям лучшее будущее и дать им образование.
Анзор, получивший диплом юриста и зарабатывавший в сложные для экономики 1990-е годы продажей подержанных машин, не был религиозным человеком, добавляет Бадруддин Цокаев.
В 2001 году семья навсегда покинула Киргизию, остановившись на какое-то время в Дагестане – примыкающей к Чечне республике РФ, а потом эмигрировала в Соединенные Штаты. Судя по всему, решение уехать отчасти было продиктовано нарастанием напряженности на национальной почве. В последние годы недовольство нацменьшинствами достигло тревожного уровня, подпитываемое утверждениями о том, что представители нацменьшинств лучше живут в Киргизии в финансовом отношении, нежели этнические киргизы, составляющие около 70 процентов населения республики.
Когда в 2010 году страну охватили массовые беспорядки на политической почве, в результате нападений на турков-месхетинцев – ещё одну народность, депортированную Сталиным во время войны, – в Чуйской долине погибло по меньшей мере пять человек. А разгоревшиеся тем летом столкновения между узбеками и киргизами на юге Кыргызстана унесли жизни более 400 человек, главным образом представителей узбекской национальности.
Хотя семья Царнаевых покинула республику задолго до описываемых событий, Анзор Царнаев, судя по имеющимся данным, принятие им решения вывезти свою семью из Киргизии мотивировал, в том числе, и систематической дискриминацией чеченцев. «В Америку уехали из-за политической системы – киргизы нас притесняли. На нас охота была одно время, – сказал Анзор Царнаев российскому порталу lifenews.ru. – Мы просто хотели спокойно жить. Я боялся за своих детей».
В Соединённых Штатах Джохар казался хорошо адаптированным подростком. В прошлом году он получил гражданство США.
Дочь главы чеченской общины Токмака, ныне 25-летняя учительница средней школы Лейла Алиева, была одноклассницей Тамерлана в школе им. Пушкина в киргизском городке. В подростковом возрасте после уроков они с Тамерланом посещали одну и ту же музыкальную школу, где мальчик учился играть на аккордеоне, а две его сестры – на скрипке. Лейла Алиева помнит Тамерлана, погибшего 19 апреля в возрасте 26 лет в перестрелке с бостонскими блюстителями порядка как доброго и положительного человека. «Он всегда выделялся из толпы. Все хотели быть его друзьями. Его уважали даже старшеклассники. Я до сих пор не могут поверить в случившееся», – говорит она.
С того самого момента, как 19 апреля появились сообщения, что семья Царнаевых родом из Киргизии, власти этой центральноазиатской республики пытаются дистанцироваться от трагических событий. Госкомитет национальной безопасности КР распространил заявление, в котором называет «неуместным» связывать теракт с Киргизией, поскольку подозреваемые выехали из страны, когда одному из них было восемь, а другому пятнадцать лет. Фактов, свидетельствующих о связи Киргизии с трагическими событиями в Бостоне, не имеется.
Асель Калыбекова, специально для EurasiaNet.org
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии читателей (0):