Глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох в конце апреля планирует посетить Россию. Об этом он месяц назад сообщил «Радио Ватикану».
С тех пор ни Ватикан, ни Московский Патриархат не разглашали подробности повестки встречи. Единственное, о чем сказал кардинал Кох, были слова о необходимости расширить «наши отношения и экуменический диалог», и посещение Москвы и Санкт-Петербурга станут «новыми шагами в этом направлении».
Характеризуя отношения между Римско-католической церковью и Русской православной церковью в целом, глава Папского совета по содействию христианскому единству сообщил, что «за последнее время отношения между Москвой и Ватиканом, конечно, улучшились, но есть еще вопросы, которые необходимо решить». Он также отметил, что «сейчас Москва неофициально заявляет, что глава РПЦ патриарх Кирилл еще не готов провести встречу с папой Римским Франциском».
В последний раз кардинал Кох посещал Россию в марте 2011 года при предыдущем папе Бенедикте XVI. Тогда он провел встречу с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом Алфеевым. По сообщению службы коммуникации ОВЦС, в ходе продолжавшейся два часа беседы обсуждался широкий спектр вопросов, относящихся к сфере сотрудничества между Русской православной и Римско-католической церквами, включая итоги и перспективы деятельности Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу, конкретные меры по урегулированию конфликта между православными и греко-католиками на Украине, необходимость совместного свидетельства перед лицом вызовов секулярного общества, а также противодействия проявлениям христианофобии в Европе и других регионах мира.
Однако сейчас от кардинала Коха, как можно судить, будут ждать ответ на главный вопрос, интересующий всех: кто такой папа Франциск, каковы его планы, особенно, на постсоветском пространстве. Пока что новый папа на эти темы не высказывался. Он служит мессы, произносит проповеди, совершает публичные жесты – то омывает ноги заключенным в тюрьме, то отказывает служащим Ватикана в выплате традиционных при смене пап денежных пособий (500 евро за умершего предыдущего, столько же за новоизбранного). И, вместе с тем, начинает незаметные реформы в хозяйстве Римско-католической церкви.
Так, на днях папа Франциск создал группу из кардиналов, которым поручено подготовить проект пересмотра Апостольской Конституции Pastor Bonus о Римской курии. Pastor Bonus - это документ, которым регламентируются количество, состав, задачи и обязанности различных составляющих Римской курии, задачей которой является помощь епископу Риму в служении как главы Римско-католической церкви. Первое совместное заседание группы назначено на 1-3 октября, но Франциск уже начал работать с кардиналами.
Что касается богословской поддержки папы, то ему ее обеспечат иезуиты, из среды которых вышел Франциск. Сообщается, что главным советником главы РКЦ по богословским вопросам стал архиепископ Луис Франсиско Ладария Феррера, преподаватель Папского Григорианского университета. По оценкам религиоведов, проповеди Франциска характеризует его, скорее, как учителя жизни, нежели хранителя ортодоксии, «ненавязчивая помощь» иезуита Ладарии должна усилить в его речах богословскую линию. Именно Ладарии предстоит обеспечить богословским «программным обеспечением» новаторский как по форме, так и по содержанию понтификат Франциска – «открытый современности, но без уступок филомарксисткой теологии освобождения».
Впрочем, новаторский подход еще не значит популярный. Как отмечает кардинал Вальтер Каспер, который в течение 9 лет руководил Папским советом по содействию христианскому единству, «папу Франциска все приняли очень положительно, с симпатией. Но Евангелие всегда встречало сопротивление, поэтому и этот понтифик окажется под обстрелом критики». Не будем также забывать, что в Римско-католической церкви остается немало сторонников ушедшего на покой Бенедикта XVI. Обозреватель «Ратцингер-Информ» Ричард Павлов в этой связи ставит вопрос: «Ватикану, кажется, уже безразличен Бенедикт XVI, однако неужели трудно давать регулярную достоверную информацию о Папе на покое? Или он не заслужил немного внимания к своей персоне?».
По мнению Ричарда Павлова, вокруг Бенедикта XVI упорно создается «зона отчуждения», и ее оправдывают якобы желанием самого папы на покое «удалиться от мира». Однако такого желания он, в действительности, не выражал. «Он почувствовал, что его сил не хватает, и хотел передать служение человеку более крепкому, - пишет обозреватель «Ратцингер-Информ». - И вот его стараются скорее забыть, затушевать и отправить в прошлые века». Одновременно директор пресс-бюро Апостольской Столицы отец Федерико Ломбарди категорически дал понять, что Бенедикт XVI, который уже в мае этого года может вернуться в Ватикан, не страдает никакими серьезными болезнями, ранее ему приписанными. Заявления о том, что он болен, «это ерунда, нет никаких оснований», - заявил отец Федерико Ломбарди.
Поэтому можно осторожно предположить, что Римско-католическая церковь в ближайшие месяцы займется разгребанием собственных завалов и постарается не предпринимать каких-либо действий, которые бы спровоцировали конфликты на постсоветском пространстве. Хотя желающих создать такие очаги напряженности среди некоторых политиков хватает. Одними из последних можно назвать группу депутатов Верховной Рады Украины, что внесли постановление о приглашении от имени государства папы Римского и Вселенского патриарха на празднование 1025-летия Крещения Киевской Руси в Киев. Об этом сообщил оппозиционный депутат Игорь Васюник. Кроме него, проект постановления подписали народные депутаты Михаил Хмиль, Степан Кубив, Ярослав Дубневич, Ярослав Гинка, Лидия Котеляк, Степан Курпиль и Андрей Парубий. Будем надеяться, что Ватикан проявит чуткость и понимание тонкостей государственно-церковного диалога в новых государствах, где отдельные политики не дошли при чтении Евангелия до эпизода, в котором Господь Христос объяснял разницу между тем, что следует отдавать Богу, а что кесарю.
Станислав Стремидловский - политолог, главный редактор газеты «Цена вопроса»
Комментарии читателей (1):
Римская церковь уже давно нарушила экуменические границы и купол их кафедрального собора уже отражается в водах Днепра с левого берега. Кох едет ДАВИТЬ. И не только по вопросу
"конкретные меры по урегулированию конфликта между православными и греко-католиками"
Веками католический крест шел вместе с католическим мечем. Собственно католический меч - это и есть католический крест. Что-нибудь изменилось? Ну, разве что, мочи у римского первосвященника поубавилось. Но не надо заблуждаться - еще достаточно много.
Мне, атеисту в эти "теологические" разборки лезть бы не пристало. Да вовсе они не теологические, политика это все. Что ж не поживиться-то на осколках четвертого Рима?