Политическая ситуация на Украине становится всё более нестабильной. От действий сегодняшней украинской власти во внутренней политике зависит её политическое будущее, а от действий во внешней политике зависит будущий вес и место Украины в мировой экономике. Исходя из всех экономических показателей, Украине было бы выгодно усиливать интеграцию со странами Таможенного Союза, тогда как украинская власть идёт в направлении подписания «секретного» соглашения об «Ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и странами ЕС».
Отношения Украины и России в последние два года напоминают состояние «холодного мира», что конечно лучше, чем любая форма войны. Украинской экономике (металлургии, химической промышленности) нужен более дешевый газ. Россия предлагает Украине возможность снижения цены на газ в обмен на более тесные формы экономической интеграции (вступление в Таможенный Союз) или договорённости по созданию газотранспортного консорциума (совместное управление газотранспортной системой Украины). У российского руководства есть козырь в виде уникального по невыгодности для Украины контракта от 19.01.2009 года, подписанного между государственными компаниями «Нефтегаз Украины» и «Газпром» в присутствии Юлии Тимошенко и Владимира Путина.
Переговоры по всем вышеперечисленным вопросам зашли в тупик. Украинское руководство с маниакальным упорством ставит своей целью подписать договор об Ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, текст которого до сих пор скрывается от украинской общественности под различными предлогами. По тем небольшим данным, которые исходили от чиновников, ведущих переговоры с органами ЕС, на многие товары украинского экспорта соглашением предусмотрены квоты со стороны ЕС, в то время как на экспорт из стран ЕС таможенные ставки небольшие или вовсе равны нулю. В случае реализации данного соглашения многие предприятия промышленности (машиностроения, космической отрасли и др.) не выдержат конкуренции с аналогичными более крупными предприятиями ЕС, учитывая то, что страны Таможенного Союза введут дополнительные таможенные пошлины и другие меры по защите своего рынка. Маловероятным является допуск на рынок ЕС украинских сельскохозяйственных товаров. Все эти факторы приведут к снижению ВВП Украины от подписания данного соглашения и закреплению статуса Украины как поставщика сырья на мировой рынок.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Во взаимодействии с Таможенным Союзом украинская власть хочет иметь статус наблюдателя или ассоциированного члена, но такие статусы не предусмотрены в нормативной базе Таможенного Союза. Кроме того, данные статусы не позволяют влиять на принимаемые решения Евразийской комиссией. Таким образом, для Украины есть выбор между тем, чтобы быть членом Таможенного Союза и влиять на решения или не быть членом Таможенного Союза и не претендовать на влияние на процессы, происходящие в Таможенном Союзе. Причём товарооборот между Украиной и Таможенным Союзом за 2012 год превышает на 7 млрд долларов США товарооборот между Украиной и странами ЕС. Из года в год товарооборот со странами ЕС сокращается.
«В 2000 году доля ЕС в товарообороте Украины составляла 34-35%, тогда как с РФ и СНГ этот показатель составлял 25-30%. Но в дальнейшем доля товарооборота Украины с ЕС уменьшалась с каждым годом. Уже в 2005 году этот показатель с ЕС составлял 30%, а Россией увеличился до 35%. То есть, не смотря на европейскую риторику украинской власти, товарооборот с РФ больше, чем с ЕС. На 2010 год доля товарооборота с ЕС составила 25%. И это явное снижение по сравнению с 2000-2004 годами», - отмечает экономист Олег Устенко.
Исходя из этих данных, экономического прагматизма и стратегических перспектив экономике Украины выгодно было бы продвигаться именно в сторону Таможенного Союза.
В.Ф.Янукович и Партия Регионов пришли к власти на фоне ожиданий развития взаимовыгодных отношений и экономической интеграции между Украиной и Россией. Так почему же вектор экономической интеграции изменился в сторону ЕС?
Политика Партии Регионов определяется взглядами и выгодой её главных спонсоров - украинских олигархов (Р.Ахметова, Д.Фирташа и др.). Так как они держат свой капитал в ЕС, то ментально считают себя частью мировой финансовой элиты. Кроме того, они считают экономическую интеграцию предвестником и политической интеграции. Следует отметить, что в отличие от России, в Украине олигархи финансируют почти все парламентские партии (все провластные и часть оппозиционных) и имеют огромное влияние на законодательную и исполнительную власть. Пример России, когда Путин потребовал олигархов прекратить финансирование политических партий и отойти от политики, украинские олигархи считают угрозой для своего положения.
Выбор в пользу интеграции с ЕС имеет несколько последствий для Украины.
Во-первых будут похоронены остатки машиностроения, произойдёт деиндустриализация экономики, будет увеличиваться отрицательное сальдо торгового баланса и импортозависимость. Украина окончательно закрепит за собой статус сырьевого придатка ЕС и мировой экономики в целом.
Во-вторых, в рамках такой парадигмы Партия Регионов не сможет удержаться у власти. Негативные явления в обществе (плохая экономическая ситуация, коррупция) усиливают маргинальные настроения в обществе. Становится реальностью опасность праворадикального неофашистского переворота. В 2012 году впервые на выборах в украинский парламент прошла националистическое объединение «Свобода», которое исповедует идеологию национализма и вражды к России и Русской Православной Церкви. Мнение об опасности неонацисткого переворота в ближайшие 5 лет поддерживают и часть украинских политологов. Например, политолог Ростислав Ищенко выпустил аналитический отчет о состоянии нынешней политической ситуации, где также подтвердил теорию об опасности праворадикального неонацисткого переворота.
В условиях отсутствия интеграции со странами Таможенного Союза, ухудшения экономической ситуации (частично, из-за сокращения товарооборота со странами Таможенного Союза), отсутствии реальных положительных изменений и разочаровании базисного электората юго-востока Украины в Партии Регионов, нынешняя власть (Партия Регионов) не сможет удержать власть в своих руках. В таких условиях нынешней украинской власти получить положительный результат на выборах 2015г. и 2017г. будет практически невозможно.
Вопрос в том, что на смену нынешней украинской власти, во многих вопросах лояльной к России, может прийти политические силы, настроенные по-русофобски, негативно и враждебно по отношению к России и Русской Православной Церкви.
Если смотреть на сегодняшний политический спектр Украины, то мы видим, что политической силой, которая наиболее положительно настроена по отношению к евразийской интеграции, является Коммунистическая Партия Украины. Партию Регионов не является пророссийской, ее можно назвать лояльной по отношению к России по некоторым вопросам. В украинской политике отсутствуют остальные партии, положительно настроенные по отношению к евразийской интеграции.
Западные страны вкладывают немалые средства в общественные организации и экспертные структуры, которые проводят антироссийскую пропаганду в Украине. Одной из стратегических ошибок в политике России по отношению к Украине является отсутствие поддержки пророссийских политических партий, движений и, самое главное, общественных организаций. Данная стратегия, в отличие от стратегии бесполезных контактов с действующей украинской властью, могла бы дать более весомый эффект.
эксперт в области международных экономических отношений Александр Орлов специально для ИА REX
Комментарии читателей (0):