Китай намерен потеснить Россию на энергетическом рынке Киргизии

КНР финансирует строительство первого крупного нефтеперерабатывающего завода, продукция которого позволит сократить экспорт ГСМ из России в два раза
23 марта 2013  20:23 Отправить по email
Печать

КНР финансирует строительство первого крупного нефтеперерабатывающего завода в Киргизии, и в Бишкеке взволнованно предвкушают, что данный объект позволит этой центральноазиатской республике покончить с монополией России в сфере топливных поставок. Вместе с тем, ряд обозревателей выражает опасения в связи с потенциальной возможностью проекта вызвать недовольство на местах и стать объектом политического противоборства, сообщает 22 марта информационный портал EurasiaNet.org.

Планируется, что НПЗ в Кара-Балте, что в двух часах езды к западу от Бишкека, будет производить 600 тыс. тон топлива в год – достаточно, чтобы покончить с зависимостью Киргизии от российского импорта, ныне составляющего, по данным Национального статистического комитета, 1 150 тыс. тон в год. Проект строительства завода по переработке нефти, добываемой на разрабатываемых КНР месторождениях в Казахстане, реализуемый небольшой государственной компанией КНР «Джунда», уже неоднократно становился объектом экологических акций протеста и трудовых конфликтов, которые, по словам одного депутата, поддерживают оппозиционные политики, желающие использовать НПЗ в качестве оружия в своей политической борьбе с правительством.

С момента обретения независимости Киргизия попала в почти полную зависимость от российского топлива. По словам центральноазиатского эксперта Университета Джорджа Вашингтона Себастьяна Пейруза (Sebastien Peyrouse), новый НПЗ сигнализирует о стремлении Пекина «установить влияние» на центральноазиатских рынках углеводородов – в отрасли, характеризирующейся сегодня «растущей напряжённостью» между Россией и Китаем.

Руководитель Ассоциации нефтетрейдеров Киргизии Жумакадыр Акенеев разделяет мнение, что строительство НПЗ – это «хорошие новости» для страны, единственный нефтеперерабатывающий завод которой производит 70 тыс. тон низкокачественного бензина и дизельного топлива в год. Ценовую политику в Киргизии «полностью определяет один большой игрок – «Газпром нефть Азия», говорит он, имея в виду местную «дочку» российского государственного энергетического гиганта, отвечающую также за почти 80 процентов распределительной сети внутри страны. Большую часть предназначаемого Кыргызстану топлива «Газпром» направляет со своего НПЗ в Омске.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Импорт этих ГСМ в Киргизии не облагается налогом. Но в прошлом Россия использовала свои господствующие позиции на рынке в целях закручивания гаек в отношении Бишкека, когда это отвечало интересам Кремля. Так, например, многие обозреватели полагают, что внезапное введение топливного налога с 1 апреля 2010 года послужило существенным фактором в деле свержения администрации президента Курманбека Бакиева шесть дней спустя.

«Чтобы экономика [Киргизии] выросла, разнообразие и стабильность именно в нефтяном рынке – очень важные факторы» – говорит Акенеев, добавляя, что топливо «Джунды» «должно быть дешевле, чем российское», потому что его не нужно транспортировать на дальние расстояния – «дорога [из России] занимает треть цены».

Будет ли НПЗ служить своей цели – это отдельный вопрос, полагает Себастьян Пейруз, соавтор книги «Китайский вопрос с Центральной Азии» (The Chinese Question in Central Asia). «Антикитайские настроения» в Киргизии нарастают по мере усиления экономического влияния Пекина, отмечает он.

Отношения между китайским руководством компании и местными жителями в городе Кара-Балте и его окрестностях уже отмечены напряжённостью. На НПЗ уже имели место забастовки местных рабочих с требованиями повысить зарплату. Жители окрестных населённых пунктов недовольны предложенной компанией «Джунда» экологической компенсацией, а местные чиновники сетуют, что руководство завода не идёт на сотрудничество.

Вопрос о том, насколько хорошо китайцы понимают хаотичную местную политику Киргизии, остается открытым. «Китайские компании зачастую не входят в контакт с населением на местах, предпочитая концентрироваться на выстраивании взаимоотношений с влиятельными лицами на столичном или, при необходимости, местном уровнях, – отмечалось в обнародованном в прошлом месяце докладе брюссельской Международной кризисной группы. – Рост национализма, укоренившиеся подозрения в связи с китайской экспансией, минимум ощутимой выгоды для населения и ощущение, что компании уважают лишь тех, кто может оказать помощь в их коммерческих предприятиях на высшем уровне, не способствуют возникновению у многих желания видеть в Китае благотворную силу».

В интервью информагентству 24.kg 18 января гендиректор НПЗ «Джунда» Чжу Чан связал простой завода с имеющим место «недоразумением», в связи с которым заводу было поставлено не то оборудование. Чжу Чан пообещал, что к августу месяцу объект заработает – с отставанием почти на год от первоначального графика. Ожидается, что на предприятии получат работу свыше 2 тысяч местных жителей.

По словам члена парламентского комитета по топливно-энергетическому комплексу, депутата Азамата Арапбаева, «вообще нам нужен не один, а десять таких заводов» от «любого инвестора», дабы снизить зависимость Киргизии «от внешних факторов». Проблемы на НПЗ, по его утверждению, являются делом рук «определённого круга» политиков, эксплуатирующих опасения относительно влияния проекта на экологию, чтобы «зарабатывать политические дивиденды».

То же самое обозреватели говорят и о неприятностях, с которыми сталкивается крупнейший инвестор республики, канадское золотодобывающее предприятие «Кумтор». В последние два года «Кумтор» пережил акции протеста, блокирование дорог, призывы к национализации и четыре правительственные проверки, возглавляемые политиками всех мастей. Все эти проблемы отпугивают международных инвесторов.

Хотя Азамат Арапбаев и отказался назвать какие-то имена, одна группа, выступающая против НПЗ, а также «китайской экспансии» в целом, представляет собой небольшую группку националистов, называющих себя движением «За спасение Кыргызстана». 13 марта движение провело небольшой митинг в центре Бишкека, на котором его лидер Мукар Чолпонбаев предостерег, что Пекин пытается подчинить Киргизию, и потребовал освободить из-под стражи трёх оппозиционеров, отправленных осенью прошлого года за решётку за попытку взять приступом здание парламента на фоне призывов национализировать «Кумтор».

Хотя такой местный курс и способствовал тому, что иностранные инвестиции оказались парализованными, многие обозреватели по-прежнему считают НПЗ отражением более масштабной негласной борьбы, разворачивающейся в регионе между Россией и Китаем.

По словам депутата Арапбаева, на данный момент это столкновение «могло бы быть выгодно» для Киргизии. НПЗ, на его взгляд, сократит возможности Москвы в плане оказания давления на Бишкек и раскроет нефтяные богатства Казахстана, которому до сей поры было выгоднее экспортировать свою нефть в более отдалённые территории.

«Китай – наш сосед, динамично, быстро развивающаяся экономика, – сказал депутат EurasiaNet.org, размышляя о дилеммах, перед которыми ставит это геополитическое соперничество местных политиков и стратегов. – Но тогда у нас старые, более традиционные отношения с Россией, и эти связи тоже не нарушены».

Крис Риклтон, специально для EurasiaNet.org

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть