Бакинские СМИ сообщили, что в ближайшее время по приглашению президента Ирана Махмуда Ахмадинежада президент Азербайджана Ильхам Алиев может посетить Иран.
Этот визит важен для двух сторон по разным причинам. Азербайджан разочарован Западом из-за нерешенности карабахского конфликта, активизацией процесса турецко-армянского сближения, тем, что начинает трещать его альянс с Турцией. Но и на иранском направлении немало завалов. Тегеран не скрывает, что его международная изоляция и различного рода санкции под предлогом осуществления ядерной программы не только тормозят социально-экономическое развитие страны, но и способствуют формированию в регионе альянса в составе Грузии, Азербайджана и Турции, созданию транспортно-энергетического коридора между Каспием и Восточной Европой в обход Ирана. В итоге Турция выдвинулась на роль регионального лидера, что серьезно бьет и по геополитическим амбициям Ирана, испытывающего до сих пор пресс исторических войн между Персидской и Османской империями. К тому же, как считают многие эксперты, дистанцирование Азербайджана от России при сохранении напряженных отношений с Ираном может привести Азербайджан к ситуации, при которой он станет «неудобным» сразу для двух важных игроков в регионе.
Летом в Иране, а осенью в Азербайджане, должны состояться президентские выборы. Азербайджан и Иран являются такими странами, взаимоотношения которых прямо влияют на стабильность внутренней ситуации. По некоторым данным, в Иране численность этнических азербайджанцев составляет более 15 млн. человек, ряд влиятельных представителей шиитского духовенства и масса иранских чиновников являются этническими азербайджанцами, включая Верховного руководителя аятоллу Али Хаменеи. Поэтому особую настороженность у Тегерана вызывает ввод в «игру» проекта «Большой Азербайджан», когда открыто звучат адресованные иранским азербайджанцам призывы к независимости, то есть к расколу Ирана по этническому принципу. Причем этот проект поддерживают США. В прошлом году несколько конгрессменов США призвали Белый дом разработать стратегию использования фактора иранских азербайджанцев в борьбе с теократическим режимом в Иране. Один из авторов этого обращения конгрессмен Дейн Рорабахер уже побывал с визитом в Азербайджане. В то же время, как заявил посол Ирана в Армении Мохаммад Реиси, «маленькая страна не может присоединить к себе большую. Население иранской провинции Восточный Азербайджан больше населения всего Азербайджана». Но объединиться могут.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Так что проект «Большого Азербайджана» - меч с двумя острыми концами. Результаты перехода борьбы между теократическим Тегераном и светским Баку в фазу поисков соглашений могут быть самыми неожиданным. Иран способен сыграть в предложенную партию с целью вовлечения Азербайджана в орбиту своего влияния. В то же время и Азербайджан накануне президентских выборов получает возможность обозначить «большую национальную цель» - выход на проект конфедеративного обустройства двух исторически очень близких стран, оттесняя на второй пан болезненную проблему карабахского урегулирования. Кстати, в этот проект вписывается и циркулирующая в Азербайджане идея о переносе столицы республики в Гянджу - второй по площади и третий по населению город в Азербайджане. Важно и то, что активизировались азербайджано-иранские переговоры о создании приграничных свободных экономических зон.
Если стороны действительно найдут точки соприкосновения интересов, политический диалог между ними может серьезно повлиять на ход событий в регионе: Азербайджан получит возможность для «выхода» на Армению через Иран, который выразил готовность предложить себя в качестве посредника в карабахском урегулировании, минуя Минскую группу ОБСЕ. На наш взгляд, Иран не случайно, несмотря на официальное признание территориальной целостности Азербайджана, оказывает негласную поддержку Нагорного Карабаху и держит на «запасном пути» свои отношения с Россией.
Более того, для Азербайджана откроется и другой «коридор возможностей»: выступить вместо Турции в роли одного из ведущих посредников в диалоге Иран-Запад по ядерной программе. Тем более что официальные лица в Баку заявляют о праве Ирана на использование атомной энергии в мирных целях. Так что факт консультаций Ирана с Азербайджаном по ситуации вокруг ядерной программы Ирана демонстрирует желание Тегерана вовлечь в «большую игру» и Баку. В свою очередь он, через иранский фактор Азербайджан получит возможность оказывать давление и на Запад, используя потенциал новых открывающихся геополитических перспектив.
Но это - в теории. На практике в ходе одного визита президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву в Иран вряд ли удастся решить накопившиеся проблемы во взаимоотношениях между двумя странами. Но определить новый вектор направления в двусторонних отношениях вполне возможно. Если, конечно, этому никто не помешает. Посол Ирана в Баку Мохсен Пакайеим уже заявил, что «сионистские израильские СМИ пытаются подорвать ирано-азербайджанские отношения, предумышленно преувеличивая азербайджанские связи с «оккупационным режимом в Иерусалиме»…» При этом он охарактеризовал ирано-азербайджанские отношения «в настоящем как лучшие, чем когда-либо в предыдущие годы».
Комментарии читателей (0):