Президент Грузии принимал участие во встрече правящей группы Народной партии Европы и руководителей национальных делегаций в Афинах.
И, как всегда, сделал многозначительное заявление: «То, что произошло в Грузии в октябре прошлого года, на последних выборах, и то, что произошло несколько дней назад в парламенте Молдовы, полностью меняет равновесие. Это регресс для нашего европейского выбора. На выборы были потрачены большие деньги. Именно эти финансовые манипуляции и большие деньги сыграли решающую роль. Несколько дней назад по точно такому же сценарию деньги поступили в политику Молдовы. В результате был свержен премьер-министр Филат, и перспективы Молдовы снова стали непонятны. В Грузии мы также находимся под большим давлением. Налицо явная попытка пошатнуть внешнюю политику, а также пошатнуть партнерство с такими странами как Азербайджан».
Отставим в стороне события в Молдавии и перспективу грузино-азербайджанских отношений. Они заслуживают отдельного анализа. Сейчас остановим внимание на другом аспекте. Саакашвили пытается навязать Европе свою версию о причинах победы «Грузинской мечты» на парламентских выборах в Грузии, выставляя появление на политической сцене Грузии Бидзины Иванишвили в качестве осуществления так называемого «российского сценария».
Почему? Дело в том, что Саакашвили умалчивает факт, что «революцию роз» в Грузии, в результате которой он сам прорвался к власти, поддерживали московские достаточно влиятельные политические и финансовые круги. Кстати, также, как это было и с приходом к власти в Азербайджане Ильхама Алиева. Неслучайно премьер-министр Грузии Иванишвили в интервью телекомпании «Имеди» решил раскрыть «секрет». Он поведал, что после «революции роз» в Тбилиси лично оплачивал зарплаты властей Грузии: «Я платил зарплату и членам парламента, и членам правительства. Такой вот была моя незрелость, в то время все были в эйфории и кутили по случаю прихода такой власти. Больше всего, вероятно, виноват я. До тех пор, пока мы за девять лет правления президента Саакашвили не поняли, что получили».
Что же касается уже прихода к власти возглавляемой Иванишвили «Грузинскй мечты», то, как лично слышал автор этих строк в конце прошлого года на «Каспийском форуме» в Стамбуле из уст бывшего директора ЦРУ и главы Пентагона Роберта Гейтса, «нейтрализация Саакашвили - как в Грузии, так и в региональном измерении - является на сей раз французским сценарием». Москва, конечно, могла знать о «грузинских потрясениях», была готова услышать новые призывы Тбилиси к нормализации отношений между двумя странами. Но не более того. Поэтому, когда Саакашвили апеллирует к своим европейским сторонникам, когда 23 члена Европарламента обращаются с письмом к премьер-министру Грузии Иванишвили с призывом «не рушить национальную мечту Грузии», то следовало бы говорить о действиях символического характера, стремлении «сохранить лицо» в ситуации не оправдавшего надежд европейской демократии Саакашвили. Исходя из этого сложно понять , что конкретно имеет в виду он, когда говорит о каком-то российском «давлении на Грузию».
Москва действительно решила поддержать процесс нормализации отношений с Тбилиси, восстановить некоторые прерванные торгово-экономические связи, в частности, вернуть на прилавки российских магазинов известные марки грузинских вин. К тому же сейчас российский потребитель имеет большой выбор такого товара и мог бы обойтись без этих некогда популярных напитков. Так что рассматривать в качестве «угрозы» для Грузии главного «дегустатора» и «критика» Геннадия Онищенко, который получил приглашение посетить Грузию, - глупо. Вот почему попытка Саккашвили разделить политическую элиту страны на «западную» - то есть свою - и «российскую» - имея в виду Иванишвили - не имеет под собой реальной почвы. Особенностью ситуации в Грузии как раз и является то, что президент и глава правительства вместе «играют» на одном западном поле.
Это нашло отражение в том, что оба политика определили в качестве базового принципа внешнеполитической деятельности приверженность проевропейскому и проатлантическому курсу. На днях грузинский парламент принял концепцию «Об основных направлениях внешней политики», состоящую из 19 пунктов. Помимо прозападного вектора во внешней политике, в них, с одной стороны, зафиксирована неизменность курса на «деоккупацию» - возвращение Абхазии и Южной Осетии. С другой - заявлено о возможности конструктивного диалога с Москвой. При этом, как считают некоторые эксперты, этому во много способствовал глава МИД Литвы Линас Линкявичюс, который в тот момент находился в Грузии.
Отметим принципиальные особенности сложившейся ситуации. Первая: этот документ не был проведен в парламенте в качестве конституционной поправки, то есть не имеет конституционной силы. «Грузинская мечта» решила не выставлять в этом качестве на заседание парламента свою версию доктрины внешней политики. В то же время премьер-министр Иванишвили выразил уверенность в том, что, хотя его коалиция не имеет конституционного большинства в парламенте, уже в марте месяце она намерена провести поправки в Конституцию, ограничивающие власть президента. Есть основания утверждать, что такие поправки могут быть поддержаны и некоторыми членами возглавляемой Саакашвили партии «Единое национальное движение». Это означает, что Саакашвили начал лишаться своей партийной опоры. Вторая особенность: «Грузинская мечта», выводя проблемы внешней политики из зоны противостояния с президентом, лишает его повода объявить о роспуске парламента.
Тем временем премьер-министр Грузии Иванишвили опроверг информацию ряда СМИ о готовящейся его встрече с президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым. Он сообщил, что если в России хотя бы на уровне СМИ появляется такое желание, «это очень хорошо». При этом он еще раз подчеркнул, что его принципиальной позицией является «непременное урегулирование отношений с Россией». Однако по большому счету сейчас российско-грузинские переговоры на высшем уровне выглядят нецелесообразными. Время еще есть. До ноября месяца, когда в Вильнюсе состоится саммит ЕС «Восточное партнерство», на который Саакашвили делает большую политическую ставку, на Кавказе утечет немало «политической воды».
Комментарии читателей (1):
Поэтому говорить о каких-либо принципиальных подвижках явно не стоит. Их путь в Европу и НАТО.
Хотя, мне кажется, что на этом пути схарчат их турки или иранцы. Или и те, и другие.