Эксперт ИА REX, доктор политических наук, действительный член Академии геополитических проблем Владимир Павленко в статье «Национализация элиты против комплексов политических старожилов» отмечает, что два сюжета — так называемый «пехтинг» и скандалы в энергетике — обозначили важную тенденцию в общественно-политической жизни. «Обращает внимание их взаимосвязь — даже по времени. Кроме того, эти события, по-видимому, не случайно совпали с рядом важных шагов по реализации президентского послания Федеральному Собранию. А также с участием самого Владимира Путина и руководителя его aдминистрации Сергея Иванова на Всероссийском родительском съезде, что обозначило ряд новых и важных трендов в идеологическом обеспечении государственной стратегии во внешней и внутренней политике», — подчёркивает эксперт.
ИА REX: Как вы оцениваете тенденцию, отмеченную экспертом?
Юрий Юрьев, политконструктор:
Все, кто поднялись на разгосударствлении, от адвоката и до депутата, всегда имели запасной вариант отхода в иную страну. И не только от властей, но и от преступности. Этих людей миллионы, и эта масса обладает инертностью и слаженностью. Кроме того, она обладает конспирацией и ускоренными процедурами взаимодействия, не чета судам.
Так что о «национализации элиты» говорить ещё рано, тем более на основании всего нескольких десятков уголовных дел, и паре выступлений на съездах. Это один из вариантов будущего. Возможно, что и вынужденный, поскольку все элиты России вынуждены бояться «списка Магнитского» так, что аж обратили внимание на Минобороны, недавняя проверка которого Генштабом выявила не только низкую боеготовность войск после всех этих драгоценных реформ, но и ущербность методов проверок за все предыдущие годы. Возможно это всё игра в укрепление государственности по типу игры в инновативность говорильней в Сколково, и хорошо, если это учебно-боевые мероприятия, а не просто торг за контроль над личными авуарами на том же Западе. Пока нельзя сделать однозначных выводов о неуклонном стремлении к законности и правопорядку, и вот почему.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 27.02.13 Есть ли в современной России «опасные элиты»: мнения
- 25.02.13 «Национализация элиты» против комплексов политических старожилов / Владимир Павленко
- 18.02.13 Лишение Гудкова мандата спровоцировало цепную реакцию, которую власть остановить пока не может/Григорий Трофимчук
- 18.02.13 Вопрос о качестве российской элиты становится в центр общественно-политической повестки дня: мнения
Все «чистки» сталинской эпохи и «охота на ведьм» в США — опирались на создание новых институтов в обществе. У Сталина это был «народный контроль», позднее ставший Госконтролем. В США было нечто подобное по функциям, хоть и иное по форме. В России эту функцию внебюджетного надзора за властями выполняет оппозиция, в частности по делу Пехтина — Навального, но в качестве фактора необязательного для властей. Созданный Путиным ОНФ — тоже необязательная структура, и она не обязана и ей не обязаны. Нет фактора массового давления на власти со стороны народа, а желающие подобны «народному контролю» в позднем СССР, они могут что-то обнаруживать, но их никто не обязан воспринимать. Нет системы контроля со стороны народа — нет и контроля со стороны народа. Хотя ныне столь же легко обнаруживать и интересы за рубежом, и имущество, и взаимоотношения, как и в прежние времена, если премировать обнаруживающих в большей степени, чем их способны премировать правонарушители. Обнаружение всегда было не слишком сложным, ведь правонарушитель действует ради жадности, и он не будет платить слишком много, а действуя без пособников, он не сможет украсть слишком много. И если пособник переродится в патриота, то и нарушать законы будет невыгодно, поскольку придётся слишком много работать и слишком много рисковать, а значит — выгодней станет законная деятельность. Но пока не видно чёткого и однозначного внедрения этого алгоритма контроля.
Может произойти массовый отток чиновников, особенно если упадут цены на углеводороды и рухнет бюджет, и тогда власти придётся как-то стимулировать к госслужбе, возможно закрывая глаза на мелкое стяжательство. Власти стоит подумать и над алгоритмом стимулирования, чтобы сделать госслужбу и госфункции достаточно заманчивыми для новых кадров и сохранить прежние кадры, не прекращая постоянного контроля таковых с целью прочности государства. И пока на уровне каждого гражданина не видно «кнута и пряника», а возможен торг, надежды людские будут сомнительны, а надёжность государственности будет столь же сомнительна.
Комментарии читателей (2):