Все последние 10 лет шла дискуссия о принципах региональной политики. Одни отстаивали уравнительный подход, социально-распределительный, другие — идеологию центров роста, концентрации деятельности на территории и т.д. Но, по сути, сегодня эффективность следующего этапа экономического развития на 90 процентов зависит от качества работы здесь и сейчас — на данной территории. Все планы стратегические написаны: любой региональный руководитель точно знает, что и когда предполагает делать правительство на его площадке, какие деньги на это придут. А эффективность реализации этих планов федерального центра и дополнительный эффект от них для населения зависит от конкретных условий, качества управления на данной территории.
Эти задачи требуют от регионального руководства совершенно других компетенций, чем были нужны, например, в 90-е годы. А от федерального центра, от Минрегионразвития требуется координация региональных программ, то есть абсолютно другая работа. По своему масштабу Минрегион — самое главное министерство: сколько в стране территорий и они все разные. Они требуют учета. Ведь министерство не может заниматься конкретными проектами. Оно должно учитывать, мониторить, помогать — огромная работа. Это должно было бы быть мега-министерство.
Но сегодня нет четкого понимания ни новых принципов региональной политики, ни баланса полномочий и компетенций. Провозглашено в общем, что будут возвращать ряд полномочий в регионы, деньги будут распределяться иначе. Однако реальной решимости отдать большую часть ресурсов регионам — нет. Остаётся также целый комплекс не учтенных проблем. Например, в каждом регионе есть регионы следующего, второго порядка, муниципальные образования.
Кроме того, идут естественные процессы: Советский Союз закончился, люди едут туда, где есть работа, идут определённые миграционные процессы. Есть, в конце концов, различия в региональном законодательстве.
Мы сегодня стоим в точке, когда, с одной стороны, региональная политика является ключевым вопросом, а с другой — мы понимаем, что у нас нет ни рамочных решений, ни необходимых компетенций для этого. Их нет ни на региональном, ни на федеральном уровне. А регионы — это вопрос номер один. Очевидно, что самая главная стратегия для страны — это стратегия преемственности. Однако пока у нас эта культура не сложилась.
эксперт по управлению развитием и подготовке кадров, член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» Пётр Щедровицкий
Комментарии читателей (1):