Пётр Щедровицкий о региональном развитии: «Всё зависит от качества управления»

Госпрограмма «Региональная политика и федеративные отношения» отправлена правительством на доработку в 10-дневный срок. Премьер указал на её недостатки: в частности, отсутствие предложений по созданию новых центров экономического роста в Поволжье, на Урале и отдаленных субъектах федерации.
21 февраля 2013  12:24 Отправить по email
Печать

Все последние 10 лет шла дискуссия о принципах региональной политики. Одни отстаивали уравнительный подход, социально-распределительный, другие — идеологию центров роста, концентрации деятельности на территории и т.д. Но, по сути, сегодня эффективность следующего этапа экономического развития на 90 процентов зависит от качества работы здесь и сейчас — на данной территории. Все планы стратегические написаны: любой региональный руководитель точно знает, что и когда предполагает делать правительство на его площадке, какие деньги на это придут. А эффективность реализации этих планов федерального центра и дополнительный эффект от них для населения зависит от конкретных условий, качества управления на данной территории.

Эти задачи требуют от регионального руководства совершенно других компетенций, чем были нужны, например, в 90-е годы. А от федерального центра, от Минрегионразвития требуется координация региональных программ, то есть абсолютно другая работа. По своему масштабу Минрегион — самое главное министерство: сколько в стране территорий и они все разные. Они требуют учета. Ведь министерство не может заниматься конкретными проектами. Оно должно учитывать, мониторить, помогать — огромная работа. Это должно было бы быть мега-министерство.

Но сегодня нет четкого понимания ни новых принципов региональной политики, ни баланса полномочий и компетенций. Провозглашено в общем, что будут возвращать ряд полномочий в регионы, деньги будут распределяться иначе. Однако реальной решимости отдать большую часть ресурсов регионам — нет. Остаётся также целый комплекс не учтенных проблем. Например, в каждом регионе есть регионы следующего, второго порядка, муниципальные образования.

Кроме того, идут естественные процессы: Советский Союз закончился, люди едут туда, где есть работа, идут определённые миграционные процессы. Есть, в конце концов, различия в региональном законодательстве.

Мы сегодня стоим в точке, когда, с одной стороны, региональная политика является ключевым вопросом, а с другой — мы понимаем, что у нас нет ни рамочных решений, ни необходимых компетенций для этого. Их нет ни на региональном, ни на федеральном уровне. А регионы — это вопрос номер один. Очевидно, что самая главная стратегия для страны — это стратегия преемственности. Однако пока у нас эта культура не сложилась.

эксперт по управлению развитием и подготовке кадров, член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» Пётр Щедровицкий

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

ВАК
Карма: 47
21.02.2013 15:18, #5090
Довелось поработать в министерствах времен СССР и нынешних. Действительно, в отличие от прежнего времени, министерства ничем конкретным не занимаются, но бюджетом рулят. При чем здесь качество несуществующего управления?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть