Законопроект о «резиновых квартирах» требует доработки – правозащитники

ИА REX публикует заявление Московского бюро по правам человека в связи с принятием Госдумой в первом чтении законопроекта о «резиновых квартирах».
20 февраля 2013  00:11 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует заявление Московского бюро по правам человека в связи с принятием Госдумой в первом чтении законопроекта о «резиновых квартирах».

15 февраля Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, который вводит уголовную ответственность за фиктивную регистрацию по месту пребывания и проживания, а также за фиктивную постановку на миграционный учёт. Кроме этого, будут увеличены штрафы за нарушение правил регистрации граждан России по месту пребывания или по месту жительства и за их проживание в жилых помещениях без регистрации.

Напомним, что законопроект внес в Госдуму президент России Владимир Путин. Его актуальность обусловлена тем обстоятельством, что в разных регионах страны находятся домовладельцы и хозяева квартир, которые за небольшую плату формально регистрируют у себя мигрантов, иногда по несколько сотен человек на небольшой площади. В комментарии к законопроекту так и говорится: в стране ежегодно фиксируются тысячи «резиновых квартир», в которых «регистрируются сотни тысяч граждан без намерения вселения». Отмечается, что в 2011 г. зафиксировано более 6,4 тыс. таких адресов, по которым было зарегистрировано около 300 тыс. граждан. Подобная коррупционная схема выгодна всем ее участникам: мигрантам, которые получали справку о прописке, хозяевам квартиры, получавшим деньги с каждого зарегистрировавшегося, чиновникам, бравшим взятки за возможность прописать десятки, а то и сотни людей на одной жилплощади, полиции, которая за мзду не замечала вопиющих нарушений закона. Предложенный законопроект должен положить конец коррупции в сфере прописки мигрантов.

Принятый в первом чтении законопроект предусматривает за фиктивную регистрацию штраф от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. и лишение свободы на срок до 3 лет. Речь идёт о регистрации на основании заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов. Таким же образом будет наказываться фиктивная постановка на учёт по месту пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства.

В Кодекс об административных правонарушениях вводится дополнительная статья, предусматривающая наказание для граждан, проживающих в квартире без регистрации, а также для собственников жилья, допустивших такое проживание свыше установленных законом сроков. Штраф за данные нарушения для граждан составит от 2 до 3 тыс. руб., для собственников жилья — от 2 до 5 тыс. руб., для юридических лиц — от 250 до 750 тыс. руб. Штраф за аналогичное правонарушение, совершённое в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге (где наиболее часто сдаётся жилье и по гораздо более высоким ценам) составит от 3 до 5 тыс. руб. для граждан, от 5 до 7 тыс. руб. — для собственников жилья, от 300 до 800 тыс. руб. — для юридических лиц.

Казалось бы, на первый взгляд, часть закона, касающаяся «резиновых квартир», справедлива, и большинство граждан её поддержала. Так, согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), инициативу по борьбе с «резиновыми квартирами» поддерживают две трети россиян (69%). В основном, это высокообразованные (73%) и обеспеченные (80%) россияне. Против инициативы выступает 13% человек, а не могут ответить на этот вопрос — 18%.

Тем не менее, законопроект в этой части подвергся критике. Прежде всего, в нем никак не прописана ответственность чиновников — только ответственность арендодателя. Несоразмерным представляется наказание за фиктивную прописку: срок в три года тюрьмы противоречит всем разговорам о гуманизации нашего правосудия, что отметили в Общественной палате РФ: можно наказывать недобросовестных граждан высокими штрафами, но никак уж не тюрьмой и принудительными работами. Член президентского Совета по правам человека Тамара Морщакова заявила, что «резиновых» квартир после принятия закона меньше не станет, поборы за незаконную регистрацию вырастут, а участковые, которые должны заниматься проверкой регистрации, с дополнительной нагрузкой не справятся. По её словам, законопроект дублирует действующие нормы законодательства (в частности, о подделке документов) и фактически возвращает институт прописки.

Некоторые поправки в эту часть законопроекта могут быть внесены ко второму чтению. В частности, необходимо уточнение, какое количество людей все же можно зарегистрировать на той или иной жилплощади. Соответствующий законопроект вносил еще в 2011 г. председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников. Он предлагает применять учетную норму, прописанную в Жилищном кодексе для социального жилья: она устанавливается муниципалитетами и в среднем по стране не превышает 12-15 кв. метров на человека. Законопроект Крашенинникова может быть принят весной или пойти в качестве поправок ко второму чтению президентской инициативы.

По мнению некоторых экспертов, введением жёсткого института прописки и привязки человека к конкретному адресу начисто убивается вся внутренняя трудовая миграция: та экономическая ниша низкоквалифицированного труда, которую вполне могли бы занять наши граждане из депрессивных регионов с высоким уровнем безработицы, окажется для них полностью закрыта, так как приехать на заработки в другой регион они теперь просто не смогут. Зато нелегалы из сопредельных стран будут чувствовать себя гораздо вольготнее, не имея постоянной прописки. Парадоксальным образом, утверждают эксперты, подобный закон скорее защищает нелегальных мигрантов от конкуренции со стороны наших коренных граждан.

Соответственно, некоторые поправки учитывают этот момент: в частности, депутат Михаил Старшинов выступил с предложением сделать разной меру ответственности для внутренних и внешних мигрантов. А Галина Хованская от «Справедливой России» «неправомерными» считает штрафы для граждан, перемещающихся по месту без какой-либо «корыстной цели», в то же время не перерегистрирующихся.

Насколько это справедливо, трудно сказать, но вот вторая часть законопроекта — об устрожении правил регистрации граждан России по месту пребывания или по месту жительства и за их проживание в жилых помещениях без регистрации вызвало целую бурю критики, в частности, со стороны Общественной палаты.

Цель такого устрожения также понятна: очень многие квартиро- и домовладельцы сдают помещение внаём, не регистрируя жильцов, и, таким образом, не платя налогов. Государство лишается солидных доходов, и в законопроекте предусмотрено наказание для подобных арендаторов.

Однако тот путь, которым в законопроекте предлагается решить эту проблему, удовлетворительным назвать никак нельзя, и депутаты от всех фракций раскритиковали отдельные положения законопроекта, а председатель конституционного комитета единоросс Владимир Плигин признал, что они требуют «уточнения».

В законопроекте не прописано, могут ли проживать без регистрации родственники, друзья. Например, супруга очень часто живет в доме мужа, хотя зарегистрирована в своей квартире, и наоборот. Зачастую граждане регистрируют своих детей в квартирах бабушек и дедушек, чтобы они имели больше шансов на получение собственного жилья после смерти родственников; сами же дети живут с родителями. Все эти случаи никак не оговариваются, хотя огромное количество людей в стране живут не по месту постоянной регистрации.

Кроме того, не указано, как надзирающий орган будет определять, живет ли в квартире хозяина жилплощади родственник или друг, или же жилец? Также осталось непонятным, как будет осуществляться механизм проверки незаконной регистрации, проживания без регистрации и т.д. — какие ведомства этим будут заниматься, кто несет ответственность и пр. И это очень серьезный момент, по сути дела пока делающий весь законопроект неработающим. Напомним, что на эту недоработку указало в своем официальном отзыве Правительство РФ: «...законопроектом не закрепляется порядок выявления органами регистрационного учета факта регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания без фактической возможности временного проживания в жилом помещении лица, зарегистрированного в нем по месту пребывания, либо по месту жительства, и не определен орган государственной власти, к полномочиям которого относится утверждение данного порядка».

Но в целом эти поправки вопроса окончательно не решают. Остаётся непонятным, почему кто-то из супругов не может быть зарегистрирован в одном городе, а проживать в другом. Мало того, этот закон вообще посягает на конституционное право гражданина проживать, где он хочет. Эксперты уже говорят, и с этим трудно не согласиться, что вслед за свободой слова и свободой собраний мы лишаемся ещё и свободы перемещения, а попутно с этим — права выбирать место жительства, и граждане превращаются в «крепостных». А помимо того, что возникает новый инструмент контроля над нашими гражданами со стороны государства, еще резко усиливается и возможность коррупции: проживать по адресу прописки далеко не всегда представляется возможным, а человек окажется привязан к месту своей регистрации.

Так, президент фонда «Миграция XXI века» Вячеслав Поставнин заявил, что новые инициативы «не решают учетные функции, а содержат сплошные кары». При этом, по словам эксперта, поправки «неосознанно» вторгаются ещё и в семейное и жилищное право: так, если внук пропишется в муниципальное жильё своей бабушки, но не будет там жить, то, согласно поправкам, это будет фиктивная регистрация. Теперь «тех, кто приезжает на работу в Москву из других городов, может стать существенно меньше», считает он, а наплыв гастарбайтеров это не остановит.

Правозащитники уже насчитали 60 категорий россиян — потенциальных нарушителей правил регистрации нового законопроекта, в т.ч. 1,5 миллиона бывших супругов, более 7 миллионов россиян, живущих в квартирах, собственники которых отказываются их регистрировать, и т.п.

Соответственно, депутаты уже готовят поправки ко второму чтению. Вероятно, супругов не заставят в обязательном порядке регистрироваться в квартирах друг у друга: В. Плигин внёс поправку, согласно которой не подлежат ответственности супруги, если они живут друг у друга без регистрации в пределах населенного пункта или муниципалитета. Комитет Государственной думы по жилищной политике посоветовал депутатам ко второму чтению подготовить поправки к этому документу, — в частности, не обязательно считать регистрацию «фиктивной», если гражданин не проживает в этом помещении: в ином случае подобная мера «привести может к нарушению прав большинства законопослушных людей, который вселились в жилое помещение, и в виду семейных или других обстоятельств проживают долгий период времени у своих родственников».

Тем временем уже собираются подписи в общественных сетях против закона, который называют законом «крепостных». Журналист Павел Никулин создал движение «Прописке.нет», полагая, что негативные последствия нового закона ощутит на себе большинство снимающих жилье россиян: штрафы за проживание в квартире без регистрации повышаются, вводится отдельная уголовная статья за регистрацию по поддельным документам. По словам П.Никулина, «когда я узнал об этом законопроекте, мне стало дурно, потому что лично я „попадаю под статью“ сразу по нескольким пунктам: я не живу там, где зарегистрирован, моя мама тоже несет ответственность, потому что это она меня зарегистрировала, да и намерения проживать в квартире, где я прописан, у меня нет... сотни тысяч москвичей и приезжих, снимающих жилье, могут оказаться вне закона, потому что люди, сдающие квартиры, не хотят никого там регистрировать, они боятся».

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Депутатам надо особенно тщательно подойти к поправкам ко второму чтению данного законопроекта: очевидно, что он может иметь гораздо более широкие социальные и политические последствия, чем просто регулирующий миграционные процессы».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть