Заявление председателя Госдумы России Сергея Нарышкина во время встречи с представителями французского парламента относительно того, что не «стоит ожидать скорейшего урегулирования нагорно-карабахского вопроса», вызвало нервозную реакцию Баку.
Исполнительный секретарь правящей партии «Ени Азербайджан» Али Ахмедов отметил, что «председатель Государственной Думы России допустил серьезную ошибку, что ему не стоило бы забывать о том, что Россия взяла на себя посредническую миссию по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а главная задача государства, взявшего на себя эту миссию, состоит в успешном выполнении ее». «Я сожалею о том, что человек, занимающий высокий политический пост в России, являющейся одной из стран-сопредседателей, выступает с таким заявлением,- подчеркнул Ахмедов. - Это говорит о том, что в России есть люди, которые не собираются прилагать достаточных усилий для решения конфликта».
В свою очередь директор Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу считает, что «Сергей Нарышкин старается нейтрализовать активность Франции», которая «заставляет Россию раскрыть позицию, о которой не говорится на переговорах» и «старается насколько возможно затянуть решение нагорно-карабахского конфликта». В этой связи Ахмедоглу высказывает оригинальную версию: Россия старается, чтобы Армения вошла в Таможенный союз (ТС), затем начнет торговаться с Азербайджаном в отношении Нагорного Карабаха. И только после того, как Азербайджан станет членом ТС, Россия признает Нагорный Карабах частью Азербайджана.
Еще дальше пошел политический обозреватель с Украины Рагим Гумбатов. В интервью агентству Vesti.Az он с учетом быстрой военной кампании Франции в Мали призвал Азербайджан «поступить как африканские государства - передать право печатания денег в стране французским компаниям, манаты «перековать» на франки, французские товары объявить продуктами первой необходимости и провозгласить французский язык вторым государственным». И тогда, по словам Гумбатова, «через две недели после этого французские легионеры будут «мыть сапоги» в Карабахских реках, восстанавливая территориальную целостность Азербайджана».
Но дело в том, что спикер российской Госдумы Сергей Нарышкин абсолютно прав в оценке перспектив урегулирования карабахского конфликта. Армения и Азербайджан находятся в фазе избирательной президентской компании. Ереван «выжимает из карабахского политического винограда свое политическое вино», а осенью, когда в Азербайджане состоятся выборы, и Баку попытается «завертывать в листья карабахского винограда свою политическую долму». Любопытно, что именно в момент президентских выборов в Армении азербайджанская армия стала проводить широкомасштабные учения в зоне нагорно-карабахского конфликта, а в западных СМИ участились публикации о вероятности силового варианта карабахского урегулирования.
Но позиция Армении более предпочтительна, поскольку ей удается вести «игру» сразу на нескольких площадках: ОДКБ, НАТО, ЕС плюс мощная армянская диаспора, научившаяся навязывать конфликтующим сторонам свой сценарий действий.
В этом отношении возможности Баку ограничены: Запад, как и Россия, не поддержит силовой сценарий Баку. В этой ситуации азербайджанская дипломатия могла бы пойти на нестандартный ход: придать, к примеру, гласности детали переговоров, которые ведутся как в формате Минской группы ОБСЕ, так и во время двухсторонних контактов глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении. Напомним, что в портфелях дипломатов находится какой-то новый план по Карабаху, вокруг которого ведутся ожесточенные закулисные дискуссии. Что уступает Азербайджану Армения - если, конечно, уступает - и что именно «сдает» Азербайджан Армении - если, конечно, только сдает. Но вместо этого Азербайджан выступает с традиционными политическими заклинаниями. Так его официальный представитель МИД этой страны Эльман Абдуллаев в очередной раз решил «перевести стрелки» в сторону стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые, по его словам, «должны активизировать усилия по разрешению армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта».
Но пока фактом является то, что на зимней сессии ПА ОБСЕ, открывающейся 19 февраля в Вене, будет обсуждаться вопрос ввода в строй Ходжалинского (Степанакертского) аэропорта. Накануне официальный представитель МИД России заявил, что Москва поддерживает позицию по этому вопросу Минской группы ОБСЕ и напомнил, что «МГ ОБСЕ получила заверения от сторон о том, что они воздержаться от применения силы или угрозы применения силы против гражданских бортов и решат этот вопрос исключительно дипломатическим путем». Как говорится, процесс пошел.
Комментарии читателей (0):