Министр иностранных дел Ахмет Давутоглу заявил, что Турция намерена добиться права принимать полноценное участие в переговорах между Ираном и «шестёркой» международных посредников по ядерной программе. Для этого он предложил изменить «шестерку» в формат «5+3» — к постоянным членам Совета Безопасности ООН плюс Германия подключить Турцию и Саудовскую Аравию.
С чем связано такое предложение Турции? Очередной раунд переговоров представителей «шестерки» по ядерной программе Ирана намечено провести 26 февраля в Алма-Ате. В ближайшие дни ожидается приезд инспекторов МАГАТЭ в Тегеран. Это, по оценке официального представителя МИД России, «станет важным шагом в плане подготовки полноформатного раунда переговоров».
Накануне вице-президент Байден сообщил, что США могут приступить к переговорам с Ираном — как в рамках двусторонних переговоров, так и в формате «шестерки». Хотя Тегеран заявил о своей неготовности вступить в двусторонний диалог с США, он все же получил «позитивный сигнал»: на данный момент Запад снимает с повестки дня проблему нанесения военных ударов по ядерным объектам Ирана. В этой связи официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд заявила, что Вашингтон надеется, что «Тегеран приедет в Алма-Ату готовым осуждать вопросы по существу». Поэтому не исключено, что казахстанской раунд переговоров Иран-«шестерка» может завершиться некоторым прогрессом . В всяком случае представитель главы европейской дипломатии Кэтрин Эштон, как бы упреждая ситуацию, выступил с заявлением, что «надеется, что переговоры будут плодотворными, и будет достигнут конкретный прогресс в поисках решения, которое позволило бы ответить на беспокойство международного сообщества относительно ядерной программы Ирана». Отметим еще один позитивный «сигнал» для Ирана: Европейский суд общей юрисдикции постановил снять санкции, введенные против одного из крупнейших иранских финансовых учреждений — банка «Садерат», который подозревался в связи с ядерной программой.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Вообще подключение к переговорному процессу по иранской ядерной программе какой-либо региональной страны, или группы стран, имело бы плодотворный характер. Тем более, что прежний опыт посреднической деятельности Турции по наведению «мостов» между Ираном и Западом можно считать удачным: благодаря этому в прошлом году в Стамбуле был проведен важный раунд переговоров Иран-«шестерка». При этом Тегеран не раз публично выражал политическое доверие Анкаре.
Но сейчас отношение Тегерана к Анкаре изменилось. Министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи, когда было предложено провести очередную встречу с «шестеркой» в Стамбуле, заявил, что «Турция не может быть местом проведения данных переговоров». По мнению New York Times, основной причиной такой реакции Ирана является позиция Турции по двум вопросам: кризис в Сирии и размещение у границ этого государства натовской ракетной системы «Пэтриот».
На первый взгляд, может показаться, что место проведения переговоров по ядерной программе имеет никакого значения. Главное — результат. Однако, как отмечают многие эксперты, Иран при выборе места переговоров, особенно в мусульманских странах, стремится использовать потенциал их дипломатии как для оказания давления на переговорный процесс, так и демонстрации своего отношения с этими странами. И третье: для выстраивания некоторого регионального противовеса. Пример тому, когда Иран выступил сторонником привлечения к переговорам по своей ядерной программе Египта. Как пишет глава службы иранских новостей агенства Trend Далга Хатыноглу, Египет является мусульманской страной, кроме того, Иран стремится расширить отношения с новыми властями этой страны. Следует отметить, между Ираном и Египтом уже 33 года как отсутствуют дипотношения, хотя две страны являются членами Движения неприсоединения.
То есть плетутся сети как региональной, так и глобальной интриги. Тегеран, похоже, решил, что если уж есть необходимость вступать в переговоры с Западом в любом формате, то лучше это делать, либо без каких-либо посредников, либо через тех, кто мог бы в роли посредника выполнить определенную миссию — как в интересах своей страны, так и в интересах Ирана. Вот почему избрание Казахстана в качестве места проведения очередного раунда переговоров Иран-«шестерка» породило несколько версий.
Первая версия: Иран желает осуществить прорыв в переговорах по ядерной программе на «площадке» мусульманской страны, которая является членом Шанхайской организации сотрудничества, и куда стремится сам Иран.
Вторая версия: выбору Казахстана способствовал глава германского МИДа Гвидо Вестервелле. Он вспомнил , что Казахстан — страна, которая отказалась от ядерного оружия, и в случае успехов переговоров политика начинает обрастать важными «символами».
Третья версия: именно министр иностранных дел России Сергей Лавров, активно лоббируя переговорный процесс с Ираном, решил выставить Казахстан в качестве геополитического противовеса Турции, втянутой в сирийский кризис. Поэтому в перспективе нельзя исключать, что если действительно речь пойдет о расширении или изменении переговорного формата с Ираном, то Москва будет «продвигать» Казахстан, как лидера мирового безъядерного движения, а не Турцию или Саудовскую Аравию.
Сам же Иран пытается убедить мировое сообщество в своей способности создать бомбу. В то же время он дает понять, что может этого не делать: сформировать свои ядерные амбиции по типу Японии, которая имеет полный объем ядерной технологии, но отказалась иметь такое оружие. Это создает для Ирана эффект статуса ядерной державы, что резко повышает его геополитическую роль на Ближнем Востоке. Именно такой ход событий пытается упредить глава МИД Турции Давутоглу, предлагая ввести в переговорный процесс по ядерной проблеме себя и Саудовскую Аравию, чтобы не оказаться, в конечном счете, на обочине мировой политики.
Комментарии читателей (0):