После того, как израильская авиация нанесла удар по военному исследовательскому центру вблизи Дамаска (по другой версии - удар был направлен на автоколонну со средствами ПВО, якобы предназначавшимися для движения «Хезболла») министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу выступил с очень любопытным заявлением.
«Турция не потерпит и не будет молча наблюдать, если Израиль совершит нападение на какую-либо мусульманскую страну», - так цитирует первую посылку в «силлогизме Давутоглу» газета Zaman. Его вторая посылка: «Почему сирийская армия, которая вот 22 месяца борется со своим народом, не атакует Израиль. Почему Асад не кинет в Израиль даже маленький камешек, когда израильские самолеты кружат над его резиденцией». Третья посылка: «А может, между Израилем и режимом Асада есть тайная договоренность?» Наконец, четвертая посылка силлогизма: «Президент Асад использует атаки Израиля, чтобы представить себя «жертвой» и получить помощь мусульманских стран». И странный нелогичный вывод. «Сирия должна делать то, что полагается стране, подвергшейся агрессии», - считает Давутоглу. То есть, если бы Дамаск объявил войну Тель-Авиву, в таком случае Анкара могла бы выступила с его поддержкой.
Ситуация с ударом Израиля выглядит загадочно. По данным сирийского агентства SANA, на рассвете 30 января израильские военные самолеты вторглись в сирийское воздушное пространство и разбомбили НИИ в районе Джамрая. В результате два человека были убиты, пятеро получили ранения. Здание центра и одно из соседних строений оказались полностью уничтожены. Но если только в этом центре находился склад с химическим оружием, то последствия бомбардировки могли бы быть иными, нежели те, которые показывают по телевидению. С другой стороны, по данным Вашингтона, удар был все же нанесен не по зданию НИИ, а по колонне грузовиков, предположительно перевозившей оружие из Сирии в Ливан исламистскому движению «Хезболла». Израиль действительно опасается утечки российских ракет класса «земля-воздух"» SA-17 Grizzly (зенитные ракеты среднего радиуса действия, модификация ЗРК «Бук»).
Но МИД России почему-то «стандартно» отреагировал на эту ситуацию. «Если эта информация подтверждается, то мы имеем дело с неспровоцированными ударами по целям на территории суверенного государства, что грубо нарушает Устав ООН и является неприемлемым, какими бы мотивами это ни оправдывалось» - подчеркнули на Смоленской площади. Там отметили, « что принимают срочные меры для прояснения этой ситуации и установления деталей инцидента», и призвали «к прекращению любого насилия в Сирии, недопущению какого-либо вмешательства извне и к началу общесирийского диалога на основе Женевских договоренностей». Такие «дежурные» заявления, как правило, делаются в тех случаях, когда дают понять: «Мы здесь не причем».
Ранее Турция не раз заявляла о том, что сирийский режим в боях с силами оппозиции может использовать химическое оружие. Выдвигая эту позицию на первый план, она, таким образом, мотивировала необходимость вооруженного вторжения в Сирию. Под предлогом «угроз» со стороны Сирии, Турция пошла даже на размещение у границ с Сирией натовской ракетной системы «Пэтриот». И вот сейчас, когда авиация Израиля вроде бы нанесла удар по исследовательскому центру близ Дамаска, чтобы неконвенциональное оружие не могло попасть в руки повстанцев-исламистов, Анкара, вместо того чтобы, если не публично поддержать эту акцию, то хотя бы промолчать, решила выступить с протестным заявлением. В этой связи напрашивается только один вывод: действия Тель-Авива явились для Анкары неожиданными, спутали её какой-то сценарий. Не случайно министр иностранных дел Турции Давутоглу намекает, что воздушный налет израильских ВВС в Сирии был согласован с правительством Асада в Дамаске.
Возможно ли такое? Да, возможно. Не исключено, что обжегшись на исламистской власти в Египте и Ливии, израильское правительство считает для себя более полезным сохранение власти Башара Асада. Хотя бы потому, что так называемая « арабская весна» и сирийский кризис изменили региональный расклад сил: "Аль-Каиды" уже у самых границ Израиля. В этой ситуации не все очевидно и с «Хезболла». На первый взгляд, эта сила на Ближнем Востоке больше ассоциируется с Ираном.
Ранее уходящий в отставку министр обороны США Леон Панетта предупредил, что «Иран наращивает усилия по дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке», «начинают поставлять наплечные ракеты, которые угрожают не только военным, но и гражданским самолетам», и что «США обеспокоены возможностью попадания современного оружия и оружия массового уничтожения из Сирии в руки «Хизбаллы». Тем не менее, власти Сирии и Ирана - но только на уровне чиновников второго или третьего ранга - стали угрожать ответными атаками на Израиль. Об этом заявили посол Сирии в Ливане Али Абдулкарим Али и заместитель министра иностранных дел Ирана Хусейн Амир Абдоллахьян. Вот почему на таком фоне заявление главы МИД Давутоглу выглядит нервным и эмоциональным.
На наш взгляд, удар израильской авиации по военному исследовательскому центру вблизи Дамаска демонстрирует желание Запада охладить пыл Саудовской Аравии, Катара и Турции на сирийском направлении - из обоснованного опасения, что поставляемое оружие может оказаться в руках исламистов. К тому же попытка Турции с помощью Североатлантического альянса решить часть своих геополитических амбиций в регионе чревата для альянса большими рисками. Анкара же раздражена тем, что ее фактически заставляют в одиночестве «таскать каштаны из сирийского огня», тем, что на Западе стали открыто переоценивать «арабскую весну».
К тому же сирийские оппозиционеры стали обвинять Запад в «двуличии». На этой основе среди них происходит раскол. Кстати, министр иностранных дел России Сергей Лавров в Мюнхене провел первую встречу с главой Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии Муазом аль-Хатыбом. «Я отметил, что недавно Хатыб сказал, что выступает за начало диалога с правительством Сирии. Мы это приветствуем. Это очень важный шаг, учитывая, что коалиция создавалась на платформе отказа от разговора с режимом», - отметил Лавров. В то же время он констатировал: «Естественно, это не гарантирует, что диалог начнется, так как со стороны оппозиции нет переговорной команды и в этой коалиции много различных групп, чтобы они могли договориться о какой-то единой делегации. Но тем не менее, размышления идут в правильном направлении».
Станислав Николаевич Тарасов - обозреватель ИА REX
Комментарии читателей (1):
Вы же сами на этом сайте обсуждали фильм "Игра в поддавки", он-то как раз, включая сам факт его появления, очень многое объясняет. Есть очень много пищи для сравнений и некоторых обобщений. Включая тот факт, что незадолго до нападения на Ливию "медведевская" Россия отказалась от поставок (и даже разгрузки уже почти поставленных в порт) средств ПВО. Вот очень важный, едва ли не главный военный фактор.
Сейчас НАТО руками Израиля проверяет, как обстоят дела с ПВО в Сирии.
И нам остается надеяться, что неплохо.