Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили продолжает «чистку» в своем окружении. Вслед за отставкой заместителя министра иностранных дел Грузии Николоза Вашакидзе, подписан указ о лишении Ираклия Аласании должности вице-премьера. Правда, за ним пока оставлен пост министра обороны. Если в первом случае – отставка Вашакидзе - не было особой интриги, поскольку он открыто выразил свое несогласие с избранным Иванишвили внешнеполитическим курсом, то с Аласанией все несколько глубже и сложнее. В грузинских СМИ сообщалось, что он якобы приходится Михаилу Саакашвили близким родственником по материнской линии. Сестра жены Аласании Майя Панджикидзе — министр иностранных дел Грузии.
Вот почему, когда Аласания стал за спиной Иванишвили обсуждать вопрос о будущем кандидате в президенты, появились основания говорить о наметившимся расколе в коалиции «Грузинская мечта». По этому поводу сам Аласания в эфире Общественного телевидения Грузии сообщил, что у него состоялся «очень тяжелый разговор» с премьер-министром, который обвинил Аласания в «несогласованных с коалицией действиях». Но дело как раз в том, что Аласания состоит в партии « Свободные демократы», и перед тем, как выйти с каким-либо решением на уровень коалиции, он, видимо, решил определиться со своими коллегами по партии. В этой связи грузинских СМИ появились сообщения о том, что на посту президента Грузии Аласания видит только себя.
Сразу после победы на парламентских выборах «Грузинской мечты» в октябре 2012 года многие кавказские эксперты не исключали варианты появления противоречий внутри коалиции, состоящей из девяти партий с разным видением внутриполитического внешнеполитического курса страны. Но, как считает директор Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодиа, «отстранение Ираклий Аласаниа - новый эпизод в правительстве, когда разногласия выходят наружу». По его же словам, «заявление Иванишвили в Ереване поставило в очень неудобное положение многих его сторонников, поскольку трудно ответить на вопрос, как Ереван может стать примером для Грузии с точки зрения внешнеполитической ориентации; как это можно совместить с заявлениями и обещаниями коалиции «Грузинская мечта», члены которой твердили, что сохраняют курс на евроатлантическую интеграцию». В свою очередь депутат парламента от «Единого национального движения» Акакий Бобохидзе считает, что Аласания- единственный человек в правительстве, который твердо фиксирует, что прозападная ориентация должна оставаться неизменной». Кстати, это подтвердил и сам Аласания в интервью Би-Би-Си уже после лишения его поста вице-премьера. «Премьер-министр говорил о политике Армении, а не о политике Грузии,- уточнил Аласания.- Он очень четко выразился, что наш приоритет – быть частью Европы, частью Евросоюза и НАТО. Что касается Армении – это братский народ, это наш сосед, и мы очень рады, что у них есть возможность продвигать свои интересы и с Европой, и с НАТО, и с Российской Федерацией. Но это говорилось только о политике Армении, Грузия – это другая политика, другие приоритеты. У нас есть четко выраженный приоритет – быть в НАТО». В то же время и Иванишвили публично заявляет о своей приверженности западному курсу, правда, совмещая это с необходимостью нормализации отношений с Россией. У Аласании об этом, как видим, ни слова. Поэтому складывается устойчивое ощущение того, что и пост главы военного ведомства он будет сохранять недолго.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Так что налицо все признаки того, что внутри коалиции « Грузинская мечта» обозначился раскол. В последующем, как предполагает Гия Нодиа, о своей особой позиции может заявить и Республиканская партия, часть членов которой «представляет западников». Что касается Иванишвили, тот он сейчас остро нуждается в новых политических силах, которые бы укрепили победившую на выборах коалицию Грузинская мечта». Так бывший министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания, занимавший этот пост в 2001-2004 годах, заявил о намерении создать в Грузии «первую по-настоящему пророссийскую партию. Это действительно может стать действенным подспорьем для премьер-министра.
Пока же президент Саакашвили наблюдает за тем, что происходит внутри «Грузинской мечты». По Конституции он не имеет права распускать парламент в первые полгода его работы, точно также, как и распускать его за полгода до истечения своих полномочий, которые истекают в октябре. Так что на апрель-июнь в Грузии приходится кульминация событий. К этому времени у новых властей страны могут появиться новые «политические сюрпризы», к которым необходимо быть готовым чтобы довести партию «Грузинской мечты» до конца.
Комментарии читателей (0):