С января 2013 года под действие Закона о закупках госкомпаний должны были попасть, но не попали ряд организаций, для которых регулируемая этим законом деятельность не являлась основной. Что же это за организации? Из текста новелл закона это уяснить не так-то просто. Кто освобождён от Закона № 223-ФЗ ИА REX рассказал коммерческий директор электронной торговой системы B2B-Center Андрей Бойко.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», известный как Закон о закупках госкомпаний или просто Закон № 223-ФЗ, устанавливает правила проведения закупок для организаций, попадающих в сферу его действия. Хотя в этом Законе и нет подробных и сложновыполнимых инструкций в формате «шаг за шагом», но всё же соблюдение его требований подчас представляет собой непростую задачу для компаний, которые раньше не занимались систематизацией своих закупочных процедур.
Особенно проблематично это тем организациям, для которых регулируемая Законом № 223-ФЗ деятельность не является основной. Частью 7 ст. 8 этого Закона для таких компаний была предусмотрена годовая отсрочка, позволяющая подготовиться к работе по новым правилам. Закон № 223-ФЗ должен был вступить для них в силу с 1 января 2013 года. Однако 31 декабря 2012 года были внесены поправки, освобождающие часть таких компаний от обязанности соблюдать требования Закона № 223-ФЗ.
Если попытаться вникнуть в тяжеловесные формулировки поправок, то в самом общем виде можно сказать, что новеллы распространяются на два типа организаций:
— субъекты естественных монополий;
— организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации твердых бытовых отходов (для целей Закона № 223-ФЗ они называются регулируемыми видами деятельности).
Для того, чтобы организация могла освободиться от обязанности соблюдать нормы Закона № 223-ФЗ на основании этой новеллы, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1. Доля государства или муниципалитета в уставном капитале организации должна составлять не более 50%.
2. Выручка от деятельности в качестве субъекта естественной монополии и от регулируемых видов деятельности не должна превышать 10% от общей суммы выручки за предыдущий календарный год.
Из сферы действия Закона № 223-ФЗ могут быть выведены также «дочки» и «внучки» субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Для этого нужно, чтобы доля государства и муниципалитетов как в основной организации, так и в её «дочке» или «внучке» не превышала 50%, а холдинг, в который они входят, получал от деятельности в качестве субъекта естественной монополии и от регулируемых видов деятельности не более 5% от общей суммы выручки за предыдущий календарный год.
Требования по сути простые, хотя и сформулированы в законодательных новеллах в виде довольно сложных конструкций. Сложности добавляет и то, что в новой ч. 2.1 для определения доли выручки использовано такое понятие, как «процент от общей суммы выручки от всех видов осуществляемой деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена на официальном сайте». При этом согласно новой редакции ч. 7 ст. 8 Закона № 223-ФЗ перечисленные выше организации имеют право не соблюдать в своей закупочной деятельности требования этого Закона лишь в том случае, если они опубликовали в сети «Интернет», информацию о своей выручке за предшествующий календарный год. Согласно ч. 20 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, порядок размещения на официальном сайте информации о выручке перечисленных выше организаций и требования к такой информации устанавливаются Правительством РФ. Однако до вступления в силу акта правительства, устанавливающего такой порядок и требования, организации вправе размещать информацию о выручке на собственных сайтах — так же, как в начале 2012 года подпадающие под действие Закона № 223-ФЗ организации публиковали на собственных сайтах свои корпоративные положения о закупках.
В целом можно только приветствовать такое разумное новшество. Ведь если разобраться в новых принципах освобождения от соблюдения Закона № 223-ФЗ, то становится очевидным: в перечень новой ч. 2.1 ст. 1 включены те компании, для которых регулируемая законом деятельность является сугубо вспомогательной. А значит, для них соблюдение его требований было бы не столько дорогой к эффективности, сколько новой головной болью. Уже почти хрестоматийным является пример организации, которая должна была выстраивать все свои закупки по принципам Закона № 223-ФЗ только потому, что на её балансе стояла котельная (осуществляющая, соответственно, регулируемый вид деятельности). С принятием поправок в Закон № 223-ФЗ такая котельная перестает быть проблемой для организации.
Для справки:
"Действие настоящего Федерального закона не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:
1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена на официальном сайте;
2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена на официальном сайте;
3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена на официальном сайте."
(ч. 2.1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ)
Комментарии читателей (0):