На вопрос «Как вы думаете, является ли реальностью сегодня во Франции классовая борьба?» 64% респондентов ответили утвердительно, а 25% сказали «нет», и 11% не определились. В 1967 году, накануне восстания 1968 года, только 44% французов считали, что «классовая борьба есть реальность», против 37% тех, кто сказал, что это «не является реальностью». В 1964 году 40% ответили, что «это реальность», и 39%, что она «не является реальностью».
ИА REX: По Европе снова бродит призрак коммунизма и учения о классовой борьбе?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Призрак коммунизма может бродить по Европе бесконечно, тем более в головах самих коммунистов. Либералов, находящихся у власти практически повсеместно, спасает то, что среди самих коммунистов нет ни одного вождя. Любая идея, любое политическое движение чего-то стоят, если у них есть привлекательный лидер.
Говоря о коммунистах, страны ЕС механически смотрят на тех своих соотечественников, кто тащит, жалко влачит красный флаг с момента развала советской зоны — но это не тот человеческий и политический материал, который способен вновь перекрасить лицо Европы. С националистами — практически то же самое: нет интересных лиц в Европе, нет их и в России.
Населению в принципе по барабану, какая идея придёт на смену ненавистному либерализму и демократии, это может быть как коммунизм, так и национализм. Проблема, ещё раз, — исключительно в людях, носителях той или иной идеи.
Рассуждая теоретически, можно предположить, что внутри ЕС вполне могло бы победить политическое движение, которое выдвинуло бы к Брюсселю, Вашингтону и НАТО требование о конкретной доле каждой страны-члена Евросоюза в «слитых» экономиках Ирака, Ливии и других оккупированных территорий. Что это — «коммунизм» или «национализм»? Населению членов ЕС, находящихся под вечным прессом финансового кризиса, эта деталь была бы интересна как раз менее всего.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
А для своего усиления такое движение могло бы сходу принять международный формат, объединив активистов-единомышленников в целом ряде европейских государств. И требование в программе такого движения было бы одно: ресурсы утилизированных стран должны распределяться прозрачно и пропорционально по каждому члену ЕС — нефть, газ, продукция сельского хозяйства, работники-мигранты для чёрного труда и т.п.
Именно такого рода «призрак» имел бы больше всего шансов на практическую реализацию. А для возвращения коммунизма пока что слишком рано, прошло не так много времени, чтобы эта идеология снова смогла взять власть и заново очаровать толпу.
Комментарии читателей (0):