После отмены политреформы в 2010 году правительство Украины перестало играть ту роль в политике страны, которая была ему свойственна в период второго премьерства Виктора Януковича и Юли Тимошенко.
Тем не менее, именно Кабмин Украины будет определять ежедневную жизнь страны и именно на Кабмин ляжет основная работа по нахождению путей преодоления все усиливающегося экономического кризиса. Мягко говоря, задача перед правительством стоит крайне непростая:
по итогам января-ноября 2012 года, по данным Минфина Украины, дефицит госбюджета составил 41,2221 млрд грн (больше 5 млрд долларов). Таким образом, по сравнению с показателем аналогичного периода 2011 г. (11,943 млрд грн), дефицит увеличился в 3,7 раза.
Бюджет Украины на 2013 год предполагает дефицит бюджета более чем в 49 млрд гривен (около 6 млрд долларов), но эксперты сильно сомневаются, что Киеву удастся сохранить такой дефицит: по всем независимым оценкам, он будет значительно выше. Крайне тревожная ситуация с золото-валютными резервами (ЗВР) Украины:
согласно предварительным данным Нацбанка страны, по итогам 2012 года ЗВР НБУ уменьшились на 22,8%, или на $7,24842 млрд с $31,794,61 млрд до $24,54619 млрд.
Столь резкое снижение ЗВР Украины связано не только с постоянно ухудшающимся состоянием платежного баланса страны, но и с массированными валютными интервенциями Нацбанка с целью удержать курс гривны перед выборами в Верховную Раду Украины. За поддержание курса гривны отвечал бывший глава Нацбанка Украины Сергей Арбузов, нынешний первый вице-премьер (о его роли в новом Кабмине будет сказано особо).
Ситуацию с ЗВР Украины и курсом гривны усложняет не только проблемы с экспортом, но и внешние выплаты, которые ждут Украину в 2013-м году
- страна должна заплатить МВФ $6,43 млрд (в том числе правительство - $2,91 млрд, Нацбанк - $3,52 млрд), тогда как в 2012 году выплаты в адрес Фонда составили около $3,93 млрд (из них правительство - $1,01 млрд). В 2013 году Украине вместе с обслуживанием долгов необходимо вернуть сумму, которая равна 117 миллиардам гривен (при заложенном в бюджете курсе доллара к гривне 8,4 выплаты составят порядка 14 млрд долларов).
Финансовые проблемы Украины наложатся в 2013 году на процесс резкого замедления роста ВВП страны. Рост ВВП на Украине в 2012 году составил до 1%, что ниже запланированных бюджетных показателей, - констатировал президент Украины Виктор Янукович. "По предварительным оценкам правительства за год ожидается рост ВВП на уровне до 1%, тогда как в бюджет 2012 года закладывался рост ВВП 3,9%", - заявил Янукович.
В свою очередь, премьер-министр Николай Азаров заявил, что основным заданием Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины в 2013 году является обеспечение вместе с другими министерствами и ведомствами экономического роста на уровне 3-3,5%, который заложен в госбюджете-2013. Однако такие планы практически всем экспертам кажутся необоснованно оптимистичными.
В нынешнем украинском Кабмине политическому старожилу Николаю Азарову отведена во многом формальная роль. Он был оставлен во главе Кабмина во многом потому, что Янукович не хотел раздражать Москву накануне нового раунда газовых переговоров. Азаров - основной лоббист интересов Киева в газовом вопросе и в украинской столице всё-таки остается слабая надежда, что главе нового Кабмина, которого некоторые в российском руководстве по разным причинам считают сторонником евразийской интеграции, удастся снизить цены на российский газ. Учитывая пик погашения внешнего долга Украиной, Николая Азарову придется добиваться предоставления также дешевого кредита Евразийского банка.
И всё же реальные властные полномочия (прежде всего в финансовой области) будут в основном в руках у Сергея Арбузова. Украинские аналитики уже открыто называют Арбузова "семейным банкиром семьи Януковича", чем и вызвано его столь резкое аппаратное усиление. Уход Арбузова из Нацбанка не означает потери влияния над этим одним из важнейших экономических институтов Украины. Должность главы Нацбанка перешла к Игорю Соркину - человеку команды Арбузова. Но перед правительством Азарова-Арбузова помимо вопроса внешнего долга стоит и сверхзадача - сохранить политику многовекторности Киева, когда эта политика себя логически исчерпала.
Украина объективно оказалась в некой "серой зоне" между формирующимся Евразийским экономическим союзом (прежде всего вне Таможенного союза ЕврАзЭС) и ЕС, который явно не собирается расшириться. Как следствие - Киев нигде не может обеспечить свободный экспорт своих товаров, хотя украинские экспортеры и получили ряд преимуществ от создания Зоны свободной торговли в СНГ), что и ведет к росту дефицита внешней торговли Украины.
По данным Государственной службы статистики, дефицит внешней торговли товарами Украины за 9 месяцев 2012 года составил $11,475 млрд.(за аналогичный период прошлого года дефицит составил $9,589 млрд. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года дефицит увеличился на 19,6%).
Новый глава МИД Украины Леонид Кожара, несмотря на то, что на рынки ТС приходится наибольшая часть украинского экспорта, явно стремится подписать соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС (на посту советкника президента Кожара курировал все переговоры с Брюсселем). Предполагается, что соглашение будет подписано до или на самом Вильнюсском саммите "Восточного партнерства", который пройдет в ноябре 2013 г.. Весьма примечательно, что ради иллюзии "о евроинтеграции Украины" Брюсссель идет на реанимацию уже практически забытого "Восточного партнерства". Кожара как глава МИД хочет согласовать проект соглашение об ассоциации (включая и все условия создания ЗСТ между Украиной и ЕС) уже к концу первого квартала 2013 года. Правда, после согласования проекта соглашения перед Кожарой встанет намного более сложная задача - добиться одобрения соглашения об ассоциации в Европарламенте, где к нынешним украинским властям относятся весьма критически.
Такая спешка понятна: украинские соцопросы показывают, что идет медленный, но постоянный процесс снижения доли сторонников присоединения Украины к институтам ЕС - их количество впервые стало меньше 40 процентов опрошенных. При этом также медленно, но верно на Украине растет количество сторонников присоединения к ТС-ЕЭП - в декабре их количество впервые превысило число сторонников присоединения к ЕС (41 процент). К сожалению, до сих пор в России нет программы продвижения ТС (ЕЭП) на Украине (в отличие от того ЕС, который уже 15 лет активно занимается продвижением идей "евроинтеграции Украины").
Сможет ли нынешнее правительство Азарова-Арбузова успешно выполнить роль "пожарной команды" и не допустить усиления экономического кризиса на Украине и ее дефолта по внешним долгам? Вопрос остается открытым.
Комментарии читателей (0):