Президент Украины Виктор Янукович анонсировал первые перестановки в правительстве. Изменения затронули многих. Наполовину поменялся блок министров, которых непосредственно курирует президент. Помимо того, замены произошли в экономическом блоке. Как отмечают эксперты, в кабинете снизилось «олигархическая квота» за счёт существенного усиления представителей так называемой «семьи Януковича» и «старых донецких».
Так, первым вице-премьером, отвечающим за экономическую и финансовую политику, назначен Сергей Арбузов, ранее занимавший пост главы Нацбанка. Его карьерный рост связывают со знакомством со старшим сыном украинского президента Александром Януковичем. Сергей Арбузов поменял Валерия Хорошовского, который являлся главным идеологом евроинтеграции в предыдущем правительстве. Будет ли продолжать эту линию новый первый вице-премьер, да и сохранится ли это направление институционально в кабинете, пока сказать трудно.
Министром иностранных дел назначен Леонид Кожара. Он опытный дипломат, был послом Украины в Швеции, отвечал за международные вопросы в администрации президента Леонида Кучмы. В последнее время являлся спикером Партии регионов по внешнеполитическим проблемам, в том числе активно комментировал ход переговоров между Киевом и Москвой по вступлению в Таможенный союз.
Отметим также и перестановки в энергетическом ведомстве. Министр экологии Эдуард Ставицкий получил назначение в Министерство энергетики и угольной промышленности. Занимавший ранее это место Юрий Бойко пошел на формальное повышение, он назначен вице-премьером, будет курировать сферы экологии, природных ресурсов, энергетики, угольной промышленности и промышленной политики.
В первую очередь новому правительству предстоит решать задачи по выводу украинской экономики из кризиса. В этом деле не обойтись без международной кооперации, что подразумевает продолжение переговорного процесса по вступлению в Таможенный союз и подписанию соглашения об ассоциации с Европейским союзом. С подачи главы комитета Европарламента по международным делам Элмара Брока и посла США на Украине Джона Теффта эти два вектора квалифицированны как взаимоисключающие друг друга. К слову, Москва подобных категорических противопоставлений ни разу не декларировала.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но есть нюанс. Если в диалоге между Украиной и Евросоюзом задействован не один Брюссель, но и ряд стран-членов ЕС, то с Таможенным союзом переговоры превратились в исполнение «сольных партий» Киевом и Москвой. Лишь только недавно, как отмечают украинские СМИ, к этому дуэту подключился президент Белоруссии Александр Лукашенко, начавший агитировать Украину за вступление в ТС. А где же коллеги из Казахстана, неужели им нечего обсудить с киевлянами по вопросам евразийской интеграции?
Фактически переговорная повестка свелась к узкой проблематике цены на газ и сопутствующие тому подпункты. Между тем, по словам украинского уполномоченного по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ, Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС) и региональными объединениями Валерия Мунтияна, по первым оценкам, из 51 соглашения договорной базы ТС Киев устраивают только 29. Причем, считает Валерий Мунтиян, эту оценку нужно будет провести еще раз, с более детальным анализом остальных 22 соглашений. Потому остается неясным: даже если Россия и Украина достигнут взаимопонимания по газу, означает ли это, что больше нет препятствий по вступлению в Таможенный союз. Ответ на этот вопрос должен прозвучать не только из Москвы и Киева, но и Минска и Астаны. Но, прежде всего, свою позицию должно сформулировать новое украинское правительство.
Как отмечало издание «Коммерсантъ-Украина», подписать договор о присоединении к Таможенному союзу было невозможно даже по той причине, что он требует утверждения кабинетом министров, состав которого не был сформирован на момент ожидаемой встрече между Виктором Януковичем и Владимиром Путиным 21 декабря. Сегодня это формальное препятствие снято. Хотя не будем и преувеличивать евразийскую ориентацию членов назначенного правительства. Пока что острожный оптимизм внушает позиция министра иностранных дел Леонида Кожары. Буквально на днях, будучи еще депутатом Верховной Рады, он заявил, что вступление Украины в Таможенный союз будет менее болезненным, чем вступление в Зону свободной торговли с Евросоюзом. «Нас никто не приглашает в Евросоюз, нас приглашают иметь свободную торговлю с ЕС, - отметил Леонид Кожара. - Снять все импортные квоты и импортные пошлины. Это означает, что в первые годы наша экономика просто почувствует шок, некоторые отрасли пострадают, некоторые наши производства, возможно, погибнут. Такого эффекта от вступления в Таможенный союз не будет. Более того, будет быстрая выгода».
Но, как бы там ни было, пора признать, что переговорный процесс по евразийской интеграции должен сопровождаться активным подключением к нему и Минска, и Астаны. В этом случае Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина могут выйти на новую геополитическую реальность, конторы которой очертил влиятельный киевский еженедельник «Зеркало недели». По мнению издания, наличие подписи президента Украины под обязательством присоединиться к российскому интеграционному проекту привело бы к «переформатированию всей системы международных отношений между Европейским Союзом и создаваемым Россией Союзом Евразийским». Как считает «Зеркало недели», Москва предлагает на смену отношениям Евросоюз — Россия ввести формат Евросоюз — Евразийский Союз, где страны-члены первого делегируют свой голос Брюсселю. Вместе с тем, издание опасается, что «Москва при этом остается Москвой (никому ничего де-факто не делегируя), но при этом выступает уже не от имени РФ, а от имени всего Таможенного (Евразийского) Союза». Однако подобная конструкция нисколько не мешает другим участникам ТС отстаивать свои интересы в рамках общей позиции, было бы желание. Тем более что тот факт, что Киев является достаточно опытным переговорщиком, вряд ли кто-либо может это отрицать.
Станислав Стремидловский - политолог, главный редактор газеты «Цена вопроса» (Москва) специально для ИА REX
Комментарии читателей (0):