Гарри Каспаров как-то по случаю сформулировал своё отношение к персонам российской власти в интервью рупору американской пропаганды радиостанции «Голос Америки».
«Мне кажется, что всё-таки нельзя делать вид, что сегодняшняя российская власть обладает демократической легитимностью, которая позволяет вести любой переговорный процесс на паритетном уровне. Россия, как и Китай, это огромные страны и не важно, кто ими управляет. Они играют серьёзную, значимую роль в мировой политике. Сам факт нахождения абсолютно нелегитимного российского руководителя в одном ряду с представителями развитых индустриальных демократий, мне кажется, является серьёзнейшим моральным поражением Запада. В первую очередь, я считаю, что должны быть установлены правила игры не только в межгосударственных отношениях, а ещё, я бы хотел подчеркнуть, именно в отношениях с теми представителями российской правящей верхушки, которые, несмотря на всю свою антизападную риторику, уже плотно интегрировались в западные финансовые и экономические институты. Мне кажется, что именно угроза личным капиталам может резко изменить алгоритм поведения. Бандиты могут очень долго кричать и „надувать щёки“, но когда возникает реальная угроза их личным интересам, их поведение может резко поменяться».
ИА REX: Принятие сенатом США закона о списке Магнитского кажется воплощением мечты Каспарова о снижении легитимности представителей российской власти. Учитывает ли Каспаров корреляцию между плотной интеграцией в западные финансовые институты и поведением российской власти? Поможет ли Запад Каспарову?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Запад Каспарову поможет, у шахматиста длинные руки. Первый шаг к будущему обжиму российских миллиардеров сделан «Актом Магнитского»: Запад протестировал Россию не на самых крупных финансовых и олигархических фигурах, чтобы просто замерить её реакцию. Россия ответила, как могла — пытаясь традиционно пугать словами, парламентскими «чтениями», крайне не желая идти на мгновенные, фактические дискриминирующие американцев меры.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Запад приютил Березовского, кого-то ещё — единичных представителей российского сверхбизнеса. Но это было исключением. Основную группу действующих российских банкиров, с их прожорливыми семьями, президентов сырьевых и естественных монополий туда принимать не собираются, точно так же, как и не собираются выдавать им деньги из своих банков.
При этом не исключено, что уже достаточно скоро Запад поставит представителей высшего российского бизнеса перед простым выбором: с данного момента вы или за Путина — или за свои зарубежные счета, выбирайте. При этом самого президента можно не трогать вообще. Не стоит сомневаться: выбор будет однозначным. Таким образом, это действительно самая слабая — а не самая сильная, как казалось до настоящего времени — группа поддержки президента. Эти сдадут, не задумываясь. После принятого в США «Закона Магнитского» российская власть должна быть в постоянной тревоге за настроения внутри данного контингента.
Каспаров тронул нужные струны — и хорошо ещё, если это простая самодеятельность, если додумался до этого сам.
Ростислав Ищенко, политолог, президент «Центра системного анализа и прогнозирования»:
Слабое место постсоветских демократов — уверенность в том, что счёт в западном банке — предел мечтаний и за его сохранение можно всё отдать. На самом деле политическая власть значительно важнее и существеннее финансовых возможностей. Обладая политической властью, Вы сами определяете кто беден, кто богат и что считать деньгами. Обладая же деньгами, Вы постоянно находитесь под угрозой экспроприации, если только не обладаете достаточной политической властью, чтобы защитить свои деньги.
Таким образом, российская политическая элита, независимо от наличия или отсутствия счетов в западных банках и «интегрированности в финансовые институты Запада» кровно заинтересована в сохранении сильной России, как гаранта сохранения и приращения их капиталов. При отсутствии сильного государства за спиной «раскулачить» западные «друзья» могут в любой момент самого преданного холопа — было бы желание поживиться его собственностью. А тех, кто слишком много знает о неприглядных сторонах американской политики, могут и ликвидировать. Так, на всякий случай, чтобы не болтали лишнего.
Андрей Куприков, политолог, руководитель Волгоградского регионального отделения «Деловой России»:
Стенания оппозиции всё больше напоминают истерику, камлание и танцы с бубном, годичной давности протесты она так и не смогла ни возглавить, ни сформировать. Рассуждения Каспарова о нелегитимности, причём абсолютной, власти в России больше напоминают жалобы начинающего шахматиста на гроссмейстера, который его обыграл и обхитрил.
Комментарии читателей (0):