Цыган интегрируют в современное общество: правозащитники

ИА REX публикует заявление Московского бюро по правам человека в связи с разработкой программы по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в РФ
17 декабря 2012  18:02 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует заявление Московского бюро по правам человека в связи с разработкой программы по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в РФ.

В различных документах международных организаций, посвящённых борьбе с расовой и национальной нетерпимостью и предлагающих меры по улучшению положения национальных меньшинств, цыганам почти всегда уделяется особое внимание. Это связано с целым рядом факторов. Цыгане расселились практически по всему миру, представляя меньшинство в каждой из стран проживания, но суммарно составляя довольно большую численность (на настоящий момент 8-10 млн человек). В России цыган насчитывается, согласно последней переписи, около 200 тыс. человек, но, по некоторым оценкам, их число достигает миллиона.

С одной стороны, в силу исторических традиций им довольно сложно адаптироваться к современным реалиям, с другой стороны, у них часто нет паспортов, их неохотно берут на работу, они лишены социальных прав, медицинской помощи. Около 80% цыганских детей, плохо знающих русский язык, вообще не посещают школу или уходят из неё во 2–3 классе. И население регионов, где появляются цыгане, и местные власти относятся к ним очень настороженно. Цыган то и дело обвиняют в торговле наркотиками, в воровстве. Нередко возникают стычки, и дело доходит иногда до кровопролития, разрушения домов цыган.

Уже много лет правительства разных стран пытаются решить вопрос с цыганами, и, по большей части, безуспешно. В объединённой Европе «цыганский вопрос» уже давно стал головной болью. После включения балканских стран, где проживает множество цыган, в шенгенскую зону, цыгане могут свободно передвигаться по Европе в поисках более благоприятных условий. Многие из них, имеющие паспорта, просят убежища в наиболее развитых странах. В результате в октябре 2012 года шесть государств ЕС — Германия, Австрия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург — обратились к Еврокомиссии с просьбой разработать механизм, который позволил бы положить конец безвизовому режиму для государств Западных Балкан.

Отношения местного населения с цыганами иногда превращаются в опасное противостояние, как это было недавно в Болгарии. В результате правительства некоторых стран, отчаявшись добиться успехов в интеграции цыган, идут на радикальные меры. Так, летом 2010 года тогдашний президент Франции Николя Саркози принял решение о депортации группы цыган. Французские власти ликвидировали несколько цыганских лагерей, оплатив цыганам билеты и выдав им на руки по 300 евро каждому (на ребенка — 100 евро), отправили на родину — прежде всего, в Румынию и Болгарию. Однако международная общественность резко осудила французские власти, которые были вынуждены остановить процесс депортации. Новое французское правительство обещало изменить свою политику в отношении цыган, в соответствии с цивилизованными методами адаптации и аккультурации цыган, предлагаемыми европейскими структурами. В частности, кабинет министров, возглавляемый Жаном-Марком Эйро, заявлял о намерении увеличить число отраслей, в которых могут работать цыгане, отменить налоги на работодателей, нанимающих мигрантов-цыган. Но благие помыслы быстро сошли на нет. Министр внутренних дел Франции Манюэль Вальс объявил о том, что ещё до конца текущего года во Франции будет отменена денежная помощь, которая выделялась цыганам, в основном из Румынии, для возвращения на родину: он объяснил, что выделение такой помощи «стало притягивать в страну большое количество цыган из Румынии, для которых переезд из страны в страну стал своеобразным средством обогащения»; приехав к себе домой, они опять возвращались во Францию, чтобы ещё раз получить денежное пособие.

Латвия пыталась интегрировать цыган в современное общество, потратив на это, по сообщению местной прессы, 1 млн. латов. Но практической пользы ни одно мероприятие по интеграции не принесло. Таким образом, по сути, правительства западных стран оказались в тупике и не знают, что им предпринять. Россия смотрит в будущее с гораздо большим оптимизмом. Разработан и прошёл межведомственные согласования «Комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыганской этнической общности в РФ на 2012–2014 годы». Один из авторов программы, ведущий научный сотрудник Центра европейских исследований ИЭА РАН, председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметр полагает, что этот документ носит исторический характер, и его положения позволят интегрировать цыган в современное общество.

Предполагается коренным образом изменить положение с образованием цыган, обучать детей русскому языку, под наблюдением социальных служб. Предусмотрены меры, которые обеспечат цыганам доступ к здравоохранению, трудоустройству, а также возможности для организации бизнеса — в частности, планируется помощь в развитии фермерских хозяйств. Должны быть решены и бытовые проблемы — цыганам, не имеющим паспортов, упростят их выдачу. Семьям, чьи дома не оформлены по закону, также помогут с легализацией жилья, поскольку в ряде деревень остро стоит вопрос о сносе цыганских домов.

Немаловажным обстоятельством, по мнению Деметр, являются планы обеспечить цыганам доступ к СМИ, дать им возможность изменить сложившиеся о них в обществе негативные стереотипы. Эксперты согласны с необходимостью принимать срочные меры, но предрекают трудности в их реализации. По словам политолога Ростислава Туровского, «проблема состоит в том, что у цыган нет территорий компактного проживания, помощь невозможно привязать к регионам и обеспечить софинансирование со стороны органов региональной власти». Получается, что задача ложится целиком на федеральный центр. По этой же причине неясно, какие общины станут получателями средств по этой программе. При этом Туровский не уверен, что даже в случае применения действенного механизма реализации мер они окажутся полезными — политолог считает, что цыгане сами не очень заинтересованы в системных взаимоотношениях с властями. И, конечно же, его опасения имеют перед собой почву — опыт западноевропейских стран это показал.

Президент фонда «Миграция XXI века», бывший заместитель директора Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин не очень верит в успех программы из-за более общих проблем, связанных с недостаточной проработкой в законодательстве понятия «национального меньшинства» и невозможностью подготовить соответствующим образом ориентированных полноценных программ: «Это не даёт возможность принять нужные программы регионального развития вместе с органами местного самоуправления. Без закрепления понятия национальных меньшинств отсутствуют возможности финансирования в развитие культуры, языка, СМИ. Кроме того, у нас плохо гармонируют между собой закон о местном самоуправлении и закон о национальной культурной автономии. Нужно соединять два этих закона и работать на местах». Довольно скептически относятся к возможности адаптации цыган в обществе и представители правоохранительных органов. Они считают, что многих цыган, привыкших зарабатывать себе на жизнь продажей наркотиков, воровством и мошенничеством, трудно заставить работать.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Ситуация очень сложная. С одной стороны, внедрение такой программы можно только приветствовать. С другой стороны, есть сомнения в успешной реализации этой программы и саботировании её органами власти».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
В случае объявления всеобщей мобилизации
С началом 2023 года следует ожидать на Украине
83.9% увеличения интенсивности боевых действий и вовлечённости сопредельных государств в военный конфликт
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть